Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Компетенции в современном образовательном процессе особенно актуальны в настоящей системе российского образования, когда осуществляется переход на западную модель образования, основанной на компетентностном подходе. Новые образовательные стандарты, а, следовательно, и технологии образовательного процесса становятся эффективными только в рамках компетентностной модели образования. [2, 5]

Введение Федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) и формирование образовательных программ, адекватных современным экономическим требованиям и потребностям труда, должны способствовать переводу образования на качественно новый более высокий уровень.[4]

В основе Федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) лежит компетентностный подход как идеология и методология решения образовательной проблемы, который раскрывает основную идею, главные цели, принципы, этапы и механизмы достижения целей. [1, 2]

Прежде всего, определимся в понятиях «компетенция» и «компетентность». В толковом словаре иностранных терминов указанные понятия расшифрованы следующим  образом: компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Современная модель компетенций состоит из трех компонентов: общекультурные компетенции; личностные компетенции; профессиональные компетенции.

Высокий профессиональный уровень в современном обществе обеспечивается современной моделью образования, основанной на формировании профессиональных компетенций.[4, 5]

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, иными словами компетентностный подход - это подход при котором результаты признаются значимыми за пределами системы образования. [1] Особенность такого обучения заключается в том, что усваивается не готовое знание, а обучаемый сам формулирует знания, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практический характер. [1, 2, 3]

Помимо обладания совокупностью глубоких научно-предметных знаний, умений и навыков, выпускник должен быть способен полученные в вузе знания, умения и навыки применять на практике. В этом случае можно говорить о профессиональной компетенции. Чем большим количеством компетенций, расширяющих область профессионального сознания, обладает специалист, тем увереннее он будет выдерживать конкуренцию, тем успешнее, стабильнее и плодотворнее будет его профессиональная деятельность.

Нами был проведен и рассмотрен в результативном срезе неструктурированный опрос студентов нескольких высших учебных заведений Челябинска. Неструктурированный опрос отличается от структурированного тем, что не предполагает выбор ответов из предложенного перечня. Неструктурированные, или открытые, опросы не содержат никаких заготовленных вопросов и ответов, и респондент отвечает в свободней форме, используя собственные формулировки для выражения своего мнения.

Группе студентов было предложено два задания: 1) знаете ли Вы значение слова «компетенция»?; 2) составьте перечень компетенций, формирование которых Вы ожидаете от вузовского обучения.

Более трети студентов, участвующих в опросе, (39%) ответили на первый вопрос отрицательно. Половина из ответивших утвердительно, не смогли объяснить, что они подразумевают под термином «компетенция». Только 37% опрошенных более или менее ясно понимают смысл этого термина.

Оказалось, что студенты путают понятия «компетенция» и «компетентность». По их мнению, это, например, «востребованность по окончании вуза», «уважение», «самоконтроль», «объективность».

При анализе ответов на второй вопрос выяснилось, что самыми желательными для студентов являются «профессиональные» компетенции. Более точно студенты определить не смогли. Общий процент голосов в этом разделе составил 48,9%. Второе место занимают «личностные» (коммуникативные) компетенции, процентная доля которых составила 21,1%. Формирование таких компетенций не является основной задачей вуза, однако может быть поддержано в ходе обучения.

Итак, результаты опроса показали, что студенты не совсем четко представляют себе смысл компетентностной модели образования. Необходимо работать над изменением данного положения дел. По окончании вуза выпускник должен обладать всеми компетенциями, формирование и поддержание которых было целью вуза на протяжении всех лет обучения. Выпускник может быть конкурентоспособной единицей рынка, на который он выходит, только освоив необходимый перечень компетенции.

 

Список литературы

1.      Аверченко, Л.К. Имитационная деловая игре, как метод развития профессиональных компетенций / Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.И. Иванова // Высшее образование сегодня. - М., Логос. 2013.- С.39.

2.      Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета [Текст] /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.-практ. конф.: «Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. - С. 112-115.

3.      Горева, Е.А. Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе [Текст] /Е.А. Горева, А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.-практ. конф.: «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии». Челябинск, 2014. - С. 50-52.

4.      Горева, Е.А. Эффективность образовательных программ в рамках компетентносного подхода обучения [Текст] /Е.А. Горева, А.В. Петренко // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.-практ. конф.: «Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях». Санкт- Петербург, 2015. - С. 143-144.

5.      Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова // Учебно-методическое пособие. - М: АПКиППРО. 2007.- 101с.