Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНЕЗИС ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

Ключевые слова: социальное государство, фабричное законодательство, социальная политика, социальное обеспечение.

Аннотация: статья посвящена анализу элементов социального государства, которые начали формироваться в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ вв.

     Конституция РФ 1993 г. в части 1 статьи 7 провозгласило Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [11]. Однако, в настоящее время в научных кругах нет единого мнения о том, что следует понимать под «социальным государством» и о хронологических рамках его генезиса и развития.

   Дискуссии по данным вопросам вспыхнули с новой силой в связи с мировыми событиями, в частности, с кризисом долговых обязательств Греции, который актуализировал проблематику социального государства, поскольку отчасти вина в кризисе  лежит именном на нем. Основная проблема Греции – неспособность ее экономики обеспечить функционирование социального государства, в основе которого высокий уровень социальных гарантий населения, значительно более высокие по сравнению с пенсии, зарплаты бюджетников и пр. Этот кризис, по существу выявил одно из основных противоречий между рынком и социальной сферой в основных развитых государствах Европы. Сегодня в Западной Европе, по существу, наблюдается процесс постепенного сворачивания социального государства. При декларировании приверженности ценностям демократии, интересам народа и идеалам социального государства, Запад, по существу, происходит все большее смещение баланса между рынком и социальной сферой. Сегодня во многих странах Евросоюза, особенно в странах Средиземноморья и в странах – «молодых» членах ЕС лозунг «благосостояние для всех» уже не отражает реального положения дел.

   Анализ публикаций по данной тематике позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается тенденция к идеализации социального государства, попыткам «найти» социальное государство в дореволюционной России. Попытаемся выяснить, насколько правомерно говорить о существовании социального государства в Российской империи в XIX – начале ХХ вв.

   Теоретические представления о социальном государстве начали формироваться и сложились в определенную концепцию в XIX в. и связаны с именами Л. фон Штейна, Ю. Оффнера, Ф. Науманна и др. Сам термин «социальное государство» впервые был введен в научный лексикон Лоренцем фон Штейном в 1850 г. Он отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [12; с. 82].

    Катализатором, подтолкнувшим правящие круги к реализации «социальной функции», стало растущее рабочее движение в Европе. Первые акты социальной направленности как практическая реализация идеи социального государства появились в Германии, Англии, США, Франции и ряде других стран. Не стала исключением и Российская империя. Здесь растущая социальная напряженность в обществе привела к появлению такого феномена, как фабричное законодательство.

   Следует сразу оговориться, что нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные виды трудовых отношений и социального обеспечения, принимались и в первой половине XIX века (например, Закон «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» от 24.05.1835 г. [10; с. 447], Закон «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12- летнего возраста» от 07.08.1845 г. [9; с. 591] и некоторые другие), однако арсенал мер государственной социальной помощи был чрезвычайно мал, не подкреплялись никакими нормами контроля и фактически не исполнялся. Сама помощь носила эпизодический, «точечный» характер, что не позволяет рассматривать деятельность государства в этой сфере в качестве широкомасштабной социальной поддержки или социальной защиты. В свою очередь, личность не обладала никакими социальными правами, закрепленными на законодательном уровне [18; с. 14].

   С особой интенсивностью фабричное законодательство начинает развиваться во второй половине XIX века. В первое пореформенное десятилетие Россия почти не знала стачек как формы защиты рабочими своих интересов. Беспорядки на предприятиях, отражавшие, по мнению министра юстиции, «безвыходность положения рабочего класса», сопровождавшиеся разрушением машин, поджогами, избиениями ненавистных мастеров, походили скорее на крестьянские бунты. Однако уже в 70-е гг. прошли стачки на Невской бумагопрядильной фабрике (1870 г.), Кренгольмской (Нарвской) мануфактуре (1872 г.), на строительстве Воронежско-Ростовской, Киевско-Брестской, Азово-Севастопольской железных дорог и т. д. Хотя стачки затронули лишь небольшую часть рабочего класса, они свидетельствовали о появлении новых черт в рабочем движении: выдвижении экономических и правовых требований, товарищеской солидарности, росте человеческого достоинства. Например, на Кренгольмской мануфактуре рабочие просили продлить обеденный отдых на 1/2 часа, раньше прекращать работу детей, обязанных посещать школу, уменьшить размер штрафов, установить более точные расценки.

    В 80-х гг. в условиях промышленного кризиса и затяжной депрессии стачки рабочих стали распространяться по всей России, и их количество и интенсивность постоянно увеличивались. Если с 1787 по 1881 гг. были зафиксированы 29 выступлений, в которых приняло участие почти 35 тыс. человек [13; с. 23], то в следующий пятилетний период были отмечены 87 стачек, участниками которых стали 75 тыс. трудящихся [17; с. 364]. В 1910 г. бастовали 47 тыс., в 1911 г. – 105 тыс., в 1912 г. (после Ленского расстрела рабочих) – 400 тыс. человек [3; с. 114].

   В условиях социальной напряженности в стране правящие круги вынуждены были кардинально изменить государственную политику, улучшив определенным образом положение населения в аспекте социальной защищенности от комплекса соответствующих социальных рисков [4; с. 44].

    Во второй половине XIX – начале XX вв. был издан ряд актов, регулирующих нормы рабочего времени и отдыха несовершеннолетних и женщин, вопросы медицинского обеспечения и социального страхования, деятельность фабричных инспекций и другие аспекты трудовой деятельности и социального обеспечения работников на заводах, фабриках и мануфактурах:

1 июня 1882 г. – закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [6; с. 265];

3 июня 1885 г. – закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» [5; с. 261];

3 июня 1886 г. – Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих [16; с. 554];

14 марта 1894 г. – закон «О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» [7; с. 106];

2 июня 1897 г. – закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично- заводской промышленности» [8; с. 355];

2 июня 1903 г. – Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности [15; с. 328].

    Важно отметить, что элементы социального государства в России возникли еще до завершения формирования капиталистической системы классического типа [2; с. 11]. В силу особенностей развития капитализма в стране господствующий класс феодального общества – помещики-землевладельцы – и в начале XX в. по-прежнему сохранял свою экономическую силу и власть. Для политического строя страны был характерен произвол бюрократии, сохранялись сословные привилегии, национальное неравенство.

   В 1906 году первая в отечественной истории Государственная Дума (парламент) приступает к правовому оформлению основ социальной политики. В июне 1912 года был принят целый комплекс законодательных актов в сфере страхования рабочих на производстве – законы «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об учреждении совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев» [14; с. 734; 847; 850-882].

    Таким образом, за достаточно короткий, по сравнению с большинством европейских стран, хронологический период в Российской империи был принят целый комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих сферу трудовых отношений и социального обеспечения трудящихся – длительности рабочего дня, условий  работы  женщин  и  детей,  обязанностей  предпринимателей  при  выплате  заработной  платы, урегулирования трудовых конфликтов и т.д. [1; с. 44]

   Однако, говорить о масштабном социальном обеспечении, доступном для всего населения Российской империи здесь не приходится. Фабричное законодательство, являясь прогрессивным явлением в сфере регулирования трудовых отношений, имело ряд недостатков – слабый контроль за исполнением предписаний законов, ограниченность действия в пространстве и по кругу лиц, несовершенство законодательной техники.

   В результате нарождавшиеся капиталистические отношения тесным образом переплетались с пережитками феодализма. Новая капиталистическая эпоха еще более остро поставила проблему выбора того или иного пути развития России, породила новые общественные силы, которые оказали решающее воздействие на ход и исход этой борьбы.

    Пореформенный период показал способность самодержавия к самореформированию, приспособлению к изменявшимся условиям, но серия реформ, проведенная во второй половине XIX – начале ХХ вв., при всех их положительных результатах, не была завершена. Поэтому данный хронологический период можно и нужно определить не как социальное государство, а как период становления отдельных его элементов, константных признаков, как начальный этап формирования социального государства, вызванный объективными причинами – ростом забастовочного и стачечного движения, кардинальными изменениями в производственных процессах и отношениях, появлением организованных форм борьбы рабочего класса за улучшение условий труда. Социальное государство начинает появляться в качестве «альтернативы» революционных преобразований и потрясений. Правительство пыталось снять социальную напряженность в обществе путем принятия на себя обязанности по защите социальных прав трудящихся, регулированию трудовых отношений между работником и работодателем.

Список литературы

1.     Валетов Т.Я. Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. Обозрение. Вып. 13. М., 2007.

2.     Добрынин Е.Ю. Конституционно-правовая характеристика Российской Федерации как социального государства: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.02: защищена 16.02.2012 / Добрынин Егор Юрьевич. - Челябинск, 2011.

3.     Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. 1900-1940. СПб.: СМИО Пресс, 1998.

4.     Журавлев В.И. Конституционная политика в формировании социального государства: концепция и исторический опыт // Юридическая наука. 2014. № 2.

5.     Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» от 3 июня 1885 г. // ПСЗ РИ - III. Т. V. № 3013.

6.     Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1 июня 1882 г. // ПСЗ РИ - III. Т. II. № 931.

7.     Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» от 14 марта 1894 г. // ПСЗ РИ - III. Т. XIV. № 10420.

8.     Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» от 2 июня 1897 г. // ПСЗ РИ - III. Т. XVII. № 14231.

9.     Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» от 07.08.1845 г. // ПСЗ РИ - II. Т. XX. № 19262.

10. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» от 24.05.1835 г. // ПСЗ РИ - II. Т. X. № 8157.

11. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. – № 237. – 25 декабря.

12. Миленский В.П. Политические процессы в России в сравнительном измерении. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997.

13. Морозовская стачка. 1885-1935: сборник документов и воспоминаний. М.: Московский рабочий, 1935.

14. Полное собрание законов Российской империи. Том XXXII. №№ 23122, 37444, 37445-37447.

15. Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности от 2 июня 1903 г. // ПСЗ РИ - III. Т. XXIII. № 23060.

16. Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих от 3 июня 1886 г. // ПСЗ РИ - III. Т. VI. № 3769.

17. Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ в. М.: Наука, 1989.

18. Шапошников С.П.  Социальное государство в России: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2010. № 11.