Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Профессиональное самоопределение, по определению Е.А. Климова, есть «одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и – более широко – социального сообщества в целом» [2, с.19].

Целью профессионального самоопределения для старшего школьника является профессиональный выбор. Для осуществления адекватного профессионального выбора старшекласснику необходимо иметь четкое представление об имеющихся у него интересах, возможностях, способностях, т.е. обо всем, что, так или иначе, повлияет на овладение избранной профессией. Таким образом, профессиональное самоопределение невозможно без рефлексии.

Подростки с ЗПР обучаются либо в специальных (коррекционных) школах-интернатах VII вида, либо интегрированы в массовые школы. Их образование направлено на получение цензового уровня образования и потому строится по общеобразовательным программам. Поэтому, в отличие от учащихся вспомогательной школы, старшеклассники с ЗПР хоть и включены в профориентационную работу, но конкретной профессии не получают. После окончания обучения по программе специальной школы, такие подростки могут продолжить обучение в старших классах массовой школы, поступить в профессиональное училище или же пойти работать. Таким образом, они оказываются перед самостоятельным выбором своего профессионального пути.

У подростков с ЗПР недостаточно сформированы предпосылки профессионального самоопределения: они часто имеют неадекватную самооценку, у них снижена критичность, они мало представляют себе свою будущую профессиональную деятельность. В целом можно сказать, что старшеклассники с ЗПР имеют недостаточно развитую рефлексию, вследствие чего не могут сделать осознанный профессиональный выбор. Это обуславливает необходимость проведения с ними психолого-педагогической работы по стимулированию их профессионального самоопределения, в частности по развитию их  способности к адекватному оцениванию собственных возможностей, определению своих профессионально значимых качеств, т.е. по развитию их способности к рефлексии.

В отечественной литературе вопросы профессионального самоопределения  субъекта наиболее последовательно и разносторонне рассматриваются в работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова,Э.Ф. Зеера. Изучению проблемы рефлексии посвящены работы таких отечественных авторов, какА. В. Карпова, Д. А. Леонтьева, И.Н. Семенова и др.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей рефлексии как условия профессионального самоопределения у старшеклассников с ЗПР и на основе результатов диагностического исследования разработка программы по развитию рефлексии как условия профессионального самоопределения у подростков с ЗПР.

В соответствии с целью исследования нами была разработана и апробирована диагностическая программа, направленная на изучение особенностей рефлексии как условия профессионального самоопределения у старшеклассников с ЗПР. В данную программу вошли следующие методики, подразделенные на два блока:

1.     Блок 1 – направленный на определение уровня развития рефлексии, в который были включены: 1) методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой;2) методика определения локуса контроля Д. Роттера;3) методика для самооценки уровня онтогенетической рефлексии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

2.     Блок 2 – направленный на определение особенностей профориентации и включающий в себя: 1) опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой;2) методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Базой исследования явилось ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида». Контингент исследуемых составили ученики IX класса школы-интерната. В целом выборка составила 6 человек, из которых 4 мальчика и 2 девочки.

Сопоставление результатов, полученных с помощью методик, направленных на определение уровня развития рефлексии показало, что для 33% учащихся характерен средний уровень развития рефлексии. Они имеют интернальный локус контроля, который коррелирует со склонностью к самоанализу, рефлексии. Способность к онтогенетической рефлексии также находится на среднем уровне, что означает, что такие учащиеся, скорее всего, способны осознавать свой прошлый опыт, однако не извлекают из него уроков. В целом эти подростки в определенной степени способны к адекватному осознанию своих личностных свойств, способностей и предпочтений. У 67% учащихся был выявлен очень низкий уровень развития рефлексии. Для них характерен невыраженный локус контроля, либо малая выраженность интернального локуса. Способность к онтогенетической рефлексии у таких учащихся находится либо на среднем, либо на низком уровне. В целом подростки с низким уровнем развития рефлексии имеют определенные трудности с самоанализом, определением своих сильных и слабых сторон. Они не умеют анализировать результаты своей деятельности, мало задумываются о своих возможностях и личностных свойствах и, соответственно, не умеют их использовать.

Методики, направленные на изучение особенностей профориентации, позволили получить нам следующие результаты. Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой был использован нами, с одной стороны, для определения круга предпочитаемых профессий для обследуемых учащихся, а с другой стороны, в соответствии с целью нашего исследования, мы соотнесли полученные результаты с теми профессиями, которые на данном этапе выбрали для себя сами ученики. Такое сопоставление позволило нам оценить осознанность профессионального выбора старшеклассников, его обоснованность реальными профессиональными предпочтениями и имеющимися навыками, то есть степень профессионального самоопределения. Эти данные дополнились результатами, полученными в ходе проведения методики изучения статусов профессиональной идентичности.

По результатам выполнения данных методик практически у всех учащихся была отмечена тенденция завышать свои способности. Так, большинство подростков выбирали малое количество видов деятельности, которыми они хотели бы заниматься, но при этом отмечали много действия, которые они умеют делать хорошо. Анализ соответствия результатов тестирования избранным профессиям показал, что большинство учащихся, хотя и имеют оформившийся профессиональный выбор, но не совсем адекватно представляют содержание своей будущей деятельности. Так, 83% учащихся указали одну конкретную профессию как желаемую, и только одна девочка не имела предпочитаемой профессии, хотя и отмечает свою крайнюю заинтересованность ее выбором. Следует отметить, что эти  данные соотносятся с результатами выявления статусов профессиональной идентичности: 83% подростков имеют сформированную профессиональную идентичность (т.е. сделали свой профессиональный выбор), и 17% (указанная ранее девочка) находятся на стадии моратория (кризиса выбора).

При такой, на первый взгляд, твердой определенности выбора профессии оказалось, что из 5 человек только 1 учащийся адекватно представляет себе содержание своей будущей профессиональной деятельности: он отметил как свое умение, так и интерес и готовность к выполнению именно тех профессиональных действий, которые соответствуют выбранной им профессии. Остальные четверо испытуемых (67% от общей выборки) показали достаточно разрозненные интересы, имеющие мало общего с выбранными профессиями. В целом можно сказать, что для большинства испытуемых характерны недостаточно адекватные представления как о самих избранных ими профессиях, так и о требующихся для их овладения личностных качествах и способностях.

Сопоставление данных исследования способности к рефлексии и особенностей профессионального самоопределения показали их связь. У тех учащихся, у которых обнаружен средний уровень развития рефлексии (23%), был выявлен либо кризис выбора будущей профессии и достаточная заинтересованность данным вопросом, либо обоснованный твердый выбор профессии. У остальных учащихся, имеющих низкий уровень развития рефлексии (67%), профессиональные выборы оказались не подкрепленными реальными интересами и готовностью к выполнению данной деятельности.

В целом можно сказать, что для большинства старших школьников с ЗПР оказались характерными низкий уровень развития рефлексии и необоснованность сделанных ими профессиональных выборов. Таким подросткам требуется помощь в осознании того, какие профессиональные сферы являются для них наиболее подходящими, для чего необходимо проводить с ними психологические занятия, направленные на стимулирование рефлексии собственной личности с целью осознания своих интересов, способностей и возможностей, нужных для будущей профессиональной деятельности. Это необходимо не только для совершения адекватного профессионального выбора, но и для активизации имеющихся личностных ресурсов при освоении избранной профессии.

В связи с этим нами была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой является стимулирование профессионального самоопределения старшеклассников с ЗПР путем развития у них рефлексии как его важного условия. В основу программы легли профориентационные игры и упражнения, разработанные Н.С. Пряжниковым и Е.Ю. Пряжниковой [4], которые были адаптированы с учетом имеющейся у  данной категории старшеклассников интеллектуальной недостаточности. Также в программу вошли задания, направленные на развитие у учащихся способности к рефлексии, как своей деятельности, так и личностных качеств и свойств.

Программа рассчитана на 8 часов 15 минут. Продолжительность одного занятия 45 минут. Общее количество занятий – 11.

Задачами данной коррекционно-развивающей программы явились:1) активизация и уточнение знаний учащихся о существующих на данный момент профессиях; 2) формирование умения учащихся самостоятельно определять характерные особенности предпочитаемых профессий; 3) развитие навыков рефлексии, формирование представления учащихся о собственных профессионально значимых качествах;4) определение предпочитаемого круга профессий для каждого учащегося.

В соответствии с поставленными задачами в программу были включены 4 блока занятий:I блок – уточнение знаний о мире профессий (1-2 занятия);II блок – определение характерных особенностей профессий (3- 5 занятия);III блок – развитие рефлексивных навыков, определение собственных профессионально значимых качеств (6-9 занятия);IV блок – определение предпочитаемого круга профессий (10-11 занятия).

В результате реализации описанной коррекционно-развивающей программы были получены следующие результаты:

1.     Уровень развития рефлексии (определяемый нами по совокупности результатов трех методик) стал выше у 1/3 выборки. Это свидетельствует о том, что проведенная нами коррекционно-развивающая работа оказала положительный результат. У части исследуемых учащихся уровень развития рефлексии остался на прежнем уровне. Это можно объяснить тем обстоятельством, рефлексивность является устойчивой личностной характеристикой. Поэтому уровень развития рефлексии может быть значительно изменен только в результате целенаправленной и долгосрочной работы, включенной во всю систему обучения и воспитания детей.

2.    Проведенная нами коррекционно-развивающая работа не отразилась на локусе контроля исследуемых учащихся. Это объяснятся тем, что локус контроля является устойчивой личностной характеристикой, с трудом поддающейся изменению. Однако, именно у тех учащихся, которые оказались более склонны к интернальности, повысился уровень развития рефлексивности. Это говорит о том, что интернальный локус контроля является положительной предпосылкой к развитию рефлексии, такие подростки легче поддаются коррекционно- развивающему воздействию в этом направлении.

3.       Профессиональное самоопределение учащихся, на стимулирование которого в основном была направлена коррекционно-развивающая работа, претерпело качественные изменения. Подростки при выборе своих будущих профессий стали опираться на опыт рефлексии собственных способностей, тогда как раньше профессиональный выбор не был подкреплен реальными интересами и склонностями. Конкретные профессиональные выборы исследуемых подростков, в основном, не изменились, но стали более обоснованными. У учащихся сформировалось умение рефлексивно подходить к своей будущей профессии.

В целом в результате апробации коррекционно-развивающей программы была достигнута цель стимулирования адекватного профессионального самоопределения с опорой на рефлексию.

 

Список литературы

1.      Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: ИП РАН, 2005. – 450 с.

2.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.

3.      Леонтьев Д.А., Аверин А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции// Психологические исследования: электрон науч. журн. – 2011. – №2(16).

4.      Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005. – 288 с.