Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Вопросу закономерностей освоения лексической системы родного языка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладение словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев и др.

Закономерности освоения ребёнком различными сторонами родного языка наиболее полно исследованы А. Н. Гвоздевым. Им прослежена последовательность появления в речи ребёнка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления.

Для усвоения элементов языковых единиц, а также познания правил их создания и употребления, нужно всё время совершать бессознательную, а иногда и в какой-то степени сознательную, работу по анализу, систематизации языковых фактов.

Получается, что ребёнок в какой-то степени должен быть уподоблен лингвисту, перед которым стоит подобная задача. Только лингвист должен уметь сформулировать результаты работы с использованием имеющегося в его распоряжении понятийного аппарата.

Достижением ребенка родного языка достигается основными биологическими факторами и зависит от времени созревания у детей отдельных отделов мозга, ответственных за функции усвоения и порождения речи.

Освоение лексической системы родного языка во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребёнком в процессе общения. Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря.

В словаре детей дошкольного возраста в большей степени преобладают существительные, так как ребенок сталкивается с предметами, которые нужно именовать конкретными словами, с глаголом совершаем действие, а прилагательные отражают их качество, поэтому их количество несколько меньше.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание её смысла и значения.

А. Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов:

·       грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения);

·       лексическое значение слова, которое определяется как соотнесенность слова с понятием, так и его местом в лексической системе родного языка;

·       психологическое значение слова – обобщенное отражение деятельности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, значений или умений как обобщенного образа действия [4].

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось».

В     качестве    основных    выделяются    следующие    компоненты     лексического    значения    слова    (по А. А. Леонтьеву):

·       денотативный компонент, то есть отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);

·       понятийный или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

·       коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

·       контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике) [4].

Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребёнка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребёнка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребёнка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию.

По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий. Л. С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее проходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Таким образом, значение слова является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и получения информации, оно является основой речевого мышления. Соответственно, слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями.

При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексической системы и различных аспектах её изучения: о структуре значения слова и её развитии в онтогенезе и особенностях их формирования в онтогенезе.

Таким образом, у дошкольников с нарушением речи системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Нарушения освоения лексики у детей с нарушением речи проявляются в нарушении формирования лексической системности, качественном своеобразии этих процессов. Отмечается ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова, недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения, трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов.

 

Список литературы

1.     Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс; Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 472 с.

2.     Ковригина Л.В. Проблема личностного развития детей с тяжелыми нарушениями речи //Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3. – С. 39-40.

3.     Ковригина Л.В. Онтогенетический аспект языковой способности человека /Современные проблемы общей и специальной  педагогики  и психологии  детства материалы Всероссийской  научно-практической конференции. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2010. – С. 100-103.

4.     Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. – М., 1967. – 20 с.

5.     Цейтлин С. Н. Язык и ребенок : лингвистика детской речи: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ /С. Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.

6.     Чистобаева А.Ю. Психолого-педагогические аспекты соотношения понятий "коммуникативно-речевая культура" и "Коммуникативно-речевая компетентность". //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – 5. – С. 219-222.