Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА (КОНЕЦ XIX –НАЧАЛО XX ВВ.)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 сентября 2017г.

Начиная с античного мира, тема понимания и классификации наук, позднее – вопросы соотношения естественных и социальных наук занимают умы исследователей, в том числе, юристов. В рамках этой проблематики интересно сопоставить понимание закона в естественнонаучном смысле и закона как источника права (юридического закона).

Закон в естественнонаучном смысле представляет собой общую формулу, выражающую установленное однообразие явлений. Этот закон выражает постоянство, которое существует в силу природы вещей в отношениях между явлениями: «Формула закона гласит: при таких-то условиях происходит то-то. Это установлено не человеком, но естественными свойствами данных условий, иначе говоря, самой природой» [4, 20]. Закон выражает то, что существует в действительности, поэтому можно утверждать, что закон есть обобщенное выражение действительности.

Юридический закон состоит из правовых норм. Правовые, как и другие социальные нормы (мораль, религия), заключают в себе правило должного поведения, следовательно, выражают то, что признается необходимым в соответствии с целевой деятельностью людей. В связи с этим, нормы права (частный случай норм вообще) могут быть нарушены, закон в естественнонаучном смысле нарушить нельзя. Закон неизменяем и постоянен, он, как писал С.А. Муромцев, «может быть парализован в своем действии; но не может быть устранен, как скоро присутствуют условия, к которым он относится» [4, 21]. Например, можно препятствовать сближению двух тел, но нельзя устранить самого закона тяготения, который продолжит свое действие (в форме давления на препятствие). Естественнонаучный закон не зависит от воли человека, в нем выражается то, что существует с необходимостью и потому не зависит от случайностей человеческой воли.

С помощью установления правовых норм регулируются общественные отношения, и показывается путь достижения правового порядка на уровне общества, поэтому правовые нормы можно расценить как причину, влияющую (определяющую) поведение людей в социуме. Законы выражают устойчивые однообразные связи явлений, но не являются их причиной. Законы объясняют, каким образом явления совершаются: закон тяготения объясняет, не почему тела тяготеют друг к другу, а только как они тяготеют.

Однако здесь есть свои особенности. Стоит отметить, что законы для окружающего мира - есть не что-то представленное человеком (не то, каким мир должен быть по его разумению), а является описанием этого мира, таким, каким он объективно существует вне рассмотрения и оценок его со стороны человека. В качестве примера абсолютного закона можно назвать теорию относительности Эйнштейна. Эта теория претендует на то, чтобы быть глобальным законом. Кроме того, следует добавить, что попытка найти такой универсальный закон - мечта любой естественной науки, их основная цель, поскольку выведение такого закона явится свидетельством того, что данная область всецело изучена и понята. В идеале, зная такой закон, человек может предсказывать свойства объекта даже без возможности их измерить и подтвердить экспериментально (опытны путем). В биологии такой закон пока не найден (хотя открытие генов, расшифровка генома дает небольшой толчок в этом направлении, но это только лишь шаг к выведению общего закона). В химии такой закон был открыт, благодаря чему наступил расцвет химической науки. Речь идет о периодическом законе, открытом Менделеевым, который лежит в основе периодической таблицы. Данный закон абсолютен, универсален и позволил предсказать объекты и свойства, неизвестные на момент его создания.

Ключевым отличием в понимании закона для естественных наук является то, что человек не может его искусственно создать, придумать; такой закон должен быть "пойман" на основании опыта, научного эксперимента. Вывести закон для естественных наук гораздо сложнее, что связанно с ограничением в познании и пониманием того, как существуют и взаимодействуют элементы внешнего мира. Если в социальных науках закон может быть "придуман" и признан как некая аксиома, в естественных науках это невозможно. В то же время, в формальных[1] науках (математике, геометрии, статистике, информатике, кибернетике и др.) формирование закона схоже с тем, как он выводится в социальных науках. Это связанно с тем, что в формальных науках элементы представляют собой абстрактные, не имеющие физического воплощения объекты, что позволяет принять и вывести закон исходя из размышлений (умозрения). В этом смысле закон в естественных науках стоит обособленно, поскольку теоретическое обоснование его является необходимым, но не достаточным.

По мнению отечественного правоведа Н.М. Коркунова, закон нельзя признавать причиной явлений, он есть их результат. В этом смысле действия законов приложимы и к человеческой деятельности. Поскольку природа всех людей наделила общими свойствами, можно выделить однообразие явлений, которые и составят закон человеческой деятельности. Другая точка зрения на соотношение норм (область должного) и законов (сфера сущего) заключается в признании отсутствия между ними принципиального отличия. Однако стоит признать, что между юридическим законом и естественнонаучным все же существуют следующие различия:

1)    Деятельность права всегда предполагает волевой сознательный момент. Его предписания не устанавливаются сами по себе, без вмешательства человека. Что касается законов в естественнонаучном смысле, то их действие не связано с волей человека: они действуют как до открытия их людьми, так и после.

«Открытие Ньютоном закона тяготения ничего не изменило в порядке явлений тяготения. И до Ньютона, и после него сила тяготения остается неизменно прямо пропорциональной массе и обратно пропорциональной квадрату расстояния» [3, 74-75].

2)    Закон есть всегда необходимый порядок, который нельзя нарушить. Нормы права нарушаются; правовой порядок – обязателен, однако обязанности могут быть не исполнены или ненадлежащим образом исполнены, в то время как с природной необходимостью бороться очень сложно (пожары, наводнения, извержения вулканов и др.) – необходимость освобождает даже от обязанностей.

3)    Закон не допускает исключений, его действие не может изменяться во времени и месту – он имеет безусловный характер. Кроме того, он предполагает предельный уровень обобщений и не может быть сведен к какой-либо другой, более простой форме. Что касается правовых норм, то их система крайне разнородна, она зависит от многих факторов, даже в одной местности и одновременно может действовать несколько видов законов. Кроме того, правовые нормы не являются предельными  обобщениями. Они изменяются с развитием социальных отношений и тем самым регулируют их.

Таким образом, юридический закон и закон в естественнонаучном смысле – понятия разнородные. Норма права есть правило должного поведения, которое может быть нарушено; нормы служат причиной действий человека. Закон в научном смысле – выражение существующего в действительности однообразия явлений, он не допускает отклонений, не может быть нарушен и не может выступать в качестве причины этих явлений На эти же отличия обращал внимание С.А. Муромцев: «Юридический принцип указывает на то, что должно быть; закон – на то, что есть в силу свойств человека, общества и мира. Юридический принцип составляет продукт человеческой деятельности; закон стоит над ней. Юридический принцип может быть нарушен человеком, нарушение закона свыше человеческих сил. Юридический принцип подлежит критике – критика закона не имеет смысла» [3, 71-72; 4, 22].

1 Необходимо уточнить, что существуют различные классификации наук, например, науки разделяются на точные, которые изучают количественно точные закономерности и используют строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и логических рассуждениях (математика) и когнитивные (все остальные); на эмпирические (естественные и социальные) и абстрактные или формальные (математика, информатика, кибернетика).

Список литературы

 

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель. М., 2016.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ / Отв. Ред. И.Д. Рожанский. М., 2017.

3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Пред. д.ю.н., проф. И.Ю. Козлихина. СПб,2003.

4. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права/ С.А. Муромцев. М., 2016. С.21.

5. Рожанский И.Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля / Аристотель. Сочинения в 4 т. Т.3.М.,1981.

6. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Т.1.Вып.1. М., 1995.