Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЁТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   В настоящее время система обучения аспирантов-медиков профессионально-ориентированному иностранному языку в стенах научно-исследовательского института претерпевает существенные изменения. Названные модификации обусловлены переходным периодом и связаны, прежде всего, с интеграцией России в мировое научное и образовательное пространство. Этим объясняется активное международное сотрудничество специалистов в области медицины, изменение требований к уровню владения профессионально- ориентированным иностранным языком, а также к системе подготовки названных специалистов.

   Для реализации данной задачи  необходимо изменить как систему обучения в аспирантуре, так и овладение специальной медицинской лексикой в частности. В целях овладения профессионально- ориентированной лексикой, необходимо разработать и использовать методику обучения, основанную на принципах интеграции иностранного языка и профессиональных дисциплин, внедрении различных интегративных программ, где учебный материал подаётся в сжатом виде, а также обеспечивается его комплексное построение, восприятие и усвоение.

    В отношении подготовки аспирантов вообще и аспирантов-медиков, в частности, следует отметить, что структура системы высшего и послевузовского образования, согласно ст. 10. Закона Российской Федерации «Об образовании» и ст. 4. Федерального Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», представляет собой совокупность государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ [7, 12]. Названные программы разрабатываются и утверждаются самостоятельно образовательным учреждением и включают в себя требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку. Согласно рабочей программе, «…основная цель курса иностранного языка в аспирантуре является комплексной и направлена на формирование коммуникативной компетенции и профессиональной иноязычной компетенции, позволяющей осуществлять эффективную научно-исследовательскую деятельность» [8].

  Относительно аспирантов-медиков необходимо отметить, что формирование названной компетенции обеспечивается преподаванием ряда дисциплин. В частности, помимо профессионально-ориентированного иностранного языка, к таковым дисциплинам относятся научный перевод, научно-ориентированная устная речь, деловая письменная коммуникация и т.д.

    Согласно программным требованиям, на овладение профессионально-ориентированным иностранным языком отводится 144 учебных часа в течение учебного года (9 месяцев), из них 108 часов отведено на аудиторные занятия и 36 часов – на самостоятельную работу аспиранта-медика [8]. Очевидно, что названный часовой объём незначителен для реализации обширного ряда образовательных задач, сформулированных в программе. Названный факт предполагает оптимизации процесса обучения, которая возможна за счёт интегративного усвоения специальных дисциплин и профессионально-ориентированного иностранного языка. Такое комплексное овладение может быть ещё более эффективным при учёте психологических особенностей обучаемых при разработке инновационной методики обучения аспирантов-медиков профессионально- ориентированному иностранному языку, а также соответствующих интегративных программ и методических пособий.

   Предлагая обучение профессионально-ориентированному иностранному языку (и лексической составляющей в частности) на интегративной основе, важно подчеркнуть, что речь идёт об аспирантах научно- исследовательских заведений медицинской направленности, а значит, взрослую аудиторию. Анализируя результаты проведённых исследований (М.П. Грязнова, Т.В. Грецкая, К.А. Митрофанова, Т.В. Литвинова и другие), необходимо выявить  и сгруппировать основные особенности аспирантов научно-исследовательских вузов медицинской направленности. Здесь важным представляется работа таких психических функций, как интеллект, мышление, внимание, память, работоспособность и другие.

   Проведённые исследования свидетельствуют о том, что с возрастом происходят существенные изменения в работе перечисленных функций у специалистов-медиков. Основываясь на работах М.П. Грязновой, С.И. Змеёва, И.Л. Колесниковой и других, предлагаем рассмотреть следующее наполнение возрастной периодизации аспирантов-медиков.

    Молодой учёный (24-30 лет) – период поисков себя, становление аспиранта-медика как учёного, выработки исследовательской индивидуальности, когда профессиональная деятельность ставит перед молодым исследователем задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства.

   Максимальный расцвет исследователя (31-40 лет) - период огромной работоспособности и отдачи, когда аспирант-медик приобретает богатый профессиональный и жизненный опыт, начинающий учёный становится полноценным специалистом.

   Период зрелости (40-55 лет) – вершина научной карьеры учёного-медика, профессионального мастерства, положения в обществе, накопление профессионального и социального опыта [3].

    Приведённая  возрастная  периодизация  аспирантов  научно-исследовательских  вузов  медицинского профиля важна, прежде всего, с точки зрения анализа изменений, происходящих на различных этапах осуществления исследовательской деятельности. Так в результате тестовых испытаний было доказано, что уровень функционального развития интеллекта остаётся достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека. Это положение справедливо и для аспирантов медицинского профиля. В ходе проведённых комплексных исследований (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова) было доказано, что уровень обучаемости с возрастом становится выше, а в процессе развития интеллекта решающую роль играют образование и учение (т.е. процесс усвоения знаний, навыков и умений). Названный факт свидетельствует не только о высоком уровне обучаемости начинающих исследователей, но и о наличии различных компенсаторных факторах, речь о которых пойдёт ниже. Именно поэтому в структуре интеллекта исключительно важное место занимают такие высшие психические функции, как мышление, внимание и память.

   Говоря о мышлении, важно выделить такой его тип, как научный. Его сущностная характеристика – производство объективного знания, которое отличается открытостью и незавершённостью, а также признаётся истинным на определённом этапе развития науки и может перестать быть таковым на его последующем этапе [1].

    Характеризуя особенности развития мышления аспирантов-медиков, необходимо отметить такую специфику молодых исследователей и состоявшихся специалистов в период 24-40 лет, как комплексный характер мыслительных операций, где интегрируются: сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение, конкретизация и абстрагирование. Б.Г. Ананьев пишет о том, что «в процессе индивидуального развития аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Более того, именно синтетическая деятельность обеспечивает как бы расширенное воспроизведение потоков информации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама является фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций в процессе старения» [2].

    Кроме того, проведённые исследования показали, что такие известные факторы, как трудовая деятельность, образование, способности влияют на повышение уровня продуктивности отдельных психических функций. Интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня при различных формах творческой активности. В исследованиях X. Лемана отражены кульминационные моменты научного творчества, относящиеся к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей приходится на 35-39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках, как биология, химия, физика, а также медицина, которая, как известно, развивается на стыке упомянутых наук и многих других.  Выдающиеся открытия во  многих областях  науки  делаются чаще всего  людьми, которым несколько меньше или больше 40 лет, затем вероятность таких открытий с возрастом начинает падать. Д. Пельц и Ф. Эндрюс приводят кривую изменений творческого потенциала ученых периода зрелости. Они обнаружили пики научного творчества в 30-34 года, в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Отсюда можно сделать вывод что, период зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта [9].

   Помимо мышления, важное место в структуре интеллекта занимает такая высшая психическая функция, как внимание. При анализе названного феномена важно учитывать его основные виды – произвольное и непроизвольное, а также такое известное явление, как концентрация внимания. Как правило, такая способность требует значительных психических, умственных усилий и ограничена во времени.

    Перечисленные виды внимания важны потому, что овладение специальной лексикой иностранного языка –   это сложный, комплексный процесс, в том или ином виде затрагивающий работу всех упомянутых психических функций.

   В ходе проведённых иcследований (П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, К.А. Митрофановой и других) было установлено, что в основе механизма внимания лежит активное взаимодействие его вышеназванных видов. Это положение можно успешно применить при освоении специальной лексики аспирантами-медиками, где интеграция достигается благодаря использованию комплекса упражнений на сочетание элементов произвольного и непроизвольного внимания.

  Несомненно, на развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Напряжённая умственная активность аспирантов медицинской направленности при усвоении знаний или при осуществлении научно-исследовательской деятельности играет существенную роль в развитии внимания. Упомянутое свойство также положительно влияет на все анализируемые психические функции [9].

   Способность к длительной концентрации внимания – это глобальная проблема всех, кто занимается исследовательской работой, научным поиском. Особенно названный феномен относится к изучению иностранных языков, в частности к овладению иноязычной профессионально-ориентированной лексикой аспирантами медицинской направленности.

   Один из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, является тщательная разработка комплекса упражнений по овладению иноязычной научной лексикой. Названный комплекс следует разработать на основе принципов интегративного подхода, то есть решать профессиональные задачи посредством специализированного иностранного языка, – использовать в учебном процессе такие упражнения, которые требовали бы напряжённого умственного труда, вызывали интерес у аспирантов.

   Кроме того, анализируя совокупную работу высших психических функций, следует рассмотреть такую его разновидность, как память. На наш взгляд, память, наряду с мышлением (особенно с такой его разновидностью, как научное мышление), является ведущей психической функцией, позволяющей аспирантам- медикам воспринимать, закреплять и воспроизводить необходимый лексический материал.

   Проведённые исследования доказали, что, как правило, лучше всего запоминается то, что связано с непосредственной деятельностью аспирантов медицинского профиля, а также тот лексический материал, который связан с целью, а не с условиями её достижения [3]. При этом отмечается, что более эффективное овладение лексической стороной происходит, если в течение какого-либо времени аспиранты-медики сознательно концентрируются на усваиваемом материале и действиям по его овладению, а также, если при первичной подаче материал систематизируется и структурируется [6]. Отсюда следует сделать вывод, что результаты полученных исследований можно успешно применить при обучении аспирантов медицинского профиля профессионально-ориентированой лексике на основе интеграции специальных дисциплин и соответствующего иностранного языка, а именно при разработке соответствующей методики обучения специальной лексике.

    Известно, что с возрастом способность запоминать какую-либо информацию меняется. Это положение в полной мере относится к аспирантам в области медицины. Здесь следует упомянуть психологические особенности аспирантов-медиков,  препятствующие и способствующие овладению лексической стороной иноязычной научной речи. К ним относится утверждение, что с возрастом способность восприятия, запоминания и воспроизведения информации снижается. Оно, не справедливо в отношении людей, связанных с исследовательской деятельностью, напряженным умственным трудом, который часто выходит за рамки занятий или рабочего дня.

   Более того, многие аспиранты – это люди, достигшие определённых высот в своей профессиональной деятельности. Часто они испытывают известный психологический дискомфорт, оказавшись в роли ученика, которая предполагает, что он знает далеко не всё и которая ставит его в зависимость от преподавателя, поэтому, наряду с уровнем обученности и обучаемости, приходится выяснять ожидания, с которыми они приступают к учёбе [4].

   Помимо этого, важно учитывать тот факт, что      некоторые аспиранты могут возобновить занятия английским языком после значительного перерыва или начинать изучать его с нуля, часто имея в качестве первого иностранного языка например немецкий. Всё это также может быть причиной психологической зажатости, неловкости, стеснения, боязни сделать ошибку, оказаться некомпетентным [6].

  Однако эти трудности можно преодолеть. Один из возможных путей их решения – это создание с одной стороны благоприятной психологической атмосферы, и поддержка дружеской обстановки равноправного партнёрства, с другой стороны – стимулирование интереса аспирантов к изучению иностранного языка и его лексической составляющей в частности путём использования инновационных интегративных программ.

Наряду с факторами, препятствующими изучению иностранного языка, можно использовать в своей работе множество особенностей, способствующих достижения уровня свободного владения профессионально- ориентированным иностранным языком.

    К ним относится, прежде всего, сознательная, действенная мотивация большинства аспирантов-медиков, обучающихся в стенах научно-исследовательского института. Здесь можно заметить свои противоречия. С одной стороны, большинство начинающих учёных сознательно стремятся повысить уровень владения иностранным языком с целью общения с зарубежными коллегами, самостоятельного написания статей на иностранном языке, представления презентации или стендового доклада и прочее. С другой стороны, практика показывает, что часто молодые исследователи относятся к занятиям по иностранному языку формально, не стараются добиться успеха. Причина этого, возможно, малоуспешный опыт изучения иностранного языка, неэффективность методики обучения, малое количество отводимых аудиторных занятий или личность самого преподавателя.

   К числу факторов, способствующих овладению специальной иноязычной лексики, следует также отнести тот факт, что начинающие учёные стремятся избегать традиционных методов обучения, таких как механическое зазубривание, бездумное заучивание специальных текстов и прочее. Это явление свидетельствует об их несомненной склонности к новым формам обучения. В этом контексте использование программ, основанных на принципах интеграции, различные нетрадиционные приёмы обучения (к таковым относятся, например, приёмы мнемотехники) представляются нам уместными и актуальными.

   Как упоминалось выше, интенсивная интеллектуальная деятельность является отличительной особенностью аспирантов любой направленности и, в частности, начинающих исследователей медицинского профиля. Названный феномен позволяет сохранить структуру памяти более динамичной и с более высоким уровнем развития вербальной долговременной памяти. Несмотря на то, что мнемические функции несколько ухудшаются у аспирантов-медиков периода зрелости (40 – 55 лет), смысловое структурирование материала, длительная концентрация на какой-либо идее позволяет эффективно компенсировать снижение памяти в зрелом возрасте [5]. При этом аспиранты медицинского профиля периода расцвета и зрелого возраста демонстрируют сохранность тех функций, которые используются ими в качестве основных, например, логическая и смысловая память. Это свойство может компенсировать некоторое ухудшение кратковременной памяти, а также быть использовано при обучении специальной лексики на трёх языках – русском, латинском и английском, где применяются сравнение и анализ различных языковых единиц.

    Как отмечалось выше, несмотря на то, что с возрастом происходят значительные изменения в функционировании памяти, внимания, мышления, существует ряд компенсаторных механизмов, позволяющих сохранять высокую результативность научно-исследовательской деятельности аспирантов медицинского профиля как максимального расцвета, так и периода зрелости. К названным факторам можно отнеси такой феномен, как работоспособность.

   При анализе названного явления необходимо иметь в виду, что речь идёт прежде всего об умственной работоспособности, то есть об объёме умственной работы, связанной с обработкой информации. Здесь необходимо отметить, что высокая производительность умственного труда без снижения его эффективности характерна для научно-исследовательской деятельности аспирантов-медиков всех анализируемых периодов. Что касается времени максимального расцвета и зрелости начинающих исследователей, то в данном случае упомянутый феномен является ещё и фактором компенсации, который играет значимую роль в процессе научно- исследовательской деятельности.

   С работоспособностью тесно связана такая особенность научного мышления, как саморегуляция, которая выражена в высокой критичности по отношению к результатам своего исследовательского труда, адекватной самооценки, с одной стороны, и в то же время в гибкости ума, незакоснелости мышления, с другой. Здесь необходимо отметить, что данное явление характерно также и для молодых исследователей медицинской направленности, но в качестве компенсирующего фактора оно особенно важно для аспирантов периода расцвета и зрелости.

   Помимо вышеназванного фактора, необходимо ещё раз подчеркнуть важность сохранности и развитости логической и смысловой памяти не только в качестве важнейшей психической функции, но и компенсирующего механизма у аспирантов медицинского профиля периода расцвета и зрелости [101.

   Кроме того, следует особо выделить специфику мотивационной сферы аспирантов-медиков. Как упоминалось выше, для молодых аспирантов медицинского профиля характерна сознательная, действенная мотивация. Она играет важную роль при осуществлении научно-исследовательской деятельности у начинающих учёных любого возраста, а у исследователей периода расцвета и зрелости она также выполняет функцию компенсаторного механизма. В этом качестве важно подчеркнуть как мотивацию, связанную со стремлением внести вклад в науку, так и с желанием достичь более высокого административного или социального статуса. Однако, например, ориентации на значимую работу остаются ведущими мотивами для начинающих учёных всех возрастов, причём мотивация, связанная с творческой ориентацией, увеличивается от 20 к 60 годам. Научные сотрудники, в структуре деятельности которых преобладает административная мотивация, достаточно быстро утрачивают творческие ориентации [5].

   Особое значение в качестве фактора, компенсирующего снижение отдельных психических функций с возрастом, имеет творческая деятельность аспирантов медицинской направленности. Отличительной особенностью такой деятельности является, с одной стороны, широта научных интересов, и, с другой стороны, активная педагогическая практика, участие в общественной жизни научного сообщества. Проведённые исследования свидетельствуют о том, что с возрастом многие выдающиеся учёные не только не утрачивали творческой активности, но и находились на её пике [10]. Это положение можно активно использовать при обучении аспирантов медицинской направленности научно-исследовательских заведений профессионально- ориентированной лексике везде, где требуется инновационный подход к обучению лексической составляющей, например, использование приёмов мнемотехники при разработке комплекса упражнений по обучению специальной лексике.

    Вышеизложенные факты позволяют сделать следующие выводы:

•     при обучении аспирантов научно-исследовательских вузов медицинской направленности профессионально-ориентированной лексике важнейшее значение имеет учет в образовательном процессе особенностей развития таких высших психических функций, как мышление, внимание, и память;

•     особый тип представляет собой научное мышление, которое является отличительной чертой аспирантов научно-исследовательских ВУЗов в области медицины;

•     значимую роль в процессе обучения лексической составляющей играют научное мышление и различные виды внимания. Примечательно отметить, что такое явление, как концентрация внимания, может значительно разниться в зависимости от возраста аспирантов-медиков научно- исследовательских вузов;

•     одним из возможных путей решения названной проблемы является разработка комплекса упражнений по овладению лексической составляющей иноязычной научной речи на основе интегративного подхода;

•     важнейшей психической функцией  при  овладении профессионально-ориентированной лексикой является память. При разработке методики обучения лексической стороне иноязычной научной речи важно учитывать психологические особенности, препятствующие и способствующие овладению научным вокабуляром;

•     к компенсаторным механизмам, позволяющих сохранять высокую результативность научно- исследовательской деятельности аспирантов медицинского профиля, относятся следующие: работоспособность, саморегуляция, развитая логическая и смысловая память, мотивационная сфера, а также творческий характер деятельности.

 

Список литературы

1.      Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки [Текст]: учебное пособие. – М: Флинта, 1998. – 28 с.

2.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980.Т. 1. –177 с.

3.      Грязнова М.А.      Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования (на материале английского языка): дисс.… к. пед. н. СПб, 2012. – с. 95.

4.      Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых: монография. М.: ПЭР СЭ, 2007.– 134 с.

5.      Комарова    Ю.А.     Основы     формирования    научно-исследовательской   компетентности    специалистов средствами иностранного языка: монография. СПб, 2008. – с. 33 – 34 .

6.      Митрофанова К.А. Обучение иноязычной лексике медицинской сферы студентов-медиков: дисс. к. пед.н. Екатеринбург, 2010. - с. – 39-40.

7.      Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ 'Об образовании в Российской Федерации (полный текст документа), ст. 10.

8.      Рабочая учебная программа по общенаучной дисциплине «Иностранный язык (английский)» для аспирантов (ФГБУ "НИИЭМ" СЗО РАМН). СПб.: Издательство ФГБУ "НИИЭМ" СЗО РАМН, 2013. – с. 5.

9.         Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]/А.А. Реан. – СПб.: Нева. 2002. – 555 c.

10.   Рыбалко В.Ф.       Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1990. – 157 с.

11.   Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти/ А. А. Смирнов – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

12.   Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125- ФЗ (ред. от 06.10.2011 г.), ст. 8.