Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СГМУ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Обучение студентов в медицинских вузах по дисциплине «Биология» осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных школьниками в процессе изучения биологических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях. Большую роль в осуществлении преемственности школьного и вузовского преподавания играют специализированные медико-биологические классы и медицинские лицеи, являющиеся оптимальной формой обучения, дающей возможность приблизить уровень знаний обучающихся в школе к уровню, необходимому для поступления в медицинский вуз.

На протяжении уже многих лет сотрудники кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники ведут большую работу в плане довузовского образования. Данная работа включает в себя в первую очередь преподавание биологии в медицинском лицее СГМУ, работу с будущими абитуриентами из школ г. Саратова и иногородних учебных заведений, имеющих договоры о сотрудничестве с ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, а также работы на подготовительных курсах.

Базовым учебным заведением Факультета довузовского образования в СГМУ является Медицинский лицей. Основная цель системы профильного среднего образования – подготовка всесторонне образованного и конкурентно способного абитуриента.

Особое место в системе медицинского образования принадлежит биологической подготовке. Единые закономерности, характерные для всего живого и раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, составляют предмет общей биологии. Основные законы развития биологических систем, имеющие универсальное значение в природе, в полной мере распространяются и на человека, который представляет собой часть биосферы и является продуктом ее эволюции. На всех этапах развития медицины уровень представлений о причинах и сущности заболеваний человека определялся уровнем знаний о природе и сущности живой материи.

Как известно, мотивация в педагогическом процессе подразумевает способы и условия формирования мотивов, т.е.  побуждений  к самостоятельной деятельности. Формирование  положительной мотивации – это многоуровневый процесс, включающий репродуктивный, продуктивный и динамический или творческий уровни. В процессе поэтапного изучения материала общей биологии в 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах медицинского лицея СГМУ сочетаются все уровни формирования мотивации с преобладанием того или иного в зависимости от перехода в старшие классы. В 8-х и 9-х классах – это, в основном, репродуктивный уровень, когда происходит освоение и накопление основных знаний. Мотивы учебной деятельности в этот период носят вынужденный характер, когда обучаемый не стремится по своей инициативе к самостоятельной деятельности. Преподавателю удается повысить познавательный интерес эмоциональностью изложения учебного материала, или когда его содержание имеет ценность. Продуктивный и творческий уровни мотивации познавательной деятельности преобладают на этапах изучения учебного материала в 10-м и 11-м классах. При этом формируются желание и стремление к самостоятельной деятельности, знания учащихся становятся системными, что создает предпосылки для оптимального решения учащимися задач разной степени сложности.

Для формирования у школьников познавательного интереса к изучению материала биологических дисциплин уже не достаточно привычных видов учебных занятий. В настоящее время необходим переход от информативных форм к активным формам и методам обучения, направленным на развитие творческого мышления и способности квалифицированно выполнять задания ГИА и ЕГЭ. Совершенствование учебного процесса не может быть эффективным без внедрения новых инновационных технологий, позволяющих в ходе поэтапного изучения отдельных тем учащимися систематизировать конкретный материал, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органелл клетки, тканей, органов и систем органов. Благодаря этому появляется возможность объяснить достаточно сложные процессы жизнедеятельности, а стало быть, и природу различных болезней человека, связанных с нарушениями этих процессов.

Большое внимание в заданиях ГИА и ЕГЭ уделяется вопросам практического характера. Например, ответ на вопрос «Почему гормон поджелудочной железы инсулин вводится в организм больного человека путѐм инъекций непосредственно в кровь или внутримышечно, а гормоны коры надпочечников (кортизон, кортикостерон – антагонисты инсулина в регуляции углеводного обмена) рекомендуются как инъекции, так и таблетированные препараты для приема внутрь?» на первый взгляд требует специальных медицинских знаний. Однако на него должны уметь ответить учащиеся  9-11-х классов путѐм анализа знаний, полученных в процессе изучения материала разных биологических дисциплин. Это знания по химической организации клетки – органические вещества клетки – биологические функции белков и липидов (в частности стероидов) – химическая природа инсулина (белок) и гормонов коры надпочечников (кортикостероиды) – избирательная проницаемость клеточных мембран для белков и веществ, хорошо растворимых в жирах (стероиды) – действие ферментов желудочно-кишечного тракта на белки (расщепление до полипептидов и аминокислот). Следовательно, при приеме внутрь инсулин будет расщепляться в желудочно-кишечном тракте и не окажет своего действия на углеводный обмен, а стероиды, в связи с хорошей растворимостью в жирах, относительно свободно диффундируют через плазматические мембраны в кровь, а затем проникают в клетки-мишени.

Для создания положительной мотивации и успешного освоения учебного материала учащимися 10-х и 11-х классов медицинского лицея СГМУ, преподавателями биологии используются разные формы и методы активного обучения. Интерактивные формы обучения могут быть как групповыми, так и в виде индивидуальных творческих заданий. Групповые формы – это составление схемы (графа) логической структуры темы раздела или урока, проведение уроков в форме познавательной игры, решение ситуационных задач, участие в создании наглядного материала и т.п. Индивидуальные творческие задания предусматривают написание реферата, подготовку доклада или мультимедийной презентации, составление кроссворда, сбор информации с помощью информационных систем «Internet».

Составление графа логической структуры по отдельному разделу изучаемой дисциплины предусматривает расположение учебных элементов в логической последовательности, что облегчает процесс изучения материала, помогает учащимся установить логическую связь между отдельными учебными элементами и облегчает изучение и усвоение  трудной темы. Например, по теме «Обмен веществ и энергии» учащиеся  старших классов под контролем учителя составляют четыре графа «Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности  клетки»,  «Энергетический  обмен.  Дыхание»,  «Пластический  обмен.  Фотосинтез»  и «Пластический обмен. Биосинтез белков». Знания этого материала необходимы для понимания процессов белкового, жирового и углеводного обменов у человека, механизмов развития заболеваний, связанных с нарушениями питания и обмена веществ, роли обмена веществ в адаптации организмов к изменяющимся условиям среды, роли автотрофных и гетеротрофных организмов в круговороте веществ и энергии в биогеоценозах и биосфере в целом. В целях лучшего усвоения учащимися материала данного раздела биологии помощь преподавателями кафедры разработаны методические пособия [1,2], содержащие основополагающую информацию, графы логической структуры тем уроков, ситуационные задачи, тестовые задания. К задачам и тестовым заданиям даны ответы. В целях развития умений анализировать информацию и закрепления знаний теоретического материала по разным разделам биологии используются ситуационные задачи. Решение задач по генетике входит в задания группы «С» единого государственного экзамена. Коллективом кафедры разработано учебное пособие «Решение задач по генетике» [3], предназначенное для самостоятельной работы учащихся медико-биологических классов гимназий, лицеев, средних общеобразовательных школ, слушателей подготовительных курсов, абитуриентов при изучении раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости». Несомненным достоинством пособия является то, что оно содержит словарь основных генетических терминов, краткий теоретический материал, примеры решений типовых задач и задачи для самостоятельного решения.

Как известно, каждый достигнутый учащимися уровень знаний может быть оценѐн с помощью тестов. Тесты позволяют достаточно быстро провести контроль знаний основополагающей информации сразу у всего класса. Они легко проверяются (есть эталоны ответов), после работы с ними возможно обсуждение вопросов, вызвавших у учащихся затруднения. Кроме того, наличие в тесте информации для правильного ответа, делает их не только средством контроля, но и обучения.



Список литературы

1.      Дурнова Н.А., Сигарева Л.Е., Романтеева Ю.В., Белоногова Ю.В., Комарова Е.Э. Клетка – элементарная единица живого. Химический состав клетки. Саратов, изд-во Сарат. мед. ун-та, 2014. – 56 с.

2.      Дурнова Н.А., Сигарева Л.Е., Романтеева Ю.В., Белоногова Ю.В., Комарова Е.Э. Клетка – элементарная единица живого. Обмен веществ и превращение энергии. Саратов, изд-во Сарат. мед. ун-та, 2014. – 44 с.

3.      Белянина С.И., Кузьмина К.А., Сергеева И.В., Боброва Л.А., Сигарева Л.Е., Белоногова Ю.В., Синичкина О.В. Вайнер Г.Б. Решение задач по генетике. Саратов, изд-во Сарат. мед. ун-та, 2009. – 65 с.