Право на вознаграждение, являясь одним из основных имущественных правомочий автора, до настоящего времени не получило своего однозначного понимания в цивилистике, поэтому определение юридической природы права автора на вознаграждение имеет большое теоретическое и практическое значение.
Научные дискуссии на данную тему велись еще в дореволюционной России, нашей целью является анализ исследований отечественных ученых в данной области.
Дореволюционными юристами уделялось большое внимание вопросам имущественных интересов автора. Отметим, что XIX век – время формирования авторского и патентного права в их современном виде, в связи с чем внимание исследователей было обращено на обоснование существования интеллектуальной собственности, ее экономического содержания в целом.
В рамках патентного права данный вопрос исследовался А.А. Пиленко («Право изобретателя» 1902г.), А.П. Скородинским («Привилегии и патенты. Пособие для изобретателей и промышленников» 1904 г.).
В рамках авторского права данную проблему изучали Я.А. Канторович («Литературная собственность» 1895 г., «Авторское право» 1916г.), В.Д. Спасович («Права авторские и контрафакция» 1865г.) и особое внимание праву автора на вознаграждение уделял Г.Ф. Шершеневич. Было найдено экономическое обоснование авторского дохода и сделан важный вывод о его уникальной природе, найдено отличие от других видов доходов, в том числе от заработной платы [20, С. 14]. Эти выводы легли в основу дальнейших исследований отечественных ученых.
Советский период развития характеризовался наибольшим интересом к указанной проблеме, многочисленными дискуссиями относительно природы вознаграждения, критериев установления размеров вознаграждения.
В связи со становлением плановой системы экономики, поменялся подход к природе исключительных прав авторов, к их возможности распоряжаться своими правами.
Автор утратил свое исключительное право на результаты интеллектуального труда, так как «в условиях социалистического общества ни о какой монополии автора на созданное им произведение не может быть и речи» [18, С. 24.].
В связи с этим, как пишет Е.А. Павлова, «возникал закономерный вопрос о том, какова экономическая природа авторского вознаграждения, если автор не является товаропроизводителем, а само вознаграждение - ценой (или частью цены) произведения» [16, С. 267].
Существовали разные подходы ученых, основными из которых являлись меновая и трудовая теория. Их подробный анализ и сравнение требуют отдельного исследования, здесь мы остановимся на них кратко и сделаем выводы.
Представители меновой теории авторского вознаграждения подчеркивали, что «на деле оценивается не сам труд автора, а результат этого труда…определяющим в оценке выступает использование произведения»[16, С. 268]. Среди представителей меновой теории можно назвать М.В. Гордона [5], В.И. Серебровского[18, С.139], В.А. Дозорцева[7], А.Е. Пашерстника [17].
В.А. Дозорцев считал, что по своей сущности художественная творческая деятельность является формой мелкотоварного производства, а авторское вознаграждение – ценой за продажу произведения [9, С. 160].
А.Е. Пашерстник также отмечал, что вознаграждение не подходит «под юридическое понятие вознаграждения за труд» [17, С. 145]. Ученый подчеркивал, что «Автор получает вознаграждение, определяемое не затратой труда, а ценностью результата и ценностью предоставленного соответствующему контрагенту права использования этого результата»[17, С. 145].
Отметим, что взгляды представителей меновой теории в советское время подвергались критике[11].
Несомненно, большинство цивилистов того времени поддерживали трудовую теорию авторского вознаграждения. Сторонниками трудовой теории являлись И.А. Грингольц, Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц[1], А.И. Ваксберг[3]. К примеру, И.А. Грингольц считал, что авторское вознаграждения это «одна из форм распределения по количеству и качеству труда, наряду с заработной платой» [6, С. 146].
Высоко оценивая степень проработки данного вопроса советскими учеными отметим, что, возможно, выводы представителей обеих теорий нельзя считать полностью завершенными. Оценивать размер вознаграждения по количеству и качеству труда трудноосуществимо в силу самого характера творческого труда, но и оценивать результат труда в условиях социалистического склада экономики также было нельзя по причине того, что автор не мог быть товаропроизводителем, не существовал свободный рынок, а соответственно, трудно было найти критерии для объективной оценки результата творческого труда.
На наш взгляд, выводы представителей меновой теории могут обрести новый виток своего развития в наши дни и уже легли в основу современных исследований. В частности, это выводы В.А. Дозорцева относительно гражданско-правовой природы авторского вознаграждения, его абсолютного характера, находящего свою реализацию в относительных правоотношениях[8]. Также считаем важным вывод исследователя о том, что могут существовать иные экономические выгоды для автора, в случае использования произведения самим автором.
Отметим, что, на наш взгляд, выводы представителей трудовой теории также обладают высокой ценностью и в наше время, особенно в отношении исследования природы права автора на вознаграждения за служебные объекты интеллектуальной собственности.
Современными исследователями уделяется большое внимание вопросам права автора на вознаграждение за служебные объекты интеллектуальной собственности, в особенности на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
В частности, это Э.П. Гаврилов [4], В.Н. Кастальский [12], М.В. Лабзин [14] П.П. Баттахов [2], Л.А. Трахтенгерц [19], С.И. Крупко [13], В.И. Еременко [10]. Небольшое количество работ посвящено комплексному исследованию права автора на вознаграждение, среди которых стоит выделить работы Е.А. Павловой [16] и Е.А. Моргуновой [15].
По итогам анализа научных трудов, посвященных авторскому вознаграждению, возможно дать определение данного феномена, которое, по нашему мнению, отражает основные характеристики его правовой природы.
Право автора на вознаграждение – это элемент исключительного права, которое является частью общего права на получение имущественной выгоды, имеющее гражданско-правовую природу, являющееся правом абсолютным, возникающим с момента создания объекта интеллектуальной собственности, но реализующееся в относительных правоотношениях с третьими лицами. Может быть отчуждаемо и передаваемо, но только как часть исключительного права при его отчуждении в полном объеме. Также может переходить по наследству на весь срок действия исключительного права.
Однако отметим, что данное определение не является окончательным и требует своей дальнейшей доработки. В современном законодательстве используется единая терминология «право автора на вознаграждение», на наш взгляд, применяемая, к различным по своей природе понятиям.
Во-первых, существует разница между природой права автора на вознаграждение (общим правом на вознаграждение) и правом автора на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, которое большинство исследователей относит к «иным» правам. Во-вторых, встает вопрос о том, каким образом у автора сохраняется право на вознаграждение (являющееся элементом исключительного права) в случаях, когда исключительное право ему не принадлежит. В-третьих, в чем особенность природы права на вознаграждение у композитора, являющегося автором аудиовизуального произведения. В-четвертых, как соотносятся право автора на вознаграждение и право следования, которое также является правом на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения. Все эти вопросы требуют своего дальнейшего исследования.
Общий анализ трудов ученых, начиная с конца XIX века показал, что несмотря на то, что подход теоретиков к этой проблеме не был однозначен, основные положения теории находили свое постепенное развитие и взгляды современных цивилистов во многом аккумулируют выводы предыдущих исследователей.
1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. 280 с.
2. Баттахов П.П. Служебные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010.
3. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Советское государство и право. 1954. N8. С. 38 – 39
4. Гаврилов Э.П. О служебных изобретениях // Патенты и лицензии. 2011. N 9. С. 2 - 14; N 10. С. 3 - 10.; Гаврилов Э.П. Инновации и патентное право // Патенты и лицензии. 2011. N 3. С. 52 - 58.; Э.П. Гаврилов. Судебная практика по охране интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2010. N 7 / СПС Консультант-плюс.
5. Гордон М.В. Понятие советского авторского права // Ученые записки Харьковского юридического института. 1939. Вып. 1. 232 с.
6. Грингольц И. А. О теории авторского вознаграждения за произведения литературы, науки и искусства // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968. С. 145 - 146.
7. Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы // Советское государство и право. 1977. N 2. С. 43 - 50.
8. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде: Научно-практический комментарий. М., 1985. 174 с.
9. Дозорцев В.А. Природа вознаграждения за изобретательские предложения // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. C. 156–173.
10. Еременко В.И. Развитие института служебных произведений в России / Законодательство и экономика, 2013, № 1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М.: Юридическая литература, 1972. 184 с.
12. Кастальский В.Н. Авторское вознаграждение за использование служебных изобретений // Патенты и лицензии. 2008. № 3.
13. Крупко С.И. Институт служебных изобретений. Новеллы и проблемы правового регулирования // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
14. Лабзин М.В. Отношения по поводу служебных объектов интеллектуальной собственности как предмет трудового права // Патенты и лицензии. - М., 2008, № 11. С. 11-21
15. Моргунова Е.А. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / С.М. Михайлов, Е.А. Моргунова, А.А. Рябов и др.; под общ. ред. Е.А. Моргуновой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014. 176 с.
16. Павлова Е.А. Вознаграждение за использование произведений науки, литературы и искусства // Актуальные вопросы российского частного права: сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора В. А. Дозорцева. М., 2008. С. 261-288.
17. Пашерстник А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих. М.; Л., 1949. 352 с.
18. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. 283 с.
19. Трахтенгерц Л.А. Объем имущественных прав автора служебного изобретения. Гражданское право и современность: сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / С.С. Алексеев, Ф.О. Богатырев, Б.А. Булаевский и др.; под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Статут, 2013. 766 с.
20. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. 319 с.