Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Совершенствование учебного процесса не может быть эффективным без внедрения новых инновационных технологий, позволяющих студентам в ходе поэтапного изучения отдельных тем или модулей систематизировать конкретный материал, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями тканей, органов и систем органов. Интерактивные формы проведения занятий не только формируют знания, но и развивают способности студентов к самостоятельному поиску информации, прививают навыки и умения анализировать, систематизировать научную и учебную литературу, выделять главное, обобщать учебный материал [1, 2, 3].

Авторы предлагают сценарий и примеры заданий для познавательной игры по экологии человека. Учебная цель игры – формирование знаний об основных экологических факторах, определивших специфические признаки рас и адаптивных типов; о морфофизиологических характеристиках адаптивных типов и структуре заболеваемости коренного населения разных климатогеографических зон.

Примеры ситуационных задач.

Задача 1. Кожные болезни представителей тропического адаптивного типа

Наиболее распространѐнные заболевания кожи у представителей тропических и субтропических слаборазвитых стран – дерматомикозы, лепра, фрамбезия, лептоспирозы, чему способствуют, наряду с климатическими  условиями,  низкий  культурный  уровень,  отсутствие  санитарно-гигиенических  условий, скученность населения, недоедание. Лепра (проказа) – хроническое заболевание, вызывается микобактериями Mycobacterium leprae (род аэробных палочковидных бактерий, которые не образуют спор). Распространена лепра преимущественно в тропических странах среди беднейшего населения стран Азии и Африки. Индия занимает первое место, Бразилия – второе и Бирма – третье. Болезнь характеризуется продолжительным инкубационным периодом, протекает с преимущественным поражением кожи лица, ушных раковин, кистей и стоп, а также периферической нервной системы, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек. Лепра полностью излечивается, если диагностика проведена своевременно. При запоздалом лечении или его отсутствии, в результате присоединения ещѐ и вторичной бактериальной инфекции, происходит инфильтрация кожи, деструкция нервов и некроз тканей, что приводит к уродству и отмиранию пальцев кисти или стопы. Больных лепрой изолируют и лечат в специализированных лечебно-трудовых учреждениях – лепрозориях. Лептоспирозы – острые инфекционное заболевание человека и животных, вызываемые лептоспирами Leptospira interrogans. Лептоспиры – род бактерий из семейства спирохет, их клетка винтообразно закручена, спор не образуют, подвижные. Поражают животных и человека, сохраняются в воде рек, прудов и озѐр до 3-10 дней. Заражение происходит через питьевую воду, продукты питания. У больного желтушной формой лептоспироза развивается лихорадочное состояние, желтуха, он жалуется на боль в мышцах и суставах. При безжелтушной форме лептоспироза (водная лихорадка) наблюдаются те же симптомы, но без желтухи. Резервуаром возбудителей данного заболевания в природе являются грызуны. Фрамбезия – антропонозный невенерический трепонематоз с контактным механизмом передачи возбудителя, вызываемый патогенной спирохетой – Treponema pertenue, образующих цисты. На коже появляются гноящиеся язвы и опухолевые разрастания, напоминающие ягоды малины, кроме того, поражаются слизистые оболочки, кости и суставы. Входными воротами являются микротравмы кожи и слизистых оболочек.

Ответьте на вопросы. Какой физиологический показатель представителей тропического адаптивного типа определяет частое развитие заболеваний кожи? Какие основные экологические факторы способствуют распространению кожных заболеваний в тропической зоне? Какие особенности биологии микобактерий определяют широкое распространение лепры именно в тропической зоне? Как можно заразиться лепрой (а), лептоспирозом (б), фрамбезией (в)?

Выберите правильные ответы из перечисленного: 1) воздушно-капельным путѐм через выделения из носа и рта; 2) через питьевую воду или продукты, загрязнѐнные возбудителями болезни; 3) во время тесных и частых контактов с людьми, не прошедшими лечения; 4) прямое заражение – контакт с больным, косвенное – при контакте с предметами домашнего обихода, орудиями производства, инструментарием, загрязненными гнойным отделяемым с язв на коже; 5) значительная роль принадлежит насекомым, являющимся механическими переносчиками цист возбудителей инфекции.

Задача 2. Механизмы, поддерживающие тепловой баланс, в зонах пустынь и полупустынь

Аридная зона характеризуется высокой температурой, низкой относительной влажностью воздуха, повышенным ультрафиолетовым и тепловым излучениями, отсутствием воды, ветрами с пылью. Основными механизмами, поддерживающими тепловой баланс человека в пустыне при температурах +33оС и выше, являются: 1) отдача тепла организмом через кожу, 2) через дыхательную систему, 3) и, незначительно, через пищеварительную и выделительную системы.

Ответьте на вопросы. Чему равна средняя общая площадь поверхности кожи взрослого человека: а) около 1 м2 , б) около 2 м2 , в) около 3 м2? Роль пота в охлаждении организма велика, поскольку вода обладает большой теплотой испарения. Испарение 1 мл пота сопровождается потерей тепла: а) 0,25 ккал, б) 0,38 ккал, в) 0,58 ккал. Теплоотдача через кожу может происходить: а) путѐм теплового излучения; б) с помощью испарения; в) с помощью теплопроведения – нагревания воздуха или воды, которые соприкасаются с телом человека; г) только путѐм испарения? Первой ступенью экзогенного нагревания тела человека является резкое повышение температуры кожи. Какая температура считается критической для организма человека: а) 37,5 – 38,0оС, б) 38,4 – 38,9оС, в) 40,5 – 42,5оС? Почему рекомендуется пить подсолѐнную воду при обильном и длительном потоотделении? Какие процессы, происходящие в организме, ухудшаются в результате нарушения водно- солевого обмена? Почему по мере траты запасов жидкости в организме потоотделение замедляется?

Задача 3. Адаптивность аборигенов крайнего Севера

У представителей разных этнических и расовых групп Арктики (чукчи, эскимосы, лесные ненцы бассейна реки Пур и др.), генетически не связанных между собой, но живущих в сходных географических условиях, увеличены костно-мышечная масса, размеры грудной клетки, более высокая теплопродукция, повышенный уровень гемоглобина и иммунных антител в крови. Об адаптивности аборигенов Крайнего Севера свидетельствуют почти полное отсутствие атеросклероза (хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы), редко встречающиеся гипертония и простудные заболевания. Однако из-за преимущественно животной пищи у населения наблюдается дефицит витаминов С и группы В.

В связи с тем, что местные  жители почти постоянно   носят закрытую одежду,  усиливая этим ультрафиолетовое и световое голодание, заболеваемость рахитом детей до 1 года в 2,5-3,0 раза выше, чем в южных районах. Вместе с тем, эскимосы, которые представляют малую Арктическую расу, не страдают рахитом, цингой и другими авитаминозами.

Ответьте на вопросы. Чем можно объяснить сходство морфофизиологических и биохимических показателей у жителей Арктики, принадлежащих к разным этническим и расовым группам? Почему эскимосам не свойственны рахит и авитаминозы? Свидетельствует ли это об их лучшей адаптивности и более продолжительной эволюционной истории? У арктических аборигенов почти полностью отсутствует атеросклероз, хотя отмечается высокий уровень холестерина в крови. На какие процессы расходуется холестерин в условиях холодного климата и в меньшей степени откладывается в стенках кровеносных сосудов? Об усилении или замедлении обменных процессов свидетельствует тот факт, что даже при кратковременном пребывании в условиях холода потребность кислорода увеличивается в 2,5 раза?

 

Список литературы

1.      Белоногова Ю.В., Сигарева Л.Е. Деловая игра «Экологическая дифференциация человечества. Адаптивные типы людей» - инновация в преподавании экологии человека / Сборник трудов учебно-методической конференции «Инновации в современном медицинском образовании». – Саратов, 2010.

2.      Сигарева Л.Е., Дурнова Н.А. и др. К проблеме преподавания биологии в системе медицинского образования / Материалы научных трудов Международной научно-практической телеконференции «Актуальные проблемы современной науки», Томск. – Том II, № 1. – 2013. - С. 105-108.

3.      Дурнова Н.А., Андронова Т.А.,  Белоногова Ю.В.  и др. Оптимизация высшего  медицинского и фармацевтического образования: формирование экологических знаний / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» в 26 частях. 2013. С. 51-52.