Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ И ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЭВТАНАЗИИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Право, как регулятор  общественных отношений должно, прежде всего, быть направлено на решение конкретных задач, на достижение определенных целей. Имеющиеся в современное время научные работы по вопросам эвтаназии содержат в основном рассуждения о моральных, нравственных составляющих данной проблемы, не предлагая правовой характеристики и не имея практического значения. Высокопарные обороты, используемые в подобных работах: «Мы не живем в античных временах и временах фашизма… наша жизнь самое главное, что у нас есть» [1, с.862]; право «человека на самоубийство» … извращает «смысл понятий «достоинство» и «милосердие» [5]; «мы не имеем права вмешиваться в план мироздания» [7], выглядят скорее как глумление над пациентами с неизлечимыми заболеваниями, нежели решение конструктивных вопросов. В данных работах игнорируется очевидный для правоведа тезис - правовое государство должно гарантировать права человека на достойную «качественную» жизнь, на уважение чести и достоинства, реализация которых в безысходных для человека ситуациях невозможна.

   Несмотря на попытки ряда авторов дискредитировать эвтаназию как правовой институт, статистические данные убедительно свидетельствуют не только об актуальности данной проблемы, но также о невозможности однозначной констатации отрицательного отношения общества к эвтаназии. Так, по данным опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения, проведенного в 2006г. за полный запрет эвтаназии выступают только 28% россиян, 36% - за разрешение эвтаназии с большими ограничениями, 23% опрошенных считают, что на эвтаназию не следует налагать никаких ограничений и она должна стать общераспространенной практикой [2].

    При исследовании мнения пациентов в 2008г. было установлено, что за признание законности эвтаназии высказались 35% пациентов городских больниц и 44% пациентов сельских больниц с высшим образованием; 58%- пациентов городских больниц и 29% пациентов сельских больниц со средним специальным образованием; 35% пациентов городских больниц и 13,5% пациентов сельских больниц со средним образованием. Кроме того, большое число опрошенных медиков (22%) рассматривают эвтаназию как акт гуманности, прекращающий страдания пациента [7].

    По данным опроса Фонда общественного мнения в 2012г. 32% россиян считают допустимым официально разрешить эвтаназию в России. Столько же процентов считают невозможным официально разрешать эвтаназию в России, а 36% затруднились ответить [4]. Сторонники эвтаназии объясняют свое мнение тем, что это гуманно, «люди не должны против своей воли страдать, мучиться» (20%) и что «человек имеет право распоряжаться своей жизнью» (7%). 3% полагают это допустимым в случае неизлечимой болезни[8].

    Для ответа на вопрос о готовности российского общества и правовой системы к легализации эвтаназии необходимо провести правовой анализ положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации». Запрет эвтаназии прописан в ст.45, 60 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако системный подход к толкованию указанного закона позволяет установить, что его нормы по рассматриваемой проблеме несогласованны и опосредованно допускают применение эвтаназии. Так, в соответствии со ст. 19 пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства. Последнее, исходя из определений, содержащихся в ст.2 являет собой составную часть более общего понятия – «медицинская услуга», которое в свою очередь составляет более емкую дефиницию – «медицинская помощь». По правилам формальной логики пациент имеет право на отказ от оказания ему медицинской помощи. Из данного правила есть всего пять императивных исключений (ст.20), четыре из которых гарантируют защиту и безопасность окружающих от пациента с определенными заболеваниями в определенных случаях. Применительно к теме исследования значение имеет пятое исключение из правил о возможности отказа от медицинской помощи (п.1 ч.9 ст.20) - если вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и, если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители. Т.е. оба этих условия (угроза жизни и невозможность выражения человеком своей воли) должны присутствовать одновременно и рассматриваться в качестве обязательных только в совокупности. Следовательно, в случаях, когда человек имеет возможность выразить свою волю, он имеет законное право на отказ от медицинской помощи. Указанные положения представляются еще более убедительными с учетом провозглашенного в рассматриваемом законе принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи (ст.4). Принцип, содержащийся в российском законе, полностью согласуется с идеями о свободном волеизъявлении личности и обеспечения гарантий правомерности реализации принятых личностью решений, ценности автономного выбора человека [3, с.47]. В ряде стран (Швейцария, Бельгия, Нидерланды и т.д., в Северной территории Австралии, в штате Орегон в США) эвтаназия получила легализацию. В Нидерландах выработана подробная процедура, выполнение которой служит гарантией от злоупотреблений. Лечащий врач должен убедиться в наличии шести условий: настоятельная просьба больного; невыносимые страдания, им испытываемые, без перспективы улучшения; полная информированность пациента о своем заболевании и состоянии; отсутствие альтернатив: нет лечения, обезболивающие не помогают; независимое заключение второго врача; адекватная помощь в смерти. Все случаи эвтаназии подлежат обязательной регистрации. В Бельгии процедура выдачи разрешения на эвтаназию крайне жесткая – чтобы получить такое разрешение, нужно пройти множество обследований, доказать свою вменяемость [6]. Право неизлечимо больного пациента на эвтаназию признается и закрепляется не только на национальных уровнях, но и на международном, что подтверждается решениями Европейского суда по правам человека, в частности, Постановлением от 29.04.2002 г. «Дело Претти против Соединенного Королевства». Согласно Декларации об эвтаназии (принятой 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей в Мадриде, Испания, октябрь 1987) эвтаназия определяется как акт преднамеренного лишения жизни пациента по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких.

    Сторонники запрета эвтаназии ссылаются на общепризнанные международные и конституционные нормы о праве человека на жизнь, провозглашенного в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 20 Конституции Российской Федерации. Однако, признание права на жизнь вовсе не означает императивного возложения обязанности жить. Юридическое толкование указанных норм выявляет их направленность, прежде всего, на существование корреспондирующей данному праву обязанности государства - охранять жизнь каждого индивида непосредственно от преступных посягательств других лиц, и опосредовано - путем охраны окружающей среды, запрещения смертной казни, др. Правовое государство, выступая гарантом соблюдения прав человека, призвано обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.2, 7 Конституции РФ). Запрет эвтаназии с указанных позиций в условиях невозможности в силу уровня развития медицинской науки и техники обеспечить облегчение боли (право на которое закрепляет п. 4 ч. 5 ст.19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») обрекает человека на мучительное и бессмысленное существование. Как правильно отметили А. А. Андреева, В. В. Приходько, никто не вправе заставлять безнадежных больных испытывать жестокие мучения, когда растительное существование и боль лишают человека достоинства [1, с.862]. Указанное представляется еще более значимым на фоне существующих международных стандартов и механизмов борьбы против пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения. Таким образом, легализация эвтаназии в рамках правового государства – это гарантия обеспечения возможности реализации естественных, неотчуждаемых прав человека, включающих не столько право на жизнь, сколько право на достойную жизнь, не обремененную бесчеловечными или унижающими достоинство мучениями. Самоопределение,  самореализация и автономия личности в правовом государстве, о которых рассуждают на страницах специализированных изданий, должны быть применимы не только к «обычным» гражданам, но и к людям, оказавшимся в безысходной ситуации, связанной с определенными заболеваниями. Предоставление им в таких случаях государством права на возможность достойного ухода из жизни будет свидетельствовать о гарантиях прав человека на указанные самоопределение, самореализацию и автономию личности. Легализация эвтаназии должна обеспечиваться комплексным правовым регулированием в целях предотвращения неоднозначных толкований законодательных положений и предупреждения всевозможных злоупотреблений. 

   Представляется необходимыми следующие законодательные нововведения. Во-первых, изменения в ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», касающиеся отмены прямого запрета эвтаназии – редакция статьи должна содержать перечисление случаев, в которых разрешена эвтаназия, либо отсылку к специальному федеральному закону, содержащему такие случаи.

   Во-вторых, целесообразными представляются изменения в трудовом законодательстве в части установления дополнительных гарантий, компенсаций и льгот для медицинского персонала, осуществляющего данную процедуру.

    Проблема легализации эвтаназии нуждается в комплексном решении на федеральном уровне посредством внесения ряда изменений и дополнений в действующее законодательство и принятия специального федерального закона. Вопрос о самой возможности легализации эвтаназии должен подлежать положительному ответу, если речь идет о правовом государстве, при условии «наличия сознательной и настойчивой просьбы больного, невозможности облегчить его страдания медикаментозными средствами, а также несомненных доказательств невозможности спасения жизни» [1, с.863].

Список литературы

1.     Андреева А.А., Приходько В.В. Проблема эвтаназии в современном обществе // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2012. Том 2. № 11 - С. 861-863.

2.     ВЦИОМ: Россияне против клонирования, но одобряют эвтаназию // электронный источник. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2006/04/16/250750.html

3.     Галь И.Г., Богач С.Б., Галь К.И. XVII Всемирный конгресс по медицинскому праву (информация и научный обзор) // Медицинское право. 2009. N 3. С. 46 - 52.

4.     Право на смерть: допустима ли эвтаназия? Что думают россияне о возможности разрешить эвтаназию в нашей стране. Опрос «ФОМнибус» от 27 мая 2012 // Электронный источник. Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10469

5.     Сергеев Ю.Д., Павлова Ю.В., Журилов Н.В Учебно-методическая и научно-практическая деятельность кафедры медицинского права Первого МГМУ имени И.М. Сеченова по реализации современных требований к правовой подготовке медицинских работников России // Медицинское право. 2013. № 4.

6.     Судо Ж. Эвтаназия. – М, 1987.

7.     Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Зазвонов М.Н. К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе // Медицинское право. 2008. № 1.

8.     Эвтаназии и социологические исследования // Электронный источник. Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/041208/73.html