Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОЛИЦИЕЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО НАСТУПЛЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Аннотация: Данная научная статья  посвящена принудительным мерам административного предупреждения, реализуемым в деятельности подразделений полиции, участвующих в охране общественного порядка. Дается классификация рассматриваемых мер по различным основаниям и особенности их применения с учетом вида.

Ключевые слова: государственное принуждение, административное право, административная деятельность полиции МВД России, административно-предупредительные меры принуждения, органы внутренних дел, полиция.

По мнению авторов под принудительными мерами административного предупреждения понимаются - установленные законом способы, приемы и действия, направленные на вторжение в сферу конституционных прав и свобод граждан, ориентированные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, и ее составляющих: обеспечения безопасности личности, общественной безопасности и правопорядка, путем предупреждения (исключение возможности совершения) правонарушений, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправного поведения контролируемого субъекта, как в повседневной  деятельности полиции, так и при установлении различных правовых режимов[7, С.25-26.].

Основанием для применения рассматриваемой группы принудительных мер является наличие потенциальной или реально существующей угрозы безопасности отдельных лиц, угрозы общественной бе- зопасности, а также наличие потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.

Данные меры по целям применения можно подразделить на две подгруппы: 1) меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения воз- можного наступления вреда; 2) меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения[10, С.41-45.] совершения ими новых правонарушений. Применение мер первой подгруппы чаще всего связано не с фактом правонарушения, а с возникновением угрозы общественным или личным интересам, причинения вреда в результате стихийного бедствия, действий психически больных и т.д. и направлено на обеспечение общественной безопасности и безопасности личности. Применение принудительных мер административного предупреждения рассчитано, как правило, для неопределенного круга лиц. В состав этой подгруппы входят следующие меры:

1.      Оцепление (блокирование) участков местности. В соответствии со  ст. 16 «Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов» ФЗ «О полиции» полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности: при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий; при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций; при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом. При осуществлении выше указанных действий полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

2.   Временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов. В соответствии с. п. 20 ст. 12 ФЗ «О полиции» полиции предоставлено право «временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения[6, 48 С.]; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии».

3.    Удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 13 ФЗ «О полиции», она имеет право «требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов».

4.    Личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте (предполетный досмотр) производится для предотвращения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ (п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции»). Полиция имеет право «осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан[9, С.139-143.], досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами».

Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасно- сти. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники полиции органов внутренних дел на транспорте, (ст. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации[2], далее – ВК РФ). При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым (ч.3 ст.85 ВК РФ). Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров[5] устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

5. Изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения. Сотрудники полиции обязаны «изымать у граждан и должностных …., а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам» (п. 37 ст. 12 ФЗ «О полиции»). Сотрудники полиции имеют право: «осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения» (п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

6.                   Личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории. Согласно ст. 13 п. 18 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право «осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки  местности  либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места». К примеру, в соответствии со ст. 24 («Применение оружия гражданами Российской Федерации ») Федерального закона «Об оружии» [3] «Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно- развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом» (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 №398-ФЗ, от 21.07.2014 №227-ФЗ).

7.    Изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки (п. 37 ст. 12 ФЗ «О полиции»). Данная мера применяется с целью предупредить возможность использования поддельных документов их владельцами для реализации предоставляемых этими документами прав и полномочий в последующем. Такая же мера, думается, должна применяться и к недействительным документам (к примеру, документам, срок действия которых истек[4]).

8.    Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Конституция Российской Федерации[1] закрепляет право на неприкосновенность жилища. «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», — указывается в ст. 25 основного закона Российской Федерации. Статьей 15 ФЗ «О полиции» определено, что полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан: перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия; при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу; не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан; сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан пись- менно уведомляется прокурор в течение 24 часов. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусматривающими взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению.

9.     Использование транспортных средств и средств связи в служебных целях. Данная мера применяется в соответствии с п. 36 и 37 ст. 13 Федерального закона «О полиции», в которых закреплено право сотрудников полиции «беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам» и «использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба».

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер[8, С.37-49.], административно- предупредительные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно- предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение (интересы большинства общества превалируют над интересами меньшинства), эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Список литературы

 

1.                   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2.                   Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

3.                   Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об оружии». Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5681.

4.                   Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 20.10.2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.

5.                   Приказ Минтранса России от 25.07.2007 № 104(ред. от 06.07.2016) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007№ 9975). Российская газета, № 180, 17.08.2007.

6 . Байгажаков С.В., Николаев А.Г., Солошенков П.А. Внедрение автоматизированной информационно- управляющей системы подразделений ДПС Госавтоинспекции, интегрированной с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: методические рекомендации М.: Академия управления МВД России, 2014. – 48 с.

7.              Бецков А.В., Елагин А.Г., Николаев А.Г. Административно-правовые средства организации деятельности подразделений полиции специального назначения, при обеспечении общественного порядка: учебное пособие. – Издание второе, доработанное. – М.: ТЕИС, 2015. – С.25-26.

8.         Васильев Ф.П., Новиков Д.Н., Николаев А.Г. Административно-правовое регулирование вопросов профилактики правонарушений в России и есть - ли проблема их совершенствования?// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Право как основа современного общества» (Челябинск, 13.02.2017 г.). – Уфа: Аэтерна, 2017.- С.37-49.

9.         Николаев А.Г. Личный осмотр граждан и находящихся при них вещей - как административно-правовая мера предупреждения правонарушений. Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей межвузовской научно-практической конференции (Москва, 29 мая 2012 года). – М., Академия управления МВД России, 2013.С.139-143.

10.        Николаев А.Г. Организация взаимодействия ОВД с налоговыми органами по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов. Сборник статей Межвузовского научно-практического семинара Академия управления МВД России «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности». Часть II. (Москва, 25 октября 2011 г). М., Академия управления МВД России, 2012. С. 41- 45.