Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАДРОВ В АПК

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Многими авторами выделяется ряд социальных механизмов, которые могут способствовать преодолению негативных факторов в профессионализации молодых специалистов.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на повышение престижности, привлекательности сельского труда. При этом можно выделить две составляющие престижности - социальная приемлемость сельскохозяйственных профессий и наличие достойного материального вознаграждения. Социальная удовлетворенность сельского труда может быть достигнута только через формирование в общественном сознании положительного образа сельского труженика. Уровень материального вознаграждения молодых специалистов, возможно, поднять через механизмы государственной финансовой поддержки.

Вторым социальным механизмом профессионализации, тесно связанным с первым, следует считать повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных предприятий. На это должны быть направлены программы социального развития села и устойчивого развития сельских территорий [3].

Еще один социальный механизм профессионализации молодых специалистов - обеспечение социальной защищенности потенциальных специалистов на этапе профессиональной подготовки, обеспечение возможности получения образования по выбранной профессии. Имеется в виду как обеспечение доступа к образованию тем, кто пригоден к конкретной профессии в силу своих личностных характеристик и устремлений, так и определенные меры финансовой поддержки со стороны государства. Это может быть достигнуто через разработку государственных программ кредитования абитуриентов путем предоставления образовательных кредитов, которые впоследствии могут быть «прощены», если выпускник проработал на селе определенный срок. Отсев «случайных» людей при отборе будущих студентов может быть достигнут через введение дополнительных собеседований при поступлении [2].

Система управления профессиональным развитием кадров АПК - важная составная часть процесса профессионализации. Это комплекс мер, разрабатываемых государством, которые направлены на обеспечение возможности получения необходимых знаний, умений и навыков руководителями и специалистами предприятий (через создание и обеспечение функционирования сети аграрных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, проведение семинаров-совещаний специалистами органов управления АПК и т.д.) и соответствие этих знаний реальным потребностям профессионального развития персонала (через формирование учебных и иных образовательных программ на основе анализа реальных потребностей в обучении).

Исходной позицией анализа потребностей в обучении руководителей и специалистов АПК является изучение сферы их компетенции через выяснение наиболее существенных проблем и вопросов, которые они не в состоянии на должном уровне решить самостоятельно. Дополнением к этому выступает изучение мнения самих потенциальных обучающихся через их анкетирование до и после процесса обучения.

В ходе исследования сформирована и частично опробована комплексная методика, включающая в себя трехстороннюю оценку потребностей в обучении - со стороны обучающих органов, со стороны органов государственного управления АПК, со стороны обучающихся.

В действующих программах повышения квалификации очень большой раздел отведен базовым знаниям по экономике, инвестициям, финансам и т.д. На наш взгляд, давать базовые знания по указанным направлениям должно высшее образование либо годичная профессиональная переподготовка. Курсы повышения квалификации призваны обновить существующие знания путем передачи той новой информации, которую наука и практика наработали за последние годы. Важно также давать изменения в законодательстве, особенно касающиеся деятельности сельхозпредприятий [1].

В свете всего сказанного предлагается перераспределить средства фонда поддержки, которые ежегодно направляются на подготовку кадров, на оплату обучения руководителей и специалистов АПК на курсах повышения квалификации, на их переподготовку и профессиональную переподготовку.

Одним из способов преодоления системного кризиса российского села является формирование и реализация государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе России как самостоятельного направления государственной политики. Она должна формироваться по трем основным направлениям - обеспечение подготовки кадров для АПК, обеспечение возможности профессионального развития персонала (профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий АПК); совершенствование социальных механизмов профессионализации кадров АПК.

Выявленные проблемы в кадровом обеспечении АПК России отражают системный кризис села с точки зрения как отдельного предприятия, так и государства в целом. С другой стороны, на селе налицо безработица и моральная деградация населения. Эти явления показывают невозможность полноценной профессионализации сельских жителей [4].

Основными способами формирования и реализации государственной кадровой политики в АПК, которая призвана преодолеть системный кризис села, на современном этапе должны являться:

-      нормативное   обеспечение   (разработка   нормативной базы  аграрного   образования   всех  уровней, подготовка концепций кадровой политики отрасли, законов и программ (федеральных и региональных), определяющих основные направления государственной кадровой политики);

-    методическое обеспечение (разработка учебных программ для аграрных образовательных учреждений, методов и форм внутриорганизационного обучения, оценки его эффективности, планирования карьеры, работы с резервом, оценки персонала, методик определения потребностей в профессиональном развитии и т.д.);

-       финансовые обеспечение (определение основных направлений государственной поддержки и распределение финансовых средств).

При разработке политики на федеральном и региональном уровнях необходимо откорректировать основные направления государственной поддержки через перераспределение финансовых потоков на обеспечение профессионального развития персонала и меры социальной поддержки (переподготовку специалистов, уже работающих на селе, проведение выездных семинаров, методическое обеспечение, обеспечение жильем, доплаты к заработной плате, пенсионное обеспечение и т.д.). В настоящее время наиболее значительный объем финансовых ресурсов направлен на целевую подготовку молодых специалистов, что не дает результатов - закрепляемость выпускников на селе чрезвычайно низкая. В рамках единой государственной политики существуют и должны использоваться способы, позволяющие улучшить эту ситуацию: государственная финансовая поддержка молодых специалистов, механизмы стимулирования их труда, формирование положительного имиджа сельского труженика [5].

В области организации повышения квалификации кадров АПК предлагается большее место в программах обучения уделять не базовым знаниям (их должно давать высшее образование или годичная профессиональная переподготовка), а инновационным технологиям, новым научным достижениям, а также изменениям в законодательстве. Организация выездных краткосрочных семинаров и курсов эффективнее,  чем  обучение с отрывом от производства, так как позволяет при тех же финансовых затратах охватить больший круг обучаемых. В качестве способа совершенствования определения потребностей в обучении персонала предприятий АПК предложена комплексная методика, которая представляет собой сочетание метода экспертных оценок, анкетирования и иных методов.

 

Список литературы

1.     Голубев А.В., Мухамеджанов Р.В. Внутренние резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013, № 6. – С. 4-7.

2.     Лебедев В.М. Фахрутдинова Т.М. Чернышова И.В. Внутренний трудовой распорядок организации. – М.: «Статут», 2008. – 127 с.

3.     Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 261 с.

4.     Чупина И. П. Актуальность вертикальной кооперации современного села // Аграрный вестник Урала. – 2008, № 8. – С. 48-52.

5.     Чупина И. П. Концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка // Аграрный вестник Урала. – 2009, № 2. – С. 36-39.