19 июня 2016г.
В физическом развитии ребенка с нарушением зрения большое значение играют подвижные игры. Они оказывают влияние на оздоровление всего организма, содействуют развитию и укреплению мышечных групп.
В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность. В ходе подвижных игр решается весь комплекс специальных задач: развитие компенсаторных возможностей, коррекционные по развитию глубинного зрения, прослеживающих функций, глазомерной оценки, зрительно-двигательной ориентации [2,3,5].
В подвижной игре ребенок с нарушением зрения невольно начинает поднимать голову, выпрямлять спину, расправлять плечи, учиться увертываться, бросать и ловить мяч, ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке. В процессе игры ребенок овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, приобретает свободу в движениях и легкость в их выполнении [1,4].
В нашу задачу входило подобрать подвижные игры для физкультурных занятий детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. При этом использовали нетрадиционные виды и разные варианты занятий, что требовало специального подбора подвижных игр (сюжетных, игр-эстафет, игр-аттракционов, двигательных заданий, координации речи и движений), направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, воспитания интереса к физическим упражнениям. Детям нравились следующие физкультурные занятия: игровые («Морские сражения», «Игрушки», «Забавные приключения»); тематические («В гости к осени», «Зимние забавы», «Зоопарк», «Буратино»); сюжетные («Листопад», «Путешествие в лес», «Взятие крепости»); комплексные (Загадки леса», «Встреча зимы», «Прилет грачей», «Космонавты»); интегрированные («Птицы», «Жители леса», «Хорошие профессии», «Солдаты», «В стране геометрических фигур»), в которых использовался синтез различных видов деятельности, рационально сочетались статические и динамические нагрузки. Особое внимание уделяли подбору спортивных игр, танцевальных и двигательных упражнений, играм с элементами у-шу, хатха-йоги.
При подборе игр учитывали состояние зрения ребенка, особенности осязательно-слухового восприятия, пространственной ориентировке, его предыдущий опыт, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Выбирали увлекательную подвижную игру, заинтересовывали игрой, в которой могут участвовать все дети, независимо от остроты зрения. Одну и ту же подвижную игру проводили три-четыре раза в неделю на физкультурном занятии, прогулке. Неоднократно повторяя подвижные игры, варьировали их, активизируя детей к проявлению творческой самостоятельности, активности, придумыванию новых ролей, правил, сюжетов, двигательных заданий, способов достижения, внесению нового инвентаря.
К подбору инвентаря, пособий, атрибутов предъявляли особые требования:
- озвучивали атрибутику (звучащий мяч, свисток, бубен, метроном, погремушки);
- все предметы были яркими, цветными, контрастными;
- браслет (который моментально фиксирует малейшее движение игрока легким звоном, что значительно облегчает водящему ориентировку во время игры, исключает возможность столкновения одного игрока с другим);
- флажки, городки, палки.
При проведении подвижных игр большое внимание уделяли выбору и подготовке места, где будет проводиться игра.
Подобранные подвижные игры содержали основные движения:
· бег - «Догони листочек», «Коршун и наседка», «Перелет птиц», «Посадка и сбор картофеля»;
· прыжки - «Удочка», «Зимняя рыбалка», «Кто дальше»;
· метание и ловля - «Перестрелка мячами», «Попади в мишень», «Догони мяч», «Поймай мяч»;
· ползание и лазание - «Перелет птиц», «Веселые мартышки»;
· развитие зрительно-двигательной ориентации - «Прятки», «Море волнуется», «Где позвонили», «Золотая рыбка».
На физкультурных занятиях в основной части проводились подвижные игры средней и большой подвижности «Прятки», «Ловишки», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и другие. В водной и заключительной части игры малой подвижности «Каравай», «На ощупь», «Лучший нос», «Найди мячик», «Эхо».
При проведении подвижных игр детей учили, что ведущий является ориентиром для играющих и находится всегда там, куда они должны бежать; играющие могут бросать мяч в товарища не выше пояса, чтобы исключить попадание мяча в голову, лицо, глаза.
Систематическое и грамотное проведение подвижных игр с учетом дефекта и двигательных возможностей детей с нарушением зрения, способствовало улучшению техники выполнения движений, координации, точности и скорости движений, совершенствованию развития физических качеств. Средние показатели физического развития, как мальчиков, так и девочек с нарушением зрения в целом приблизились к возрастным нормам развития старших дошкольников. Так рост мальчиков составил 117,6 см, девочек 125 см. Вес мальчиков 24,33 кг, девочек 25,14 кг.
Список литературы
1. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих дошкольников в режиме дня. – М., 1987.
2. Маллаев Д.М. Подвижные игры для детей с нарушением зрения. – М., 2000.
3. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием //Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. Сб. Научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР. – М., 1978.
4. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей. – М., 1983.
5. Шапкова А.В. Подвижные игры для детей с нарушением зрения. - М., 2001.