13 февраля 2016г.
Научные исследования в современном мире направлены на определение оптимальных критериев взаимодействия «педагог-учащийся», которое обеспечивает максимальный эффект при решении многих педагогических задач. Во взаимодействии педагога с учащимися важно учитывать, что ребѐнок – активно растущая и развивающаяся личность, в которой постоянно формируются различные мотивы, стимулирующие его на разное поведение [3, с. 16].
Во взаимодействии между учителем и учеником существенную роль играют доверие и поддержка, что необходимо для формирования взаимной ответственности и достижения максимально положительных результатов в разностороннем развитии ученика. Учитель постоянно применяет различные методы расширения социального опыта ученика и должен хорошо понимать, когда уместно прямое, а когда косвенное воздействие, что позволяет избегать конфликтных ситуаций.
Если в отношении к младшим школьникам учитель может применять прямое воздействие, то для подростков предпочтительнее косвенное воздействие, так как оно исключает прямое давление и возникновение протеста с его стороны. Во взаимоотношениях учителя и ученика необходимо уделять внимание ролевому и личностному аспекту. Личностный аспект характеризует восприятие учителя как человека с определенным характером, а ролевой аспект – расширение познавательной сферы ученика [1, с. 117].
В Концепции ФГОС второго поколения сказано, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [4, с. 21]. УУД носят метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного, общекультурного и познавательного развития. В процессе взаимодействия учителя и ученика педагог вместо простой передачи знаний, умений и навыков формирует способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Такой оценкой является мониторинг, который проводится в три этапа:
· Подготовительный (определяется цель, объект, сроки, инструментарий).
· Практический (сбор информации посредством различных методик).
· Аналитический (обработка и анализ информации, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки, перспективы дальнейшей работы).
Цель мониторинга: выяснить, насколько эффективное полисубъектное взаимодействие «педагог - учащиеся» способствует самореализации личности ребенка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи мониторинга:
· проследить динамику развития личности учащихся;
· выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;
· создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
· обеспечить возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.
Оцениваемые параметры при проведении мониторинга указаны в таблице.
Мониторинг развития личности учащихся в процессе полисубъектного взаимодействия
Таблица 1
Показатели
(оцениваемые параметры)
|
Критерии
|
Степень выраженности
оцениваемого качества
|
Возможное
количество баллов
|
Методы диагностики
|
Учебно-
|
Самостоятельность
|
• минимальный уровень
|
1
|
наблюдение,
|
интеллектуальные
|
в подборе и
|
умений (обучающийся
|
|
тест,
|
умения:
|
анализе
|
испытывает серьезные
|
|
творческие задания
|
· умение подбирать и
|
литературы;
|
затруднения при работе
|
|
анализировать
|
Самостоятельность
|
с литературой,
|
|
специальную
|
в пользовании
|
нуждается в постоянной
|
|
литературу;
|
компьютерными
|
помощи и контроле
|
|
· умение пользоваться
|
источниками
|
педагога);
|
|
компьютерными
|
информации;
|
• средний уровень
|
|
источниками
|
Самостоятельност
|
(работает с литературой
|
|
информации
|
в учебно-
|
с помощью кого-либо)
|
5
|
· умение
|
исследовательской
|
• максимальный
|
|
осуществлять
|
работе.
|
уровень (работает с
|
|
учебно-
|
литературой
|
|
исследовательскую
|
самостоятельно, не
|
|
работу (писать
|
испытывает особых
|
10
|
рефераты, проводить
|
трудностей)
|
самостоятельные
|
учебные
|
исследования).
|
Учебно-
коммуникативные умения:
· умение слушать и слышать педагога;
· умение выступать
|
Адекватность
восприятия информации, идущей от педагога;
Свобода владения
|
· минимальный
уровень (учащийся не участвует в дискуссии);
· средний уровень (учащийся участвует в
|
1
5
|
наблюдение,
метод экспериментальных оценок
|
перед аудиторией;
· умение вести полемику, участвовать в дискуссии.
|
и подачи
обучающимся подготовленной информации; Самостоятельност ь в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.
|
дискуссии неактивно,
затрудняется ответить на вопросы слушателей после выступления);
· максимальный уровень (учащийся активно участвует в
дискуссии, отвечает на вопросы слушателей)
|
10
|
|
Ориентационные
|
Способность
|
— завышенная;
|
1
|
анкетирование,
|
качества:
|
оценивать себя
|
— заниженная;
|
5
|
наблюдение,
|
· самооценка;
|
адекватно
|
— нормальная;
|
10
|
метод
|
· интерес к занятиям.
|
реальным
|
— интерес к занятиям
|
1
|
экспериментальных
|
достижениям;
|
продиктован ребенку
|
|
оценок, самоанализ
|
Осознанное
|
извне;
|
|
участие ребенка в
|
— интерес
|
5
|
освоении
|
периодически
|
|
образовательной
|
поддерживается самим
|
|
программы.
|
ребенком;
|
|
— интерес постоянно
|
10
|
поддерживается
|
ребенком
|
самостоятельно
|
По результатам аналитической обработки данных, полученных в результате проведения мониторинга, можно отметить следующее:
· Учебно-интеллектуальные умения. В современном информационном обществе учащиеся пользуются компьютерными источниками информации на максимальном уровне, что нельзя сказать о самостоятельном анализе подобранной литературы и умении осуществлять учебно-исследовательскую работу (средний уровень). Стоит отметить, что 27 % учащихся способны самостоятельно проводить учебные исследования (мониторинг проводился на учащихся 8 и 10 классов).
· Учебно-коммуникативные умения развиты у учащихся на среднем уровне, причем для 8 класса степень выраженности данного качества оценивается на максимальном уровне; учащиеся более заинтересованы в дискуссии, чем старшие классы.
· Ориентационные качества. По результатам диагностики у учащихся нормальная самооценка, интерес к занятиям поддерживается ребенком самостоятельно, но в «группе риска» оказалось 10 % учащихся, для которых необходимо поддерживать интерес к занятиям.
Таким образом, в процессе взаимодействия учителя и ученика педагог должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Необходимо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных качеств личности.
Список литературы
1. Вачков, И.В. - Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии / И.В. Вачков: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. – М., 2002. – 374 c.
2. Казачкова, Т.Б. Инновационность полисубъектного взаимодействия в образовании. СПб., 2010
3. Князев, В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. канд. дис. М., 1981. 22 с.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред.Д.А. Леонтьева, В.Щур. - М.: Смысл, 1997.