Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Учащиеся начальной школы в силу возрастных особенностей изначально обладают высоким интересом к творческой деятельности и участию в игровых и соревновательных мероприятиях. Этот интерес обладает высокой стабильностью даже при  отсутствии  должного уровня практических умений и навыков в области изобразительного искусства. К пятому классу развитие мотивации и познавательного интереса начинает ослабевать.Одной из причин является преобладание предметов естественнонаучного цикла в начальной и средней школе. При этомизобразительное искусствовоспринимается «второстепенным»и постепенно перемещается в область дополнительного образования или вовсе исчезает из программы. Многие учителя не имеют специальной художественной подготовки. В связи с этим, возникает проблема активизации познавательного интересау школьников в области изобразительного искусства.

   Решить возникшую проблему, а также раскрыть творческий потенциал, привить потребность к освоению окружающей действительности у детей можно через выполнения художественно-творческих задач. Такие задачи должны ставиться обучающимся не в условиях классно-урочной системы, а в атмосфере творчества и сопричастности к окружающей действительности посредством игры и театрализации. Эти условия достаточно легко выполнимы и требуют от педагога только собственной заинтересованности и желания помочь школьникам овладеть одним из прекраснейших способов освоения действительности– изобразительным искусством.

     Для ясного понимания проблемы и объективной оценки результатов исследования, необходимо определить основные дефиниции: «познавательный интерес» и «активизация».В Большом психологическом словаре под интересом понимается «потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности»[1].

  «Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области» [3].

    В педагогической науке «активизация - это мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося»[2]. Таким образом, активизация познавательного интереса к художественному творчеству – это процесс или совокупность действий, направленных на формирование потребности к познанию окружающей действительности средствами искусства.

     Поиск решений проблемы активизации познавательного интереса в области изобразительного искусства проходил во время общегородского фестиваля искусств «Арт-горизонты Москвы», на котором были задействованы  следующие образовательные учреждения (далее -  ОУ): ГБОУ СОШ №794, ГБОУ Гимназия №1588, с общим количеством человек, принявших участие, равным 634.Работа проводилась с целью актуализации художественно-творческой деятельности детей и молодёжи. В работе принимали участие студентыIV курса художественно-графического факультета, проводившие творческие мероприятия в период с 13 октября по 28 ноября 2013 года. Для реализации этой цели были определены следующие задачи:

-   выбрать эффективные средства, методы и формы проведения творческих занятий с учётом особенностей ОУ и индивидуальных особенностей учащихся;

-   создать условия для активизации познавательного интереса у школьников средствами изобразительного искусства;

- провести серию творческих конкурсов по темам, установленным концепцией фестиваля.

    На первом этапе фестиваля «Арт-горизонты Москвы» необходимо было получить творческие работы учащихся, отражающие понимание темы «Послание в будущее». В процессе выполнения задания, мы столкнулись с ситуацией, когда дети с трудом приступают к работе, боятся предполагаемой неудачи. Ситуация усугубляется в старших классах, где изобразительное искусство уже не преподаётся. В Приложении № 1 «Работы первого этапа фестиваля» приведены примеры самостоятельно выполненных тематических композиций. Анализируя общую массу творческих работ, был сделан вывод, что большая часть школьников не имеет базового уровня подготовки и не владеет основами изобразительной грамоты. В рисунках отчётливо видно, что детям не знакомы такие понятия, как перспектива, анатомия, пропорции и масштаб предметов. Четверть от общего числа работ представляет собой стереотипные изображения дома, семьи, самого себя и животных. Это в большей степени характерно для учащихся начальных классов. В силу устойчивого интереса к творческой деятельности, они увлекаются процессом, мало уделяя времени выбору сюжета для изображения. Противоположный результат наблюдался у школьников среднего и старшего звена. В своих работах они стремились выразить своё мироощущение, но испытывали страх перед возможным негативным результатом.

    Беседа с участниками мероприятия дала понять, что урокам изобразительного искусства в данных ОУ не уделяется должного внимания. В связи с этим были разработаны подходы к организации мастер-классов, позволившие познакомить с различными приёмам и техникам, которые учащиеся могут применить в своём творческом поиске - повысить качество работ и раскрепостить учеников через активизацию мотивации и интереса к искусству.


Диагр.1. «Соотношение оригинальных и стереотипных работ»
    Диаграмма 1 иллюстрирует результат анализа творческих работ школьников на I этапе фестиваля общим количеством, равным 350. Видно, что более половины всех полученных творческих работ не отличаются оригинальностью решения. 25% композиций содержат типичные изображения предметов и объектов, и лишь 5% рисунков выражают оригинальность, необычность идеи.

    В связи с полученными результатами возникает ещё одна проблема - как в короткие сроки получить более высокий уровень итоговых творческих работ.

    Данные вопросы определили гипотезу исследования: использование приемов театрализации и ролевой игры положительно повлияет на познавательный интерес и даст глубокие по содержанию творческие работы.

    В словаре Ушакова театрализация определяется как «придание чему-либо театральных свойств». В 70-80е годы театрализация рассматривалась как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами [4].

   Театрализация в учебном процессе - метод интерактивного обучения, способствующий развитию познавательного интереса средствами театра.

    На втором этапе фестиваля темой конкурсного задания была «Профессия мечты», далее - «Портрет времени», где участникам предлагалось выразить своё мироощущение и мировосприятие.

    Так как фестиваль являлся общегородским, дети соревновались не только в рамках одной школы, но и между образовательными учреждениями города Москвы. С группами участников работала команда учителей изобразительного искусства. Во главу угла встаёт не проявление мастерства, а идейная основа произведения. Это даёт возможность уравнять шансы на успех как детей, имеющих специальную художественную подготовку, так и детей с низким уровнем развития изобразительных умений и навыков.

    Таблица 1 позволяет наблюдать процесс развития творческих способностей, а также изобразительных умений и навыков у участников фестиваля, которые прошли три конкурсных этапа.



   Таблица 1

«Развитие творческих способностей участников фестиваля»






serafima.jpgDSC05688.jpgПроанализируем кратко результат, которого достигла ученица 11 «А» класса, М.Киръязова. На первом этапе фестиваля у неё отсутствовало желание выполнять задание. В ходе беседы удалось заинтересовать ученицу изобразительными возможностями техники монотипия и простотой исполнения. Название работы - «Взгляд из прошлого в будущее». Композиция абстрактная, без единого центра, цвета не сочетаются между собой. Во второй работе присутствует композиционный центр, узнаваемая форма предметов, попытка подобрать единую цветовую гамму. Композиция на тему третьего  конкурсного задания также выполнена в технике монотипия, однако, появляется конкретный образ, которому подчинены все остальные элементы композиции. Предметы и объекты, помещённые в пространство листа, являются атрибутами, раскрывающими и дополняющими выбранный образ.

Работа Е.Карачевой, посвящённая теме первой конкурсной серии, представляет собой довольно часто встречающееся заимствование. На втором этапе она выполнила две композиции, первая из которых не достаточно полно раскрыла её творческий замысел. Вторая работа приводится в таблице. Композиция выполнена пластилином на цветной бумаге и посвящена скоротечности времени. Интересен её подход к заданию третьей конкурсной серии, для которого она заранее продумала сюжет, организацию пространства листа и технику исполнения. В  композиции  присутствует  пространство, динамика, планы, линейная перспектива. Проделана большая творческая работа. Результат позволяет говорить о возникшем высоком интересе к данной деятельности.

С. Лазарева, ученица 7 «А» класса коррекционного типа, испытывала трудности с выбором сюжета для изображения, неуверенность и страх перед работой. Ей также была предложена техника монотипия. Если сюжет первой работы подсказан полученным пятном, то далее она осознанно подчинят изобразительные возможности техники своему художественному замыслу и дополняет новыми элементами, такими, как аппликация. В композиции, посвящённой третьему заданию, монотипия акварелью сочетается с гуашью и пластилином.

По мере участия в конкурсных сериях фестиваля школьники проявляли всё возрастающую активность в освоении технических приёмов работы различными материалами, инициативу. Уделяли работе значительно больше времени, чем отводилось регламентом мероприятия, чтобы достичь качественного результата, отвечающего их ожиданиям.

В Приложении 2 содержатся некоторые работы финалистов и победителей фестиваля. На примере представленных композиций можно сделать вывод о повышении качества исполнения и оригинальности творческого замысла.

На основе анализа полученных результатов и практической работы были определены следующие условия эффективного проведения мероприятия:

1 .Вербально сформулированное описание участниками предполагаемого и желаемого результата. Ребёнку важно знать, что тот результат, которого он достиг, это результат его собственных усилий. Задачей педагога здесь становится подсказать необходимые средства. Происходит переход от концентрации внимания на возможном неуспехе к сосредоточению умственных усилий на планировании своей работы.

2 .Определение участниками самостоятельно материала и техники исполнения для реализации художественного замысла. В этой связи участникам предлагалось ознакомиться с возможностями различных художественных материалов и техник изображения.

Для активизации познавательного интереса необходимо было также соблюсти ряд условий, таких как: широкий обзор предлагаемой темы, эмоционально-образная подача материала, учёт возрастных особенностей участников. Для создания доверительной атмосферы эффективно применять субъект-субъектную модель обучения.

Изложение содержания конкурсных серий происходило через видео-презентацию и наглядную театрализованную постановку.

В организации практической работы показали свою эффективность следующие способы деятельности:

1.   Активное использование сюжетно-ролевых игр. Существенное отличие игровой деятельности в том, что на первом месте оказывается процесс деятельности, а не её результат, снимается напряжение и страх.

2.   Использование приёмов театрализации. Тесно соприкасаясь с актёрской игрой, школьники вовлекаются в диалог, неосознанно принимая на себя ту или иную роль. Ролевое общение и сила воздействия художественного образа удерживают внимание, интерес, раскрепощают, упрощают процесс передачи знаний и опыта.

Использование театрализации в начальной школе основывалось на вере младших школьников в реальность действующих лиц постановки. Это обстоятельство обеспечило высокую эффективность применения данного метода.

3.    Организация художественно-творческой работы в обстановке художественной мастерской. Работа за один общим столом позволяет ученикам видеть сразу все приёмы, которые показывает коллектив учителей и определиться со своими интересами.

4.    С группой детей работает группа педагогов. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику в условиях массового мероприятия.

5.   Доверительная беседа индивидуально со школьником. Такая беседа помогает в выражении идеи и мысли

учащегося.

Все выше перечисленные способы деятельности позволили активизировать познавательный интерес у школьников, а также положительно отразились на качестве творческих работ. Данный вывод подтверждается анализом итоговых работ и практической деятельности учащихся.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд общих рекомендаций к активизации познавательного интереса:

1.      Включение элементов театрализации в творческое занятие.

2.      Применение сюжетно-ролевых игр и ролевое  общение с аудиторией в течение всего творческого занятия.

3.      Личностно-ориентированный подход и создание ситуации успеха для каждого участника мероприятия.

4.      Создание  единого творческого пространства,  имитирующего  художественную  мастерскую,  за  счёт организации общих рабочих мест.

 

Список литературы

1.      Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.

2.      Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006

3.      Г.И. Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся¸ М, 1988.

4.      Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. Сб. науч. трудов.

Л.: ЛГИК 1982. -141с.