Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

В современной методике обучения иностранным языкам существует много образовательных технологий, приемов и упражнений, способствующих повышению показателей результативности выполнения заданий на послетекстовом этапе. Однако часто на практике можно выявить такую тенденцию – какая бы эффективная методика работы на послетекстовом этапе не была применена преподавателем, тем не менее, не удается достичь очень высоких показателей. Или наоборот, при внедрении определенной методики на первом занятии показатели значительно улучшаются, но на последующих занятиях положительная динамика не наблюдается.

Нами было проведено анкетирование студентов, чтобы найти возможные причины подобной тенденции. Проанализировав их ответы, мы пришли к выводу, что для 75% студентов из общего числа опрошенных (310 респондентов с I по V курсы) работа с текстом означает «прочитать и перевести». Таким образом, нами была предпринята попытка дать студентам возможность рассматривать текст не только как материал для отработки фонетических навыков (чтение вслух) и совершенствование переводческих навыков (перевод), но и как источник информации для расширения профессионального кругозора на иностранном языке, и также, прежде всего, как образец применения слов и словосочетаний в любой коммуникативной ситуации. Обучение чтению – это формирование навыков чтения вслух с правильным произношением и интонированием предложений и понимание прочитанного текста, которое проверяется на послетекстовом этапе.

На текстовом этапе центральное место отводится самому тексту. На основе анализа анкет студентов мы определили 2 трудности, из-за которых у студентов возникают сложности при работе с текстом на послетекстовом этапе:

1)   отсутствие интереса к содержанию текста;

2)   объем текста.

Рассмотрим данные трудности более подробно. Мы полагаем, что по возможности при выборе текста необходимо учитывать также и интересы студентов, чтобы тема текста стала для них личностно- ориентированной, что усилит их познавательную активность при понимании содержания текста. С учетом данного положения выбираемые тексты должны содержать информацию о последних достижениях, открытиях в изучаемой научной сфере. Данные тексты рассматриваются как новый источник знания по избранному направлению профессиональной подготовки. Кроме того, поиск и выбор таких текстов может быть осуществлен самими студентами, которые получают подобное домашнее задание. Все это не только способствует повышению мотивации, желанию максимально понять содержание изучаемого текста, но и расширению профессионального кругозора. На старших курсах данные тесты ложатся в основу докладов, а при проведении теоретических исследований и практических экспериментов под руководством преподавателя – в тезисы статьи. Особенно актуальным данное направление является при многоуровневой системе образования, когда научные поиски в бакалавриате находят свое логическое продолжение при обучении в магистратуре.

Обучение чтению – это познавательный процесс. С точки зрения психологии чтение – это также и мыслительная деятельность, потому что данный вид речевой деятельности всегда направлен на приобретение информации. Именно поэтому информация, содержащаяся в текстах должна быть интересна и важна студентам, что обеспечит успех при обучении чтению.

После прочтения текста обучающийся должен понять его детально и суметь передать прочитанное. Роль преподавателя заключается при этом в процессе управления работой студента, то есть студент занимает в данном случае активную позицию. Для этого процесс управления должен быть тщательно продуман. Необходимо также подобрать наиболее эффективные формы контроля качества чтения. Контроль чтения включает:

1)   проверку понимания общего смысла прочитанного;

2)   проверку качества прочитанного, т.е. насколько полно и правильно понята информация, содержащаяся в тексте.

Целесообразно проводить проверку чтения не только в форме перевода конкретных предложений и абзацев, но и с помощью фронтальной или индивидуальной беседы в зависимости от тематики и возможностей читаемого материала. Это вызвано необходимостью максимальной активизации проверки чтения, поскольку устная беседа вносит в работу над специальным текстом эмоциональность, мобилизует внимание и способствует закреплению лексики. Не следует, однако, отказываться от традиционных форм проверки (чтение, перевод, ответы на вопросы, пересказ), но также нельзя и останавливать поиск новых форм контроля понимания прочитанного. Традиционные и современные формы проверки понимания прочитанного способствуют:

1)   поиску главного и частного в тексте;

2)   интенсивной работе над текстом;

3)   закреплению специальной лексики;

4)   развитию у студентов навыки устной неподготовленной речи.

Использование данных форм проверки обеспечивает активизацию студентов на занятиях, что положительно влияет на интенсификацию процесса обучения.

Важным пунктом при работе с текстом является его объем. Как правило, учебные тексты всегда подобраны в соответствии с требованиями, регламентирующими объем текста на каждом курсе обучения иностранному языку. Но в связи с тем, чтобы повысить мотивацию к процессу работы с текстом и к обучению иностранному языку в целом, преподаватели всегда используют тексты для дополнительного чтения, которые иногда уже включены в учебник, или педагог находит эти тексты самостоятельно на сайтах или в периодических изданиях на иностранном языке.

Тексты большого объема в содержательном плане более насыщены и имеют более широкий контекст, что, безусловно, положительно влияет на понимание общего смыла текста, а также отдельных новых слов. Именно большой объем текста подтверждает знакомый и неоспоримый тезис – to learn reading through reading. Вследствие этого, авторы учебников не рекомендуют делить большие по объему тексты на несколько частей. Тем не менее, такое деление на части имеет смысл, когда речь идет таком виде чтения, как ознакомительное. В таком случае целью прочтения текста действительно является понимание общего смысла, и информация из текста применяется уже не на послетекстовом этапе, а при выполнении лексико-грамматических упражнений, не связанных напрямую с прочитанным текстом.

В связи с этим возникает проблема контроля понимания большого объема прочитанного. Контроль должен носить систематический характер, органически включаться в процесс обучения, и его формы должны быть интересны.

Таким образом, мы полагаем, что на послетекстовом этапе целесообразно использовать тестовую методику. Наиболее экономной современной формой контроля являются тесты. Необходимо отметить, что подготовка тестов является затратной во временном отношении. Кроме того, подготовка тестов будет иметь смысл, если все студенты в одной учебной группе или большая часть учебной группы работает с одинаковыми текстами. В тех случаях, когда чтение носит индивидуальный характер, форма проверки должна быть другой.

В настоящее время благодаря активному применению ТСО (технических средств обучения) и внедрению компьютерных технологий в процесс обучения иностранному языку тесты можно осуществлять не только традиционным методом, но и инновационным. Тестовая методика контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами контроля. В процессе выполнения теста вербальная активность студентов практически отсутствует, но повышается их умственная активность. Кроме того, данная методика обеспечивает возможность проверить уровень понимания содержания текста как у «слабых», так и у «сильных» студентов. Несомненным преимуществом также является тот факт, что каждый студент выполняет тест в соответствии со своими индивидуальными особенностями (например, скорость чтения и выбора правильного ответа).

Благодаря тесту как форме контроля студенты приобретают навыки сравнения, анализа и синтеза полученной информации, что является одной из ключевых компетенций подготовки бакалавров неязыковых направлений в соответствии с ФГОС. В процессе выполнения тестовых заданий студент активизирует свою мыслительную деятельность. Выполняет сложные операции, которые необходимы при обработке информации добытой посредством чтения текста на иностранном языке.

В методике обучения иностранным языкам выделяют разные виды и подвиды тестов. Для того, чтобы осуществить контроль понимания в процессе чтения часто используют тесты на узнавание (Recognition Tests): тесты на выбор правильного ответа из двух предложенных (Alternative Response); тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов (Multiple-Choice Type) – самый популярный вид тестов; тесты на группировку фактов (Rearrangement); тесты на вычеркивание лишних слов и т.д.

В заключение стоит отметить, что для решения проблемы понимания содержания текста при обучении чтению будущих бакалавров необходимо использовать традиционные и современные методики контроля; учитывать интересы обучающихся и создавать возможности для того, чтобы учебный материал стал для них личностно-ориентированным. Сегодня текст – это источник информации, поэтому более актуальным становится представление чтения не только как процесса, а как возможности использовать полученную информацию для решения профессиональных задач.