19 июня 2016г.
Вместе со временем приходило и уходило великое множество методов и форм обучения. Новое время – новые дети, новые задачи, которые требуют новых решений.
Проектная работа хорошо вписывается в технологию саморазвивающего обучения. А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы.» [3]
Главная идея метода проекта заключается в развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта [2].
На практике чаще всего используются следующие виды проектов индивидуальной и групповой деятельности:
Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов и т.д.);
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т.п.); Информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию);
Практико-творческо-ориентированные (урок или его фрагмент, внеклассное мероприятие и т.д.) [1].
Проектная деятельность учащихся может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (части урока, одного урока, нескольких уроков четверти и т.п.).
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1. Выбор темы.
Учащиеся выбирают тему из предложенных учителем.
2. Сбор информации.
Учащиеся собирают информацию по выбранной теме, обращаясь к различным источникам информации. Учитель направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
3. Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов.
4. Реализация проектов.
Учащиеся готовят выбранные проекты в классе или дома.
5. Презентации.
После завершения работы над проектом учащиеся рассказывают о своей работе одноклассникам и учителю, показывают то, что у них получилось.
Благодаря применению метода проектной деятельности ученики начинают активно применять свои знания на практике. Школьник, принимающий участие в проектной деятельности, учится анализировать, сравнивать, систематизировать, иллюстрировать и самостоятельно добывать знания, что повышает мотивацию его учебной деятельности.
В первом классе при изучении чисел первого десятка целесообразно предложить учащимся выполнить проект на тему «Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках. Этот материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Ведь главное заинтересовать детей, предоставить им возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта, нужно обязательно учитывать то, что материал должен соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, а также то, что необходимо продумать эффективное завершение проекта.
Конечным продуктом проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках» будет журнал, в котором будут собраны загадки, пословицы и поговорки, найденные детьми в их исследовательской деятельности.
Данный проект относится к типу:
• краткосрочный (1 неделя);
• коллективный.
При работе с детьми каждое дело, любое начинание имеет свои цели. В реализации проекта «Числа в загадках, пословицах и поговорках» ставятся следующие цели:
• Изучение загадок, пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.
• Развитие логического мышления, кругозора, устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
• Формирование наблюдательности и внимания, умения преподнести информацию;
• Поддержание тесного контакта с родителями с целью расширения кругозора учащихся;
• Активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Работа над проектом происходит в 3 этапа: 1 этап. Подготовительный.
На данном этапе учитель мотивирует детей на участие в проекте, включает учащихся в технологию деятельности. Необходимо обсудить с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта, а также подготовить необходимую художественную литературу по теме проекта и познакомить учащихся с ней.
2 этап. Сбор и систематизация информации.
На этом этапе происходит формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации. Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Распределяют между собой цифры, про которые будут писать. Каждый ученик делает свой альбом, роль которого будет исполнять папка с файлами, куда собирается весь материал. Дома, при помощи родителей, ученики оформляют свои работы.
3 этап. Презентация проектов.
Это будет завершающим этапом работы. Итогом деятельности является представление и оценка результатов труда всех учащихся в работе над журналом, в котором собрана информация о числах. Презентацию можно провести в классе в присутствии родителей. Необходимо дать возможность учащимся рассказать о своей работе, показать то, что получилось, получить поддержку и похвалу.
В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя — организовать учебный процесс так, чтобы общеучебные умения и навыки стали основой для получения знаний. А для этого нужно использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. Работа по выполнению проектов мотивирует детей на активную самостоятельную деятельность, способствует упражнению детей в составлении инструкции выполнения задания и их применении. [4; с.176]
Список литературы
1. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ – 2004. – №5. – С. 3-8.
2. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2014. – №1. – С.68-72.
3. Хуторской, А.В. Современная дидактика: уч. для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
4. Черкасова, А.М. Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников: дис… канд. пед. наук / А.М. Черкасова.– Орел, 2014. – 245 с.