13 февраля 2016г.
Анализ реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения показывает, что стандарт нового поколения направлен на цели и ценности профессионального образования, перспективные потребности личности, общества и государства в сфере профессионального образования.
Сформировавшееся в последние годы новое представление о ценностях профессионального образования вывело на первый план развитие личности, ее саморазвитие и самореализацию в профессии, в том числе с помощью самостоятельной работы.[2, 3]
Современный подход к организации образовательного процесса в вузе заключается в том, что этот процесс ориентирован на формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в своей профессиональной деятельности. К сожалению, определенные последствия реформирования школьного образования и изменения образа жизни привели к существенному изменению образовательного и психологического портрета современного абитуриента медицинского вуза: он стал более прагматичен и ориентирован на материальный достаток, зачастую с более низким общекультурным уровнем, что прежде всего выражается в недостаточной грамотности и развитии речи, он меньше читает и привык получать знания в основном из интернет ресурсов, он адаптирован к излишне алгоритмизированному принципу получения и применения знаний, что не способствует развитию памяти и способности к анализу и синтезу, не создает условий для творческих процессов. Эти тенденции, безусловно, влияют на учебную и профессиональную мотивацию будущих специалистов. [1]
Цель высшего образования - формирование специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовых к постоянному расширению и пополнению спектра своих знаний и умений, способных учиться всю жизнь. Врач способен эффективно решать профессиональные задачи при условии субъективного личностного благополучия, активного и заинтересованного, творческого отношения к деятельности.
Важный элемент образовательного процесса в медицинских вузах - повышение у студентов мотивации к учебной и профессиональной деятельности с учетом ее включенности в контекст жизнедеятельности современного врача, что имеет высокую социальную значимость для развития общества и личности. [4]
Важное условие освоения деятельности – принятие ее студентом, осознание ее смысла, возможных целей, альтернатив, их последствий. Ориентация на самостоятельное усвоение и выполнение, эмоциональная привлекательность учебной деятельности, понимание своих способностей и притязаний,- необходимые составляющие успешного и эффективного процесса обучения.
Субъектные характеристики, способствующие повышению мотивации к сознательной и профессиональной деятельности: [2,3]
- временная перспектива- представление «ближних» и «дальних» целей учебной и профессиональной деятельности, их согласованность;
- удовлетворенность- оценка деятельности как соответствующей потребностям, ее эмоциональная привлекательность;
- своевременность- оценка обстоятельств как соответствующих возможностям; оценка цели как доступной;
- самостоятельность выполнения деятельности при минимальной ориентации на помощь окружения;
-осознанность- представление учебных и профессиональных целей, альтернатив, способов, средств, последствий их достижения.
План личностного и профессионального роста каждого студента должен складываться из следующих
составных частей: формулирование учебных, личных и профессиональных целей; оценка их доступности и описание способов достижения; представление «ближних» и «дальних» целей; описание преимуществ достижения поставленных учебных и профессиональных целей; описание способов преодоления препятствий.
По мере продвижения от младших к старшим курсам мотивационная активность студента должна все больше соответствовать и отвечать «каскадной» оценке профессиональных умений и способностей врача: восприятие и хранение информации, ее переработка, эмоционально-волевая регуляция, речь и культура общения, умение устанавливать контакт и вести диалог, умение воздействовать. [4]
Возможными формами контроля как средства повышения мотивации учебной и профессиональной деятельности могут служить: самостоятельная работа студентов, балльно-рейтинговая система, активные формы обучения, научно-исследовательская работа студентов, элективные циклы. [4,5]
Цели и задачи самостоятельной работы студентов: обеспечение углубленного познания студентами самостоятельно изучаемых тем, проблем; развитие навыков управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); развитие интереса к учебно-познавательной и исследовательской деятельности.
Используются различные формы организации самостоятельной работы : для повторения, закрепления и углубления знаний и отработки умений по определенной теме, которые предлагаются студентам после изучения содержания учебной дисциплины (например, создание презентаций, глоссария, подготовка заданий по теме, связанных с практической деятельностью врача, решение ситуационных задач, анализ определенных фрагментов первичной медицинской документации); задания для подготовки к восприятию нового материала, которые предлагаются для выполнения перед изучением содержания определенной темы (чаще всего используются при контроле усвоения содержания темы, выносимой на самостоятельное изучение - тестовые задания, решение ситуационных задач).
Активные и инновационные формы обучения призваны повышать развитие умений самоанализа мотивационного компонента профессионального самосознания личности. Данные формы способствуют активному восприятию и усвоению информации, выработке умений и навыков профессиональной деятельности: деловые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций. [3,4]
Балльно-рейтинговая система применяется для оценки учебных достижений студентов по всем дисциплинам кафедры. Опыт ее использования позволил обозначить следующие достоинства: обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов; повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости лекционных и практических занятий; повышение объективности оценки работы студентов преподавателем; расширение возможностей для объективной оценки индивидуальной творческой деятельности студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время; повышение престижности и значимости научно-исследовательской работы; возможность заработать «бонусные» баллы. [5]
Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов под контролем преподавателей является мощным мотивационным стимулом профессионального развития личности будущего врача. Большое значение в повышении эффективности этой работы имеет правильная ее организация: выделение перспективных направлений для научных разработок с определением роли и формы участия студентов на различных этапах работы, соблюдение принципа преемственности в работе, совместной деятельности в команде студентов старших и младших курсов; овладение практическими навыками, новыми методиками; разбор конкретных случаев и ситуаций с анализами результатов; подготовка и обсуждение неизученных или малоизученных разделов медицины; написание и публикация научных и научно-практических статей; выступление на конференциях.
Таким образом, важнейшим условием эффективной подготовки будущего специалиста является осознание смысла настоящей учебно-профессиональной и будущей врачебной деятельности, формирование устойчивого положительного отношения к врачебной деятельности, понимание связи учебно-профессиональных компетенций с мотивацией учения, создание мотивации дальнейшего личностно-профессионального развития.
Список литературы
1. Гетман, Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза/ Н.А. Гетман, Л.И. Сукач , М. С. Сукач. //Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С.16-22
2. Горева, Е.А.Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета /Е. А. Горева, С.Э. Мицкевич//Актуальные проблемы и достижения в медицине. Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской научно-практической конференции. «Инновационный центр развития образования и науки». Самара, 2014. С. 112-115.
3. Горева, Е.А., Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе / Е.А. Горева, А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. «Инновационный центр развития образования и науки». 2014. С. 50-52.
4. Мелехова, Л. И, Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе / Л. И Мелехова, Н. Н. Ростова // Методические рекомендации для преподавателей. Кемерово. КемГМА. 2010, 28 С.
5. Мицкевич, С.Э., Возможности рейтинговой системы в подготовке востребованного специалиста / С.Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. «Инновационный центр развития образования и науки». 2014. С. 46-48.