Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

    «Технология блочно - тематического планирования» - научно обоснованная, практико-ориентированная, системно организованная совокупность технологий оптимизации образовательного процесса средствами моделей, проектов и вариативных форм планирования (в рамках концепции развивающего образования). Технология создана в период с 1988 по 1998 год и апробирована в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений Пермского края. Возможности технологии с успехом использованы в решении проблем «Интеграции индивидуального, личностного и творческого развития детей 3-7 лет на нулевой ступени «системы М. Монтессори»; «Организации разностороннего развития детей дошкольного возраста в педагогическом процессе интегрированного характера (в т.ч. в группах детей с ЗПР)»; «Организации образовательного процесса ДОУ с приоритетом познавательно-эстетического развития детей»; «Организации образовательного  процесса  познавательно-эстетического  характера  на  материале  интеграции  разделов «экологическое образование», «ознакомление с окружающим», «художественное творчество»; «Формирования профессиональных компетенций студентов в условиях интеграции содержания учебных дисциплин» и пр. Сегодня средствами моделирования, проектирования и тематического планирования решаются проблемы организации целостного образовательного пространства ДОО, интеграции вариативных форм познавательной содеятельности педагога и детей, обеспечения условий формирования у субъектов образовательного процесса целостного образа предмета познания и др. Посредством технологии, решаются задачи формирования информационной культуры детей и педагогов. Так введение технологий моделирования и проектирования разных аспектов образовательной практики требует от педагогов освоения способов разработки вариативных моделей,«тематических проектов», приемов обработки информации в соответствии с социальным заказом, требованиями нормативно-программных документов, возможностями, потребностями и реальным психологическим возрастом детей. В зависимости от цели моделирования разрабатываются концептуальные, концептуально-технологические, технологические и содержательные модели. Например, процесс трансляции детям дошкольного возраста образовательной информации опосредован «тематическими матрицами» - содержательными моделями области (темы) познания. Тематическая матрица не только ориентирует педагога в сущности предмета познания, содержании минимального объёма ожидаемых знаний, но и детерминирует природосообразную последовательность организации процесса их освоения детьми разного возраста.  Как показала  многолетняя практика инновационных преобразований деятельности ДОУ Пермского края возможности «технологии блочно- тематического планирования» позволяют успешно решать задачи управления и перевода образовательных процессов в формат требований и условий ФГОС ДО.

    Концептуальной основой моделирования используемого в «технологии блочно-тематического планирования» стали современные подходы к изучению и анализу познавательных процессов в рамках когнитивной психологии (психологии познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления). Остановимся на ключевых понятиях, раскрывающих сущность и предназначение моделирования в процессе конструирования образовательного процесса. «Когнитивная система — система познания человека, сложившаяся в его  сознании в результате становления его характера, воспитания,  обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы человек ставит себе цели, принимает решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса. В основе когнитивной системы лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка. Носителем такой системы является мозг человека. Аккумулированные знания о действительности, выраженные в определённых знаковых системах, присущих определённой культуре или этносу, носят название концептов, сочетающих в себе как универсальные представления о мире, свойственные всему человечеству, так и субъективно-национальные, обусловленные ментальными и культурными особенностями этноса, говорящего на конкретном языке. Совокупность концептов (концептосфера) репрезентуется языковой картиной мира» \5\. «Когнитивная карта — образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Когнитивная карта - субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Карта не равна территории, но от того, какой «картой» пользуешься, очень часто зависит, куда, когда, каким образом и в каком состоянии придешь» \6\. По мнению В. Зинченко и Б. Мещерякова «когнитивные карты - метафорический термин для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Широко используемые людьми когнитивно-знаковые карты функционируют в виде интериоризированных, субъективных репрезентаций, согласно одному из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского» \1\. В качестве рабочего понятия мы толкуем «когнитивную карту» как субъективную картину локализации разного рода объектов, имеющую пространственные координаты представленные последовательностью и направленностью связей между ними по определенному маршруту; целостный образ пространственного расположения объектов. От умения субъекта пользоваться «картой» зависит: куда, когда, каким образом и с какими результатами он способен «прийти». «Когнитивное моделирование. Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, была предложена Аксельродом (Axelrod R., 1976). Она основана  на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F— множество факторов ситуации, W— множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации; методы анализа ситуации. В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации. В основе технологии когнитивного анализа и моделирования лежит когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об объекте и внешней для него среды в следующей последовательности: первичные представления об исследуемой ситуации, системное концептуальное исследование ситуации, структурированные знания о предметной области, построение когнитивной модели об исследуемой ситуации. Когнитивная модель ситуации, структурный анализ когнитивной модели, структурные свойства когнитивной модели, моделирование, основанное на целевом подходе. Результаты на уровне модели, предметная интерпретация результатов моделирования, новые знания о динамике развития ситуации. Результаты когнитивной структуризации отображаются с помощью когнитивной карты (модели) \5\.

    В рамках технологии «блочно-тематического планирования» успешно используются принципы, подходы и приёмы осуществления «когнитивной (познавательно-целевой) структуризации знаний об исследуемом объекте и внешней для него среды». На их основе разработаны алгоритмы создания моделей, позволяющих осуществить концептуальный, концептуально-технологический, технологический, содержательный и управленческий анализ наличной информации об объекте познания, организовать полученные знания в целостную систему, раскрыть потенциалы развития и\или инновационного преобразования изучаемого объекта. Модели обеспечивают возможность изучения, самостоятельного обогащения, структуризации и прочих исследовательских действий проблемных аспектов области познания, раскрывают возможности и потенциалы их целевой трансформации. Эффективность обучения моделированию и целенаправленному применению разноуровневых когнитивных моделей исследована в деятельности педагогов ДОУ Пермского края; в процессе учебной работы студентов ПГГПУ и обогащения профессиональных компетенций специалистов системы образования. Как показала практика включения моделирования в процессы изучения и преобразования той или иной области субъектного познания, она позволяет не только осуществить «ситуационный анализ» проблем, но и опосредует интеграцию процессов алгоритмизации и индивидуализации приёмов создания и успешного использования моделей в проектируемой субъектом деятельности. Практика моделирования обогащает когнитивную систему субъекта познания, активизирует формирование совокупности новых концептов, опосредующих развитие «языковой картины мира». Практика когнитивного моделирования области познания, формирует универсальные способы осуществления познавательных действий, подчиняющихся принципам целенаправленности, целеполагания, системности, интеграции, дифференциации, обобщения исходной и результативной информации в новую целостность, проявляющую свойства целеобразования, самоорганизации и динамики саморазвития.

    В качестве примера использования когнитивного моделирования в развитии познавательных процессов и организации познавательной содеятельности педагогов и детей (как субъектов образовательного процесса) рассмотрим «тематическую матрицу». Тематическая матрица - содержательная модель области познания. Матрицы не только ориентируют педагога в сущности предмета познания, содержании минимального объёма ожидаемых знаний, но и обозначают природосообразную последовательность организации процесса их освоения детьми. Содержание тематических матриц организовано в соответствии с принципами научности, последовательности, системности и ориентировано на возрастные особенности развития когнитивной, эмоциональной и деятельностной сфер детей дошкольного возраста. Так дети третьего и четвёртого года жизни в процессе познания ориентированы на выделение чувственных характеристик и слово-обозначение предмета познания. В плане интеллектуального развития они осваивают простые умственные операции (элементарный анализ, сравнение, группировку объектов по 1-2 признакам, обобщение 1-3-х существенных признаков предмета познания и др.). Дети пятого года жизни осваивают способы выявления возможных отношений предмета познания с окружающей средой. В формате когнитивной модели они «открывают» свойства предмета познания, характер его отношений к «себе подобным»  и другими представителями ближнего и дальнего окружения. Интеллектуальный потенциал детей обогащается за счёт освоения и активного применения эмпирических моделей, направленных на выявление «скрытых» свойств предмета познания (преимущественно в опытно - экспериментальной деятельности); в практике установления причинно-следственных связей и отношений. На шестом году жизни актуализирован принцип «открытия» многообразия единичного. В процессах самоосуществления и утверждения своей индивидуальности, определения «социальной ниши» (места и роли в семье, в отношениях со сверстниками) дети с интересом откликаются на когнитивные модели организации родовидовых отношений в любой области познания. Их привлекают особенности организации жизни социальных животных (муравьёв, пчёл), «семьи» зверей и птиц (львиный прайд, стая пингвинов), биоценозы, симбиозы и т.п. На седьмом году жизни детей учат объединять (моделировать) освоенные знания о мире по признаку отнесённости познанных объектов к природно-климатической зоне Земли (вариативность среды обитания и виды живого, формы приспособления к наличным условиям обитания и пр.). Особое внимание в этом возрасте уделено развитию способности выделять неповторимо-индивидуальные характеристики любого предмета (области) познания, его самоценность и самодостаточность (по отношению к себе в т.ч.). Использование тематических матриц в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивает становление субъективно-ценностного, социально- ориентированного и устойчиво положительного отношения к предметам, явлениям и объектам познанной действительности. Процесс формирования целостного образа мира в содеятельности со взрослыми и сверстниками организован в виде спиралевидной модели. Одни и те же разделы программы осваиваются детьми 3-7 лет в четырёх плоскостях (на 4-х условных ступенях обучения), но в разных объёмах и с разной глубиной по отношению к возрастным возможностям. Вертикаль спиралевидной модели – стратегия организации целостногообразовательного пространства, а линейно-плоскостная структура развёртывания содержания – тактика образовательного процесса. Способы познания и обработки детьми получаемой инфо рмации меняются по вертикали, а знания обогащаются в плоскости «возрастной спирали» - по горизонтали. Основание «спирали» - совокупность содержательных обобщений, организующих базис понятийного и образного мышления. Образовательный процесс организуется в соответствии с когнитивной моделью двойного кодирования поступающей информации в виде понятий (логогенов) и образов (имагенов) /4/. Обозначенный механизм опосредует формирование ментального образа действительности в отличие от традиционно-массового обучения детей ЗУНам.

   Пример содержательной модели - «тематической матрицы» по теме СТРОЕНИЕ

Строение (постройка, здание) – то, что строят люди, звери, птицы с целью укрытия, защиты (от непогоды, от врага), отдыха и сотрудничества.

 

 

младшая

 

 

 

Дом (жилище, постройка) – место, где тепло, уютно и безопасно; где можно укрыться,

согреться.

 

 

(внешние признаки: форма, размер, целесообразность конструкции, красота)

 

у человека

 

 

- дом

у зверя

 

 

- нора

 

 

-   куст

у птицы

 

 

- дупло

 

 

-   гнездо

у рыбы

 

 

-

водоросли

 

 

-

аквариум

сказочный

дом

 

 

- рукавичка

 

 

- теремок

Углубление в тему: «Всё живое любит дом, хорошо, уютно в нём», «Дом есть у всех».

 

средняя

 

 

 

Строения - специальные постройки, (сооружения), которые строят животные и человек

 

(целесообразность, конструкция-целостность, соразмерность).

 

Деревянный -

 

кирпичный –

 

каменный -

 

детский сад -

 

больница –

 

магазин -

 

Муравейник -

 

берлога -

 

хатка -

 

дупло -

 

гнездо -

 

скворечник -

 

пещера -

 

водоросли -

 

дно -

медведя -

 

Три поросенка -

 

Пряничный -

домик

 

Строят: кто, что, зачем, как?

 

 

Углубление в тему: «Муравейник, улей, дом. Чья постройка, кто там в нём?»

 

старшая

 

 

 

Строения – постройки из разных материалов (дерева, камня, глины). Предназначены для жилья, развлечений, покупок, лечения, учения и т.п.

 

(многообразие строений по назначению, архитектура)

 

Для жилья:

Для развлечений:

Для покупок:

Для лечения:

Для учения:


 

 

 

Одноэтаж ные, многоэтажные дома

 

 

 

Театр, цирк, дом культуры

 

 

 

Магазин ы, киоски, универмаги

 

 

 

Больницы, поликлиники, амбулатории

 

 

 

Школа, детский сад, библиотека

Углубление в тему: «Как человек учился строить». (Учился у животных: норка мышки –

землянка; деревянная хатка у бобра, а у человека шалаш, хижина, изба. Уральская Хохловка –

деревянные терема. Пещера - каменный дом, замок, кремль, дворец). «Уральское подворье»,

«Архитектура Перми».

 

Подготовительная

 

 

 

Строения – прочные, удобные и красивые постройки, придуманные и созданные людьми разных стран для жилья, встреч и сотрудничества.

 

(единство и многообразие строений; архитектура и дом для жилья)

 

Строения в разных климатических

условиях

 

 

 

Климат

Сказочные

строения:

 

 

архитектура Изумрудного, Цветочного городов;

 

Гроты Хозяйки медной горы

Художественный образ

дома

 

 

«Дом, который построил Джек», «Скрюченный домишко», «Избушка и терем Коковани», «Дворец Снежной королевы»

 

 

холо

дный

 

 

-чум

 

 

-

иглу

умере

нный

 

 

- изба

 

 

- хата

 

 

-сакля

жар

кий

 

 

-

хижина

 

 

-

вигвам

 

 

-

юрта

Углубление в тему: проект «Архитектурная Русь», «Архитектура Европы, Азии», выставка- презентация творческой содеятельности детей и родителей «Как много разных построек кругом, и в каждой из них - чей ни будь дом».

 

    Многолетний опыт работы в рамках «технологии блочно-тематического планирования» подтвердил тезис о том, что когнитивное моделирование с успехом может применяться во всех областях, где востребовано «само познание». После соответствующего обучения навыки когнитивного моделирования используются субъектом в рамках любого направления познавательной практики.

 

Список литературы

1.      Большой психологический словарь\Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2003. -672 с. (С. 225-226).

2.      Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Пермь, 2003.

3.      Грибанова М.В. Технология блочно-тематического планирования как формат оптимизации педагогического процесса  в  дошкольных  образовательных  учреждениях.  //Совершенствование  образовательного  и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: материалы \/ Международной научно- практической конференции 15 марта 2012 года, г. Томск /под науч. Редакцией А.В. Ящук. – Томск : ЦНТИ, 2012. – 544 с.

4.      Когнитивная психология : учебник для вузов /под. ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 122-127.

5.      Луценко Е. В. Интеллектуальные информационные системы: Учебное пособие для студентов специальности: 351400 "Прикладная информатика (по отраслям)". – Краснодар: КубГАУ. 2004. – 633 с. (Лекция 13. «Когнитивное моделирование»).

6.      Психологос. Энциклопедия практической психологии. Под ред. докт. психол. Наук, проф. Н.И. Козлова (электронное издание) http://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnaya_karta