04 февраля 2016г.
История развития образовательных технологий началась еще в XVIII веке в Европе, начало которого заложено через почтовую связь, осуществлявшую в те времена дистанционное или, как тогда говорили, «корреспондентское обучение». Учащиеся получали и отправляли учебные материалы почтовым переводом, переписывались с преподавателями. В России данный способ «общения педагог-учащийся» появился лишь в конце XIX века, но действует и применяется до сих пор.
Рост обучающихся, которые начали интенсивно использовать дистанционные технологии, пришелся на период, связанный с появлением радио и телевидения. Аудитория обучения возросла в сотни раз, несмотря на главный недостаток – который заключался в отсутствии обратной связи между учителем и учеником.
Во второй половине XX века был открыт целый ряд университетов в США, Южной Африке, Австралии и странах Европы, которые стали применять эти технологии.
Широкое производство недорогих персональных компьютеров и создание первых компьютерных обучающих программ в конце 80-х годов, придало дистанционным технологиям в образовании новый импульс.
В России, в мае 1997 года приказом № 1050 Минобразования было разрешено проводить эксперимент в системе дистанционного обучения в сфере образования. В эти годы компьютер и Интернет становятся лидерами в дистанционных технологиях для получения образования. С их появлением стало возможным проведение лекций онлайн, получения заданий от любого ученика и контроля знаний через Интернет, где бы учащийся ни находился, а также общения в режиме реального времени. Появление оптоволоконной связи делает доступными использование таких средств обучения как «онлайн» конференции, лекции, семинары (вебинары) и прочее.
Сегодня, благодаря развитию информационных технологий, получить полноценное высшее образование можно, сидя за компьютером у себя дома. Обучение с применением дистанционных технологий становится доступным, удобным и не менее эффективным, чем классическое обучение.
Рассмотрим, в чем заключается эффективность дистанционного образования. Совсем недавно по данным исследования Всемирного экономического форума, Россия находилась в конце списка по использованию новых технологий в образовании. Дистанционные технологии, применяемые в образовании, тяжело внедряются в Российское образование. Опросы среди педагогического состава вузов страны показали, что недоверие к дистанционному образованию велико. Преподаватели в своем большинстве не доверяют «чистоте» образовательного процесса, считают, что дистанционное образование не является полноценным, из-за удаленности обучаемого от преподавателя, трудности последних в использовании современных технических средств, неумения применять их, а также убеждены в том, что такое образование не воспитывает учащегося. Главными аргументами, приводимыми педагогами является трудность в получении обратной связи от обучаемого, трудности в оплате труда, большой объем подготовительной работы.
Но в настоящее время, технологии настолько быстро идут вперед, что уже становится невозможным говорить об отсутствии обратной связи, потому что быстрый рост скорости Интернета ставит под сомнение невозможность ее получения. Поэтому к положительным сторонам дистанционных технологий, применяемых в образовании относятся: снижение затрат на проведение обучения; появление возможности набрать в группу для обучения большего количества человек; повышение качества образовательного процесса за счет использования на занятиях различных технических средств, электронных учебников; создание комплексной образовательной среды; а также появление возможности у обучающихся получить образование в удобное для них время и месте, вне зависимости от места проживания, значительно сокращая расходы на дальние поездки к месту обучения, оплату общежития и так далее.
Система образования затрагивает и законодательную часть дистанционного образования. Закон дистанционного образования Государственная Дума приняла 14 февраля в рамках одобренного 22 февраля 2012 года документа Советом Федерации. Основой документа является тот факт, что при реализации всех форм образовательных программ можно применять электронное обучение и различные дистанционные образовательные технологии при обязательном лицензировании учреждений, использующих интерактивную систему обучения.
Учебные заведения, использующие дистанционные образовательные технологии должны обеспечить доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, организовать взаимодействие обучаемых с преподавателями в процессе обучения, предоставить студентам возможность самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценить их знания и навыки, полученными ими в процессе обучения.[1]
В некоторых вузах, где ранее были вложены средства в развитие дистанционных образовательных технологий, есть возможность увеличить набор обучаемых на платные отделения, а значит, и получить дополнительное финансирование.
Преимущества и возможности, которые дают педагогам дистанционные технологии в образовании.
1. Подготовка учебных курсов с применением компьютера и программного обеспечения.
2. Возможность использования тестовых оболочек и систем.
3. Уменьшение затрат времени, финансовых средств и других ресурсов.
4. Возможность формирования индивидуального учебного плана, который отвечает личным потребностям обучающегося.
5. Новая роль преподавателя, который выступает в роли координатора познавательного процесса, корректирующего содержание дисциплины.
Вместе с тем, широкого развития дистанционное образование в России так и не получило, что обусловлено, прежде всего, следующими причинами.
1. Считается, что для запуска дистанционных образовательных технологий 20 % всех средств уходит на техническое обеспечение, а 80% − на разработку программного обеспечения, учебно- методического обеспечения, переподготовку кадров и сопровождение образовательного процесса.
2. Большинство создаваемых курсов дистанционного обучения дублируют лекционные и семинарские занятия, перенесенные на электронные носители, а организация самого процесса дистанционного образования мало отличается от традиционного заочного обучения.
3. Дистанционное образование, как правило, не становится экономически более эффективным по сравнению с очным. Возникают трудности в финансировании, в разработке учебного материала на начальном этапе при становлении технологии дистанционного образования, в обучении преподавателей и создании современных систем связи, в создании и размещении рекламы данного учебного заведения [2].
4. Остро не хватает квалифицированных специалистов по дистанционным образовательным технологиям, которые понимают и умеют работать с аналогичными системами за рубежом [1,3].
5. Небольшое государственное финансирование развития дистанционного образования. Не разработана система оплаты труда преподавателей-авторов [2].
6. Вопрос об охране авторских прав на образовательный продукт.
7. Нежелание преподавателей, использующих традиционную систему обучения, осваивать и применять новые информационные технологии обучения.
Все эти факторы сильно тормозят развитие дистанционных технологий обучения. Сейчас многие преподаватели выкладывают свои лекции в сеть Интернет, получая очень много благодарных отзывов не только от своих учеников, но и от людей получающих знания через Интернет, которые они, возможно, не могут получить иным способом.
Список литературы
1. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Е.С. Полат. − М.: Издательский цент «Академия», 2006. − 400 с.
2. Полат, Е.С., Моисеева, М.В, Петров, А.Е., Бухаркина, М.Ю. Аксенов, Ю.В., Горбунькова, Т.Ф. Дистанционное обучение. − М.: ВЛАДОС, 1998. − 192 с.
3. Кугут, И.А. Мастерская по разработке «Программы дистанционного обучения учащихся проектной технологии» [Электронный ресурс] URL: Сайт Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru.
4. Калмыков, А.А. Системный анализ образовательных технологий. Пермь.: Издательство ПермГУ, 2002. −161с.
5. Бершадский, А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. − Пенза: − 1997. − 55 с.
6. Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии // А.В. Хуторской. [Электронный ресурс] URL: http://old.computerra.ru/offline/2002/461/20277/for_print.html.