02 июля 2017г.
Речевое общение особенно важно для любого ребёнка. Развитие речи в дошкольном периоде является процессом по своей природе многоаспектным. В ходе языковой деятельности ребёнок должен реализовать способность, которая, по мнению одних учёных, является врождённым качеством, по мнению других, продуктом, появляющимся в результате формирования потребности ребёнка в совместной деятельности и обеспечивающим такую деятельность общения с окружающими, учитывая физические особенности детей с ОВЗ.
К сожалению, вопрос общения с безречевыми детьми в настоящее время особенно актуален. Во– первых, наблюдается неуклонный рост числа детей с речевой патологией. Во – вторых, перед педагогами встают более трудные задачи в связи с речевой патологией у данной категории детей. В – третьих, возникает потребность в системном материале, обеспечивающем коррекционно–педагогическую работу с безречевыми детьми.
Приступая к подбору приёмов невербальной коммуникации, мы, прежде всего:
1) выделили следующие аспекты:
-этапы и закономерности развития ребёнка в условиях онтогенеза; предпосылки, значимые для нормального развития речи детей;
-этиологию общего недоразвития речи, клинический состав данной категории детей[6];
-принципы, методику и дифференцированное содержание обследования детей;
-психолого-педагогическую характеристику безречевых детей, представленную на современном научном уровне;
- дифференцированные программы работы с детьми разных возрастных групп.
2) поставили перед собой задачи по коррекции нарушений речи:
- изучить механизмы и закономерности становления речи;
- выяснить последовательность овладения ребёнком функциями речи;
- изучить совокупное различие предпосылок речевого развития психологического, анатомо- физиологического, социального характера;
- создать условия для оптимального развития и воспитания ребёнка в семье и в социуме[2].
Для решения поставленных задач был создан ряд условий:
- подбор пособий по различным лексическим темам;
- интеграция логопедической работы с другими видами деятельности;
- использование элементов артикуляционной гимнастики;
- индивидуализация работы с детьми;
- организация театрализованной деятельности;
- приоритет коррекционно–развивающим играм в детском саду и дома.
3) определили последовательность овладения функциями речи[3]:
- номинативная
- индикативная
- коммуникативная
- регулирующая
- обобщающая
- эмотативная.
При определении содержания коррекционного обучения, прежде всего, важно выявить проблемы в структуре дефекта, а так же определить сохранные элементы и потенциальные речевые возможности для использования специальных приёмов развития речи ребёнка. Были выделены основные направления коррекционного обучения безречевых детей [1]. Это развитие: понимания речи, активной подражательной речевой деятельности и внимания, памяти, логического мышления.
В своей коррекционно-образовательной работе мы использовали на занятиях и в режимных моментах различные технологии:
- развивающего обучения - игры: «Найди игрушку», «Покажи предмет», «Дай предмет», «Назови предмет», «Собери куклу», «Кто моет? Кто стирает?», «Чья? Чьё? Чьи?», «Какой? Какая? Какие?», «Назови действие», «Покажи, где Женя рисовала, где Женя рисовал», «Кто как голос подаёт?», «Покажи, позови», «Что звучит?», «Назови одним словом», «Дополни предложение»[3; с.3];
- проблемного обучения - задания: продолжи предложение; составь предложение, используя картинки, попробуй повторить, назвать;
- здоровьесберегающие технологии - комплекс динамических физкультминуток, самомассажа, артикуляционных, пальчиковых, дыхательных гимнастик, пескограф, сухой бассейн[5];
- мнемотехника, наглядное моделирование - карточки - схемы, графические схемы[4];
- интернет-ресурсы - презентации по лексическим темам и др.
По завершении коррекционно-образовательной работы мы получили следующие результаты:
- дошкольники научились соотносить предметы и действия с их условным обозначением;
- детский пассивный словарь состоял из названий предметов, которые ребёнок часто видел; действий, которые совершал сам или их совершали знакомые ему лица; понимал некоторые свои состояния: холодно, тепло, жарко;
- у ребёнка появилась потребность подражания слову взрослого.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике в коррекционном обучении дошкольников при использовании приёмов невербальной коммуникации, учитывая современные образовательные технологии.
Список литературы
1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: диссертация... канд. пед. наук. М., 1998. - 174 c.
2. Вавилова В.С., Ханова Т.Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1 (85). - С. 11-18.
3. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. – 88с.
4. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений//Дефектология. - 2001. - № 1. – С. 3-10.
5. Крылова М.А., Красильникова Л.В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам использования здоровьесберегающих технологий // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. - 2016. - С. 46-51.
6. Немкова С.А. и др. Церебральный детский паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений (учебно - методическое пособие). М.: Союз педиатров России. – 2012. - 60 c.