Новости
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
01.01.2021
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
08 июня 2015г.

В настоящее время современное общество нуждается в компетентных, коммуникативных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, работать в команде. Выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и определенным набором лидерских качеств, позволяющих ему успешно реализовать свой личностный потенциал в практической деятельности. Раскрытие понятия «ресурсный потенциал» предполагает уточнение составляющих его понятий. «Ресурсный» является производным от слова «ресурс». Согласно современному словарю иностранных слов термин «ресурсы» (фр. ressources) означает «средства, запасы, возможности, источники чего-либо». Содержание термина «потенциал» берет свое начало от латинского слова «potentia» и в переводе означает сила, мощь. При определении составляющих ресурсного потенциала В.В. Ковалевподразделяет всю совокупность ресурсов на три группы: материально-техническая база (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью технологического процесса), оборотные активы (активы, обеспечивающие выполнение технологического процесса) и трудовые ресурсы. Именно эти три вида ресурсов, объединяясь в производственно-технологическом процессе, обеспечивают достижение заданных целевых установок [5, с. 116]. Для обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала высшего образования как важного фактора формирования лидерских качеств у студентов необходимо, прежде всего, придерживаться следующих принципов: обеспечение доступности высшего образования; структурные изменения в системе высшего образования; расширение участия общества в ее развитии; диверсификация финансового обеспечения; создание системы стимулирования разработок новых учебных курсов, образовательных программ; мотивация профессорско-преподавательского состава по совершенствованию учебно-методического обеспечения и т.д. [1, 89]. Теоретические и практические аспекты ресурсного потенциала организаций рассматривались в работах следующих ученых: В.С. Катькало, Г. Пизано, К.К. Прахалада, Д.Дж. Тиса, Г. Хамела, Э. Шуэна и др.Методологические аспекты оценки ресурсного потенциала разработаны в исследованиях таких российских и зарубежных ученых, как Дж. Барни, Р.М. Грант, Д.Дж. Коллиз, С.А. Монтгомери и др. Педагоги рассматривают педагогический, воспитательный потенциалобразовательного процесса вуза.

Педагогический потенциал мы представляем как присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования, иначе говоря - образовывать, развивать и осуществлять педагогические функции, заключающиеся в прямом или опосредованном влиянии на процесс образования.В педагогическом потенциале одновременно может быть сосредоточено несколько уровней:

1)     прошлый, когда прежний педагогический потенциал уже перерос в действительность; 2) настоящий, когда педагогический потенциал актуализируется сегодня, либо находится в состоянии готовности для реализации; 3) будущий, т.е. завтрашний, но зарождающийся уже в настоящем [4, с. 19].

В свою очередь Е.В. Конькина, И.А. Савинова педагогический потенциал образовательного процесса вуза рассматривают как особую внешнею среду - социализации и воспитании студентов и внутреннею среду – молодежный и педагогический процесс вуза, внутри которого средствами учебной и внеучебной деятельности происходит усвоение ценностей, норм, смыслов молодежи [3].

И.Э. Ярмакеев полагает, что основным образовательным ориентиром сегодня с неизбежностью становится развитие не просто личности как таковой, а личностного потенциала, ориентированного, наряду с творческим решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, на перспективу его жизненного развития и изменения. Важнейшей составляющей этого потенциала является духовно-нравственный потенциал личности, определяющий ее способности к непрерывному духовному самоопределению и саморазвитию в вероятностном пространстве социально-профессиональной жизни [6, 164].

Е.Г. Марчук под личностным потенциалом понимает совокупность познавательных, творческих и иных способностей личности.

Необходим  поиск  новых,  адекватных  времени,  более  гибких  механизмов  организации  учебно-воспитательного процесса в вузе, предоставляющих студентам широкие возможности для реализации своего духовно-нравственного потенциала, для осуществления индивидуально-личностного выбора своей профессионально-нравственной позиции [6, 165].

В свою очередь воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе включает в себя, во-первых, все имеющиеся в пределах последнего человеческие, содержательно-образовательные и организационно- методические ресурсы воспитания будущего специалиста. Во-вторых, данный потенциал должен характеризовать актуальные возможности эффективной и целенаправленной реализации этих ресурсов в учебно-воспитательном процессе и во внеаудиторной работе. В-третьих, данный потенциал должен одновременно быть ориентирован на будущее, как в плане практической реализации существующих воспитательных возможностей, так и с точки зрения их дальнейшего воспроизводства и динамики (для того, чтобы обеспечить возможностей образовательного процесса в вузе в области воспитания будущих специалистов). Только лишь сочетание всех этих временных аспектов позволит, на наш взгляд, стабильно и эффективно реализовать воспитательную функцию высшего профессионального образования. Для этого необходимо адекватное теоретико- методологическое и технологическое обеспечение данного процесса, ориентированное не только на его успешное функционирование, но и на дальнейшее развитие [6, 166].

Необходимость последовательной интеграции процессов профессионального обучения и воспитания, придания им вероятностно-вариативного, развивающего характера требует, на наш взгляд, последовательного выявления и органичного использования воспитательного потенциала образовательного процесса в вузе, направленного на развитие личностного потенциала студентов-будущих специалистов [6, 165].

Н.Ю. Кирюшина, Е.Л. Тихонова полагают, что мощным ресурсом в реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения выступает социально-активная часть студенчества. Это молодежь, уже обладающая лидерскими качествами и проявляющая заинтересованность в том, что происходит в окружающем мире [2, 154]. Например, включаясь во внеучебную деятельность, студенческие мероприятия. Система конкурсов (творческих, организационных, учебных) способствует тому, что очень быстро в студенческой группе определяются лидеры, организующие и направляющие жизнедеятельность группы [2, 156].

Поэтому непрерывное применение ресурсного потенциала вуза (воспитательный потенциал, педагогический потенциал) являются основой для формирования лидерских качеств у студентов, которые в свою очередь обеспечивают совершенствование своих личностных качеств (личностного потенциала).

Таким образом, ресурсный потенциал вуза как фактор формирования лидерских качеств студентов– это совокупность ресурсов образовательного процесса вуза (педагогический, воспитательный), являющаяся необходимым условием формирования лидерских качеств у студентов.

 

Список литературы

1.      Гаращук Е.В. Ресурсный потенциал высшего образования – важный фактор  повышения его качества [Текст] / Е.В Гаращук // Российский Академический журнал. 2014. № 1, Том 27. – С. 87-89.

2.      Кирюшина, Н.Ю., Тихонова, Е.Л. Развитие лидерских качеств у социально-активных студентов как принципиальная задача воспитания в высшей школе [Текст] / Н.Ю. Кирюшина, Е.Л. Тихонова. Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 154-158.

3.      Конькина Е.В., Савинова И.А. Педагогический потенциал ВУЗа в работе по профилактике экстремизма в студенческой среде [Текст] / Е.В. Конькина, И.А. Савинова // Психология, социология и педагогика. 2013.№ 4.

4.      Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория [Текст] / В.А. Митрахович // Известия ВГПУ.2008. № 9. – С. 16-20.

5.      Рыжук С.Г., Овачук Е.И. Ресурсный потенциал организации [Текст] / С.Г. Рыжук, Е.И. Овачук // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 11 (97). – С. 115-119.

6.      Ярмакеев, И.Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ [Текст] / И.Э. Ярмакеев // ВестникТГТПУ. 2010. - № 1 (19). - С. 164-169.