Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

В настоящее время высшее профессиональное образование призвано способствовать подготовке специалистов, которые понимают необходимость международной солидарности и сотрудничества, осознающих растущую глобальную зависимость между народами и нациями, готовых к конструктивному участию в диалоге культур народов. Будущий специалист должен целенаправленно развивать собственную способность к терпимому и уважительному восприятию других культур, стремиться к решению вопросов национального и межнационального характера. В этой связи актуализируется проблема  формирования социокультурной толерантности будущего специалиста.

Прежде чем говорить о социокультурной толерантности, необходимо рассмотреть сущность понятий «толерантность» и «социокультурная толерантность». В философской, социологической и психолого-педагогической литературе толерантность определяется как свойство личности, которое представляет собой единство двух аспектов: пассивно-адаптивного и активно-конструктивного [3]. Социокультурная толерантность — это качество личности, характеризующееся психологической устойчивостью, способностью положительно воспринимать и оценивать окружающих людей и действовать по отношению к ним, наличием системы позитивных установок на межличностное и межкультурное общение и взаимодействие, наличием уверенности в себе, гуманности, коммуникабельности, уважения и терпимости к интересам, обычаям, традициям и культуре других народов. Формирование социокультурной толерантности предполагает овладение знаниями о сходствах и различиях культур, развитие широты профессионального мышления, формирование нового ментального и эмоционального сознания, что позволит будущему специалисту-гуманитарию быстрее адаптироваться к новым условиям деятельности, успешнее строить профессиональное общение, избегать межличностные и межкультурные конфликты [2]. Рассматривая процесс общения, следует сказать о равноправии между участниками общения. Коммуникантам необходимо учитывать своеобразие каждого из участников, проявлять терпимость к чужой культуре, ее ценностям и нормам. Когда речь идет о формировании социокультурной толерантности студента, то осуществление профессиональной деятельности не должно задевать национальные чувства и интересы партнера. Эффективное формирование социокультурной толерантности будущих специалистов возможно лишь приналичи и  определенного комплекса педагогических условий. При этом должны учитываться требования, предъявляемые обществом к специалисту; речь идет о понимани и сущности, исодержания данного понятия.

В разных европейских языках толерантность имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного — «терпимость» и в качестве глагола — «терпеть». Вызывает интерес применение этого глагола в речи. Оно не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-тоили (например,боли),смиренным подчинениемчем либо (терпеть оскорбления). Говоряо терпимости как о свойстве человеческой личности, англичане употребляют прилагательное tоlerant, что свидетельствует о том, что необходимо различать слова «терпимый» и «терпеливый». В немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» это слова разного происхождения. При чем понятие терпимость в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно,в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгаузаи И.А.Эфрона 1909 издания подается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости киногорода религиозных взглядов. В словаре Даля (Т.—4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность кого-то или что-то терпеть [3,с.755]. В словаре С.И.Ожегова [4,с.707] аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из всего вышесказанного можноконстатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Важное место в современном мире занимает толерантность и в педагогической деятельности. Педагог должен учитывать внутренний мир, состояние, в котором находится ученик. Лишь принимая ученика, педагог приобретает способность понимать его проявления.Это освобождает от ненужного страха,обид, огорчений,гнева, предотвращает психологическую напряжённость во взаимоотношениях. Взаимное принятие открывает свободные проявления. Ученик не боится, что его неправильно поймут, что над ним станут смеяться, что он потеряет неосторожным высказыванием свою репутацию, и вот тогда: он становится интересным для окружающих, потому что его свободное «Я» в свободном проявлении становится значимым. Он начинает, чувствовать себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства, его самооценка и самовоспитание повышаются, что создаёт благоприятные психологические условия дляего учёбы и социализации [2].

Огромная роль в формировании культуры  межнациональных    отношений   -принадлежит образованию. Перед высшим образованием встает комплекс проблем,связанных с формированием культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве. Срединих – развитие личности посредством обогащения сознания личности национальных ценностей разных культур, этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений; формирование мировоззрения, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов. И самое главное формирование толерантного отношения студентов в поликультурном образовательном пространстве, для того чтобы обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур. [2,с.265]

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстроизменяющемся мире. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

-информации;

-коммуникации;

-социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Значимость формирования толерантности как личностного качества дополнительно обозначена в федеральных образовательных государственных стандартах высшего профессионального образования (ФГОСВПО).

Толерантность неразрывно связана с такими феноменами, как:

1 .Когнитивные процессы,в том числе способы освоения и передачи культурного опыта.

2 .Понимание ценности различных культур и мирового разнообразия.

3 .Формирование самосознания, самоидентификация субъекта.

4 .Усиление социальной мобильности, развитие адаптогенных факторов, позволяющих личности интегрироваться в иную социальную среду.

5 .Диалог и сотрудничество при взаимодействии субъектов.

Толерантность как личностное качество проявляется не только в знании основных её теоретических положений, но и в соответствующем поведениии мировоззрении, что позволяет рассматривать толерантность как компетентность. Проблема компетентностей и компетенций в настоящее время разработана достаточно подробно, поэтому ограничимся лишь тем, что приведём определения компетентности и компетенции.

В         литературе    в   настоящее время используется         два        сходных        термина: «педагогическаятолерантность» и «толерантностьпедагога». Некоторые авторы не разделяют эти понятия (С.А.Ляушева, М.А.Перепелицына, О.Г.Шаврина),другие же, напротив, подчеркивают их различия. В нашей работе мы эти дефиниции не разделяем в силу устранения терминологической избыточности. Между тем Т.Ю.Фадеева [1] доказывает, что педагогическая толерантность - это «некаятолерантность по отношению к другим педагогам или другим людям с устоявшимися педагогическими взглядами, что отдаляет сущность данного понятия от главного участника образовательного процесса - ребенка, у которого пока не сформированы педагогические воззрения».

Синтезируя вышеприведенные определения, будем понимать под педагогической толерантностью следующее: педагогическая толерантность - общекультурная компетентность, интегративное личностное качество и принцип деятельности педагога, являющееся основой его личностного и профессионального развития, основанное на ценностном отношении ко всем субъектам образовательного процесса, в соответствии с которым человек,имея собственную жизненную позицию, уважает и признаёт право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, в идитценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе других точек зрения. Профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных   качеств,   направленности  их   личности,  мотивации  деятельности,   потребностии готовности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном  росте в условиях современных требований.

Список литературы

 

1.                             Антипина,Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст]/Л.Б.Антипина//Методист.–2010.-№5.–С.39-44.

2.                             БезотечествоЛ.М. Толерантность как ключевая компетентность педагога // Современныепроблемы науки и образования.–2012.–№6.;

3.                             Воспитание толерантности: сб.ст./под ред. Е.Д.Еремеевой.–Самара: Учебная литература; Федоров, 2011.–144с.

4.                             Гасанов,З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика [Текст]: автореф. дис.…д-рапед. наук: 13.00.01/ З.Т.Гасанов.-М.,2000.-44с.

5.                             Зимняя,И.А.        Ключевые       компетентности       как       результативно-целевая      основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И.А.Зимняя.–М.,2004.

6.                             Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».