Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Целью исследования является выявление динамики изменений функциональных возможностей учащихся 9-11 классов в процессе общего среднего образования. Методы: 12-минутный тест ходьбы и бега Кеннета Купера; функциональная проба частоты сердечных сокращений до физической нагрузки, во время ее проведения и в период восстановления; методы математической статистики, сравнительного анализа результатов.

Содержание физической культуры включает в себя валеологические ценности, к которым относятся накопленные знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека,  формирования   его   телосложения,   закаливания,   повышения   умственной  работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.

Приоритетная роль отводится формированию у обучающихся школьников установок на освоение ценностного потенциала физической культуры, здорового образа жизни, актуализацию физического самовоспитания и здоровьесберегающего поведения у людей. С пассивным двигательным стилем жизни связано и снижение общих адаптационных возможностей человека [2, с. 338].

Выявление функциональных возможностей восстановления организма школьников при современном их малоподвижном образе жизни и при постоянно возрастающем потоке учебной информации указывает на актуальность исследования и позволяет проанализировать степени восстановления деятельности сердечно- сосудистой системы организма с учетом гендерных различий. В структуре факторов, формирующих здоровье человека, в последние десятилетия резко возросло значение двигательной активности и влияние ее на частоту заболеваемости отдельных категорий населения страны.

В современных условиях среднего общего образования школьникам необходим достаточно высокий уровень развития двигательного качества – выносливости. По мнению Н.Г. Озолина, общая выносливость – это способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам [3, с. 463]. Знание исходных показателей функциональных и физических возможностей организма старшеклассников, а также их динамики на протяжении обучения в 9-11 классах среднего общего образования (СОШ) в школах позволяет распределить учебную нагрузку по годам обучения.

Исследование уровней физической и функциональной подготовленности старшеклассников 9-11 классов проводилось на базе СОШ № 4,8,56 и гимназии №1 Ленинского района и СОШ Приволжского района Астраханской области. Всего в исследовании приняло участие человек, из них школьника 9-х классов, человека 10-х классов, человек 11-х классов.

Для определения уровня функциональной подготовки применялась методика исследования функциональной кривой пульсометрии. Первая проба частоты сердечных сокращений фиксировалась в течение 1 минуты до физической нагрузки, вторая – сразу после нагрузки и третья – через 5 минут во время восстановления пульса в покое. Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.1.

После анализа и сравнения полученных данных пульсометрии в покое у  учащихся 9 классов СОШ № 4,8,56 и Гимназии №1 и СОШ Приволжского района, нами было отмечено следующее.

Для определения среднего показателя частоты сердечных сокращений в покое у девятиклассников СОШ Ленинского Района и ЧСС школьников СОШ Приволжского были подсчитаны результаты пульсометрии как у девушек, так и у юношей (Табл.1).


Таблица 1  

Средние показатели ЧСС в покое у девятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)

  

 

СОШ

Ленинского р-на

 

Пульс (уд/мин) девушки

 

Пульс (уд/мин) юноши

 

Среднее значение

1

СОШ № 4

78,33

76,4

77,37 

2

СОШ № 8

79,12

84,21

81,71

3

СОШ № 56

78,25

94,86

86,56

4

Гимназия №1

86,43

88,75

87,59

Среднее значение

СОШ Ленинского р-н

80,53

 

86,06

 

83,31

Среднее значение СОШ

Приволжского р-на

 

59,5

 

65

 

62,25

 

Средний показатель ЧСС в покое у девятиклассников Ленинского Района намного выше данных ЧСС школьников СОШ Приволжского как у девушек (> на 21,03 удара в минуту), так и у юношей (> на 21,06 удара в минуту).

Как видно из Табл.1, у школьников 9-х классов СОШ № 4 наблюдается самый низкий показатель состояния пульса в покое с тенденцией к возрастанию, входящий в показатель нормы у людей.

Причем, у юношей СОШ № 56 частота сердечных сокращений имеет наивысший показатель.

После сравнения полученных данных ЧСС в покое у учащихся 10-х классов, были получены следующие результаты пульсометрии (Табл.2).


Таблица 2

 Средние показатели ЧСС в покое у десятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)

 

 

Школа

Пульс (уд/мин)

девушки

Пульс (уд/мин)

юноши

 

Среднее значение

1

СОШ № 4

79,75

81,84

80,84

2

СОШ № 8

76,18

72,37

73,77

3

СОШ № 56

-

-

-

4

Гимназия №1

86,06

83,43

84,745

Среднее значение

80,66

79,21

79,79

СОШ Приволжского р-на

65

59,5

62,25

 

Как видно из Табл.2, среди учащихся 10-х классов наивысший показатель состояния пульса в покое у девушек гимназии № 1 Ленинского района. В то же время сравнительный анализ школ двух районов указывает, что ЧСС покоя у школьников 10-х классов Ленинского района намного выше, чем у соответствующего возраста учеников СОШ Приволжского района. Пульсометрия состояния покоя старшеклассников, обучающихся в 10-х классах Приволжского района, находится в пределах нормы.

Далее было проведено аналогичное исследование полученных данных пульсометрии в покое перед выполнением бегового теста Купера у учащихся 11-х классов. Результаты пульсометрии состояния организма учащихся 11-х классов отображены в Табл3.


Таблица 3

Средние показатели ЧСС в покое у учеников 11-х классов до физической нагрузки (уд./мин.)

 

 

Школа

Пульс (уд/мин)

девушки

Пульс (уд/мин)

юноши

 

Среднее значение

1

СОШ № 4

79,84

81,76

79,84

2

СОШ № 8

81,64

85,53

83,59

3

СОШ № 56

-

-

-

4

Гимназия №1

83,43

86,06

84,75

Среднее значение

81,64

84,45

82,73

СОШ Приволжского р-на

72,5

79,4

75,95

 

Таким образом, у учащихся 11-х классов выявилось, что у девушек СОШ Приволжского района состояние пульса покоя в норме, а у юношей наблюдается тенденция к нормальному. Школьники 11-х классов Ленинского района в среднем имеют завышенные показатели пульса в покое.

Далее были проанализированы показатели пульсометрии сразу после 12-минутного бега теста Кеннета Купера (Табл.4).


Таблица 4  

Средние показатели ЧСС сразу после физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)


 

 

Школа

Пульс (уд/мин)

девушки

Пульс (уд/мин)

юноши

Среднее

значение

СОШ

9

10

11

9

10

11

1

СОШ № 4

94,37

93,81

95,45

101,61

102,17

100,53

97,99

2

СОШ № 8

102,56

115,14

120,72

122,11

119,74

130,27

118,42

3

СОШ № 56

140,75

-

-

144

-

-

142,38

4

Гимназия №1

86,43

96,34

85,48

142

121,67

94,23

104,36

Ср. значение СОШ

Ленинского р-на

 

106,03

 

101,76

 

100,55

 

127,43

 

114,53

 

108,34

115,79

Ср. значение СОШ

Приволжского р-на

 

88,2

 

100,83

 

112,75

 

72,5

 

111,25

 

125,4

101,93

Ср. значение по всей

выборке испытуемых

 

97,12

 

101,3

 

106,65

 

99,965

 

112,89

 

116,87

 

108,86

 

Как видно из Табл.4, у учащихся всей выборки классов СОШ № 4 самый низкий показатель пульсометрии, а наивысший пульс наблюдается в СОШ № 56 (142,38 уд/мин).

Последнее может указывать, что в данном образовательном учреждении в недостаточной мере уделяется внимание физическому здоровью учащихся.

Сам факт того, что в СОШ № 56 практически отсутствуют занятия по физической культуре в старших 10- 11 классах и заменяются другими общешкольными мероприятиями.

Далее были проанализированы результаты пульсометрии учащихся 9-11 классов районов Астраханской области, измерение которых проходило по истечению 5-ти минут отдыха после 12-ти минутного бега.

Результаты данного критерия показаны в Табл.5.

Таблица 5 Средние показатели ЧСС после 5-ти минут отдыха в покое физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)

 

 

 

Школа

Пульс (уд/мин)

девушки

Пульс (уд/мин)

юноши

 

Среднее значение

СОШ

9

10

11

9

10

11

1

СОШ № 4

94,64

97,67

97,87

101,33

103,67

101,17

99,39

2

СОШ № 8

81,67

89,56

93,43

87,67

87,5

98,12

89,66

3

СОШ № 56

96.13

-

-

98,94

-

-

97,54

4

Гимназия №1

98,71

93,34

98,87

110,63

94,46

97,07

99,85

Среднее значение СОШ Ленинского

района

91,67

93,52

96,72

99,64

95,21

98,79

95,93

Среднее значение СОШ

Приволжского района

 

82,25

 

78,5

 

82,25

 

94,6

 

89,75

 

93

 

86,73

Среднее значение по всей выборке

испытуемых

 

86,96

 

86,01

 

89,49

 

97,12

 

92,48

 

95,9

 

91,33

 

Из Табл.5 наблюдается, что показатели пульса в покое после 5-ти минут отдыха у старшеклассников всех средних учебных заведений общего образования не соответствуют норме, как у девушек, так и у юношей.

Для определения уровня физической подготовленности применялась методика 12-минутного бега и ходьбы Кеннета Купера [1].

При оценке качественных показателей уровня физической подготовленности превосходный уровень оценивался в 6 баллов, отличный – в 5 баллов, хороший –  в 4 балла, удовлетворительный – в 3 балла, плохой – в 2 балла, а очень плохой – 1 балл.

Результаты проведенной методики Кеннета Купера по выявлению уровней физической подготовленности школьников, выраженных в баллах, отображены в Табл.6.



Качественный     уровень     физической     подготовленности     старшеклассников    СОШ     Ленинского     и Приволжского районов по методике К. Купера (в баллах)

Качественный

уровень физической подготовленности

 

 

СОШ Ленинского района

 

 

СОШ Приволжского района

 

 

 

Среднее значение

 

Оценка

9

класс

10

класс

11

класс

9

класс

10

класс

11

класс

юн

дев

юн

дев

юн

дев

юн

дев

юн

дев

юн

дев

 

Очень плохо

1984

«1»

1743

«1»

1521

«1»

1845

«1»

1843

«1»

1943

«1»

1932

«1»

1830

 

Плохо

1657

«2»

1713

«2»

1780

«2»

1755

«2»

 

1726

 

Удовлетворительно

1937

«3»

 

1937

Хорошо

Отлично

Превосходно

Среднее значение

по всей выборке

 

1831

 

Как видно из Табл.6 оценивания уровня физической подготовленности старшеклассников по всей выборке, средний показатель у девушек выше, чем у юношей. Но в целом диапазон разброса данного показателя колеблется от «Очень плохо» (58 % учащихся) и «Плохо» (33 %) до «Удовлетворительно» (только у 8,33 % старшеклассников). Следует отметить, что наивысшее значение уровня аэробной выносливости наблюдается среди девушек 9-х классов средних образовательных учреждений Ленинского района г. Астрахани. Примечательно, что девушки СОШ Приволжского района физически более подготовлены, чем юноши по всей выборке исследуемых школьников 15-18 лет. Юноши, обучающиеся в школах как Ленинского, так и Приволжского районов, стабильно показывают низший результат по аэробной выносливости. В целом, выявленные уровни физической подготовленности говорят об плохих функциональных возможностях адаптации к учебной нагрузке и о необходимости срочного пересмотра зачетного комплекса нормативов по дисциплине «Физическая культура» в сторону снижения (Рисунок 1).



Самый большой показатель выносливости мы наблюдаем у девятиклассниц СОШ Ленинского района и в целом у девушек СОШ Приволжского района.

Далее измерялась мышечная сила обеих кистей рук у старшеклассников способом кистевой динамометрии. Результаты кистевой динамометрии в целом по выборке старшеклассников показаны в Табл.7 и на Рисунке 2.

 

 

Как видно из Табл.7, в целом по выборке силовой показатель кисти оказался выше у старшеклассников средних образовательных учреждений Приволжского района. Причем, сила левой кисти у девушек СОШ обоих районов Астраханской области выше, чем правой руки.



Как видно из Рисунка 2, показатели кистевой динамометрии обеих рук у юношей СОШ Ленинского района выше, чем у юношей СОШ Приволжского района г. Астрахани, а средний показатель по всей выборке учащихся выше в СОШ Приволжского района.

Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.8.

Таблица 8 Изменения средних показателей сердечного ритма учащихся 9-11 классов в целом до нагрузки, во время физической нагрузки и после 5-минутного отдыха

 

 

Время подсчета ЧСС

 

 

СОШ

№ 4

 

 

СОШ

№ 8

 

 

СОШ

№ 56

5

 

 

 

Гимназия

№ 1

Среднее

значение ЧСС уч-ся СОШ

Ленинского района

 

Среднее значение

ЧСС уч-ся СОШ Приволжского района

 

 

Среднее значение

До

нагрузки в покое

80,84

73,03

83,94

87,59

81,35

68,91

75,13

Сразу

после нагрузки

 

127,2

 

102,7

 

128,2

 

138,72

 

122,87

 

101,94

 

112,41

Через 5

минут в покое

 

97,99

 

87,7

 

97,69

 

104,68

 

97,02

 

82,73

 

89,87

 

Как видно из Табл.8, частота сердечных сокращений в состоянии покоя соответствует норме только у старшеклассников средней образовательной школы Приволжского района Астраханской области (68,91). В остальных исследуемых школах Ленинского района данный показатель имеет тенденцию к тахикардии.

Следует отметить, что в целом по всей выборке исследуемых старшеклассников при сравнении показателей пульса в состоянии покоя до и после 5-ти минутного отдыха у девочек и у юношей наблюдается в среднем недостаточное восстановление до исходного уровня (на 14,74 удара в минуту).

Для определения динамики сердечных сокращений измерялся пульс учащихся сразу после окончания беговой нагрузки и по истечению 5-ти минут после нее в состоянии полного покоя учащихся (Табл.9).

 

Таблица 9 Показатели восстановления учащихся 9-11 классов СОШ Ленинского и Приволжского районов при сравнении ЧСС до выполнения нагрузки и по окончанию 5-ти  минутного отдыха после физической нагрузки

СОШ Ленинского р-на

СОШ Приволжского р-на

 

9

класс

 

10

класс

 

11

класс

Кол-во

учащихся, без восстановления пульса (%)

 

9

класс

 

10

класс

 

11

класс

Кол-во

учащихся, без восстановления пульса (%)

Девушки

-11,14

-12,86

-15,08

56,259

-22,75

-13,5

-9,75

52,777

Юноши

-13,58

-16

-14,34

65,511

-29,6

-30,25

-13,6

54,226

В целом

-12,36

-14,43

-14,71

60,885

-26,18

-21,88

-11,68

53,502

 

Итак, установлено, что в целом по выборке исследуемых у более половины старшеклассников сердечно- сосудистая система организма не успевает восстановить сердечный пульс до уровня исходного состояния покоя, что говорит о дезадаптации к физической нагрузке нормативного характера на уроках физической культуры.

Результаты восстановления сердечно-сосудистой системы организма старшеклассников после отдыха, выраженные в процентном содержании, отображены в Табл.10.

Таблица 10

Количество учащихся 9-11 классов Ленинского и Приволжского районов Астраханской области с недовосстановлением ЧСС после аэробной физической нагрузки (%)

 

 

 

СОШ Ленинского р-на

 

 

СОШ Приволжского р-на

Среднее

значение в целом (%)

9 класс

10 класс

11 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Юноши

66,694

83,31

46,528

40,179

62,5

60,0

59,869

Девушки

51,003

61,933

55,84

66,665

66,665

25,0

54,518

Среднее

58,849

72,622

51,184

53,422

64,583

42,5

57,193

 

Как видно из данных, приведенных в таблице 10, количество старшеклассников с недовосстановлением пульса, выраженное в процентном соотношении, у юношей 9 и 11 классов СОШ Ленинского района выше, чем у школьников соответствующих классов СОШ Приволжского района.

В результате исследования обнаружилось слабые функциональные возможности  адаптации сердечно- сосудистой системы к нагрузке, а уровень физических возможностей выявился ниже среднего значения по всей выборке исследуемых.

 

Список литературы

1.     Гуменный В.С., Лошицкая Т.И. Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов / Кременчугский государственный политехнический университет. Пост. в ред. 26.06.2003 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // 1 ib.sportedu.ru/Books/XXPI/2003N4/p97-104.htm (дата обращения 03.12.2013).

2.     Марочкина Н.В. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности и функционального состояния организма студентов инженерных специальностей. // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. (11 декабря 2013г.). Copyright © 2013. All Rights Reserved (дата обращения 30.05.26).

3.     Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863 с.