Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Ведущая характеристика педагогического коллектива как субъекта образования состоит в его способности целостно представлять и проектировать процесс формирования компетентностей и определять место каждого педагога в этом процессе. Суть этого феномена, как поясняет Ю.В. Васильев, «состоит в том, что действия и деятельность отдельных индивидов, ранее независимые друг от друга, объединяются и образуют новую деятельность, которая не может быть выполнена никем из индивидуумов отдельно» [2,с.102]. При этом не только появляются новые виды деятельности, качественно улучшаются прежние, но и в соответствии с идеей интеграции, персонализации индивидов друг в друге (А.В. Петровский) происходит профессионально- личностное развитие педагогов. Создание коллективного субъекта деятельности является важнейшей целью управления образовательной системой.

В отличие от совокупного субъекта педагогической деятельности (всѐ педагогическое сообщество преподавателей общеобразовательных учреждений) коллективный субъект предполагает непосредственное взаимодействие коллег-преподавателей на личностном уровне (уровень смыслов и ценностей), направленное на решение задач образовательного процесса в условиях реализации совместной деятельности.

Формирование коллективного субъекта деятельности (КСД) требует выяснения его сущностных характеристик, т.е. критериев.

В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые заключаются в том, что критерии отражают наиболее общий сущностный признак, по которому происходит оценка явления и включает совокупность основных показателей, позволяющих раскрыть определенный уровень какого-либо явления. Показатели отражают степень проявления и качественную сформированность критерия, поэтому качественные показатели выступают в единстве с количественными.

На основе анализа доступной литературы мы пришли к выводу, что значимым признаком КСД является наличие субъект -  субъектных отношений, которые в условиях  взаимодействия выражаются в активности педагога, обеспечивающей реализацию всех элементов деятельности:

-   целенаправленность (осмысление общей цели);

-       мотивированность (осознание мотива и активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

-        структурированность (чѐткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности, позволяющие проявлять собственную субъективность при выборе средств и способов деятельности);

-   результативность (способность производить действия и достигать результата).

-   целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

-   согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

Опираясь на исследования А.Л. Журавлева [3], спроецируем представленные характеристики на коллектив дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический коллектив как субъект коллективной педагогической деятельности воспитателей ДОУ способен продуктивно взаимодействовать при наличии следующих свойств:

-   взаимосвязанности и взаимозависимости педагогов в процессе реализации педагогической деятельности, что проявляется в интеграции усилий воспитателей в формировании различных видов опыта у воспитанников, а также в принятии всеми членами педагогического коллектива основополагающей ценности – ориентации на развитие личности воспитанника;

-     способности коллектива проявлять совместные формы активности (интеграция усилий педагогов в выделении образовательных областей и нахождение конструктивного взаимодействия в процессе формирования различных видов социального опыта воспитанников; общение внутри группы и с другими группами, групповые действия, совместная деятельность, по отношению к координации деятельности всех членов педагогического коллектива в реализации новых (нетрадиционных) функций педагогов; способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию);

-     способности педагогов к коллективной рефлексии, в результате которой осознаются  обобщенные алгоритмы достижения цели, корректируются взаимоотношения и степень активности каждого участника совместной деятельности. Все это способствует формированию в коллективе чувства «Мы».

Интегративной целью педагогического коллектива как коллективного субъекта педагогической деятельности, является формирование личностно-компетентностного опыта воспитанников на основе выстраивания индивидуальных педагогических систем педагогов в соответствии с их функциями для достижения единой цели.

Очевидно, что в педагогической среде объективно существует множественность индивидуальных смыслов, поскольку осмысленность — признак субъектного начала в человеке. Вместе с тем, если логика реализации индивидуального смысла педагогической деятельности каждого отдельного воспитателя соответствует логике контекста (в данном случае — это смысл на уровне коллективного субъекта), то образовательный процесс в образовательном учреждении осуществляется более качественно. Появляется смысловое поле, наличие которого можно обнаружить при сопоставлении круга категорий и их определений, которыми оперируют педагоги, описывая концепции образования, педагогический процесс, педагогические средства и т.п. Если эти трактовки не являются противоречивыми, то создаются предпосылки для функционирования образовательного процесса, выстроенного по единому внутреннему основанию, единой логике.

Важнейшим условием создания целостного ценностно-смыслового поля коллективного субъекта педагогической деятельности является наличие специфической «ансамблевости» педагогического состава. Каждый воспитатель является носителем собственного субъектного опыта и одномоментно «коллективного разума». Первое позволяет ему выразить в деятельности свою уникальность и неповторимость, второе – дополнять и поддерживать общую идею и логику совместного дела. В этом случае педагогический коллектив выступает как единое целое. Коллективный педагогический субъект является носителем личностно развивающей педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая деятельность успешно выполняется коллективным педагогическим субъектом, который имеет организационные и психологические аспекты. Организационные – связаны с деятельностью различных структур управления, обеспечивающих взаимодействие педагогов в процессе решения образовательных задач. Психологические – предполагают такие стороны взаимодействия, которые касаются целей, смыслов, способов, механизмов взаимодействия.

Все сказанное выше, позволяет сформулировать определение КСД. Под коллективным субъектом педагогической деятельности будем понимать коллектив воспитателей с единой профессиональной позицией, с личностно педагогическим опытом, который позволяет проектировать единые целевые, содержательные и технологические компоненты деятельности.

Развитие коллективного субъекта деятельности в образовательной организации происходит постепенно. В нашем понимании этап профессионального развития педагогического коллектива – это определенный временной промежуток, характеризующийся  достигнутым уровнем профессионализма, определяемый характером качественных изменений коллективной профессиональной деятельности, профессионального общения и межличностных отношений. Основаниями для выделения этапов является степень сформированности этих характеристик педагогического коллектива как коллективного субъекта педагогической деятельности в условиях конкретной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, предложим систему критериев и показателей уровня сформированности педагогического коллектива воспитателей ДОУ как коллективного субъекта через их включение в деятельность (Табл.1).

Таблица 1 Критерии сформированности коллективного субъекта деятельности воспитателей ДОУ через их включение в деятельность.

 

критерии

 

показатели

1.     Межличностное

взаимодействие

Взаимосвязь ивзаимозависимость.

2.     Совместная активность

Проявление активности, поддержки на разных этапах деятельности:

-   предлагает,

-   поддерживает,

-   планирует,



 

-   оформляет,

-   презентует.

3.Ценностно-смысловое

единство

Отношение к деятельности, к другим, к себе.

Наличие рефлексии.

 

Высший уровень взаимодействия педагогов в структуре коллективной педагогической деятельности имеет место при достижении ими ценностно-смыслового единства [4, с. 16]. Такого рода коллективность в педагогической деятельности необходима при реализации наиболее сложных образовательных задач, связанных с формированием системы ценностных ориентаций, общекультурных и базовых профессиональных компетенций. Их становление определяется не организационными усилиями воспитателей, а созданием ситуации развития коллективного субъекта, образовательной среды, деятельности, которая востребует от педагогов проявление совместной позиции, избирательного принятия ценностей, а также реализации других личностных функций в процессе проектирования действий и способов. Рефлексия помогает увидеть личностный смысл деятельности, осознать значимость каждого, осмыслить результат с точки зрения будущей жизни. Данную характеристику взаимодействия воспитателей мы определили как критерий ценностно-смыслового единства.

Критерий совместной активности в педагогической деятельности выражается в инициативном стремлении членов коллектива к многообразной деятельности, направленной на прогрессивное преобразование окружающей действительности, других людей и себя. Взаимодействие воспитателей протекает не только на уровне воспитательных мероприятий, но и носит характер взаимной поддержки. Каждая личность, будучи частью коллектива, свободна в своих проявлениях и способна совершить поступок, одномоментно она в своей педагогической организации отражает единые педагогические закономерности, а поэтому выстраивается, подчиняясь единой логике.

По мнению исследователей, сотрудничество является проявлением наивысшего уровня согласованности позиций в деятельности [1, с. 21]. Поэтому высшим проявлением критерия межличностного взаимодействия коллективного субъекта выступает не просто взаимодействие педагогов между собой, но «их взаимосодействие, направленное на достижение конечной задачи».

Охарактеризованные критерии позволяют не только продиагностировать наличие коллективного субъекта деятельности образовательного учреждения, но и оценить его уровень на различных этапах становления.

 

Список литературы

1.      Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. — М., 1973. — 187 c.

2.      Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю.В. Васильев. — М. : Педагогика, 1990. — 144 с.

3.      Журавлев, А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования / А.Л.Журавлев // Психологический журнал. — 1993. — № 4. — Т. 14. — 5 с.

4.      Шевелев Е.А. Управление процессом становления коллективного педагогического субъекта в образовательном учреждении / Е.А. Шевелев // Современная образовательная среда: материалы региональной научно-методической конференции. Гл. Ред. Г.П. Стефанова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 249 – 252.