Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

В настоящее время число детей с нарушениями речи значительно увеличивается, следовательно, детей с дизартрией также становиться больше. В связи с этим вопросы, которые касаются диагностики нарушений просодической стороны речи, а также методов и способов их преодолений интересуют еще больше. Именно поэтому данный вопрос остается актуальным.

Дизартрия – представляет собой нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [9, с. 134]. Поэтому при обследовании детей с дизартрией следует обращать особое внимание на просодическую сторону речи.

Для того, чтобы определить уровень сформированности просодической стороны речи у детей необходимо рассмотреть методы и принципы логопедического обследования.

В логопедическом обследовании существуют различные методы, которые детально объясняет О.Е. Грибова:

•        педагогический эксперимент;

•        беседа с ребенком;

•        наблюдение за ребенком;

•     игра [5, с. 16].

Данные методы могут быть использованы при любом речевом нарушении, а также при обследовании просодической стороны речи у детей с дизартрией. Кроме этого рассматривая вопросы изучения детей с дизартрией, необходимо помнить основные принципы и подходы при изучении любого речевого нарушения, а именно: принцип индивидуального и дифференцированного подхода, от общего к частному, от сложного к простому,  от  продуктивных  видов  речевой  деятельности  к  рецептивным,  от  экспрессивной  языковой компетенции к импрессивной [5, с. 22].

Проблема дизартрии в литературе описана и изучена множеством авторов, именно поэтому существует множество диагностических методик, в состав которых входит изучение просодической стороны речи.

Анализируя данные диагностические методики нами было выявлено, что одной из самых подробных является методика обследования Е.Ф. Архиповой [1], так как именно в ней подробно описано изучение практически всех просодических компонентов с описанием заданий и видами оценки.

Обследование на основе методик Л.В. Лопатиной [8], В.А. Киселевой [7] представляют собой способы диагностики просодических нарушений по основным компонентам с интерпретацией результатов исследования.

Г.А. Волкова [4] представляет схему обследования детей с дизартрией, в которой просодическая сторона речи обследуется в пункте общего звучания речи. Также вопрос об исследовании просодической стороны затрагивается в методиках Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой [2], в данной методике авторами предлагаются варианты исследования по следующим просодическим компонентам: голос, темп, мелодико-интонационная сторона речи, разборчивость речи, анализируется уровень речевого дыхания. Однако не представлена оценка результатов исследования.

Кроме отдельных методик для диагностики уровня сформированности просодической стороны речи у различных авторов данный раздел представлен в составе речевых карт. Так, например, в логопедической карте Е.Д. Дмитровой [6] по обследованию дизартрии присутствует раздел, который исследует особенности просодии, в него входит: степень разборчивости речи, темп речи, ритм, характеристика дыхания, характеристика голоса.

Таким образом, в настоящее время существует множество методик и способов изучения сформированности просодической стороны речи при дизартрии.

Выявив основные просодические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией педагогу необходимо выстроить индивидуальные маршруты преодоления данных сложностей у детей с дизартрией.

Авторы, исследуя особенности данных нарушений, разрабатывают различные способы и пути их преодоления.

Положительные результаты логопедической работы, по мнению В.А. Кисилевой [7] достигаются при условии следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи, системного подхода к анализу речевого дефекта, регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функции речи. Данные принципы необходимо реализовывать и при преодолении нарушений просодической стороны речи.

При формировании просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией важна работа над интонацией, высотой, силой голоса, тембром, ритмом, громкостью голоса. А лучше проводить комплексную работу над всеми компонентами просодической стороны речи.

Е.М. Струнина, О.С. Ушакова рассматривая вопрос преодоления различных просодических нарушений у детей старшего дошкольного возраста, предлагают использовать скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение [10].

Детей с помощью различных игр и упражнений учат изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Например, предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Использование специальных игр и упражнений в процессе ННОД помогает детям научиться правильно, пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией [10].

Н.В. Белова, А.А. Блудов выделяют такие направления работы по преодолению нарушений просодической стороны речи как:  работа над дыханием, формирование речевого дыхания, преодоление нарушений голоса (фонетическая ритмика, упражнения по развитию силы голоса, упражнения по развитию высоты голоса). В данной методике представлены примеры заданий по развитию данных нарушений, поэтому эту методику логопеду будет удобно применять в своей практике [3].

В.А. Кисилева выделяет раздел по преодолению нарушений просодической стороны речи, который имеет свои особенности. Коррекция ведется по направлению развития громкости, высоты голоса и интонации [7].

Таким образом, в настоящее время существует множество диагностических методик изучения уровня сформированности просодической стороны речи у детей с дизартрией, а также методов и способов преодоления данных нарушений у детей, путем использования различных игр и упражнений, а также серий различных заданий.



Список литературы

1.     Архипова Е.Ф – Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа).

2.     Белякова Л.И, Волоскова Н.Н – Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

3.     Блудов А.А, Белова Н.В – Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. DVD с аудио и видеопрограммами. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 160 с., ил. + DVD. – (ВИДЕОДОКТОР).

4.     Волкова Г.А – Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 144 с.

5.     Грибова О.Е. – Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

6.     Дмитрова Е.Д. – Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова. – Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2008. – 86 с. – (Библиотека логопеда).

7.     Киселева В.А. –  Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. –  М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.

8.     Лопатина Л.В – Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 2006. – №2. – С. 64 – 70.

9.     Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с. – (Серия «Gaudeamus»).

10. Ушакова О.С, Струнина Е.М. – Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.