Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Абаз
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из задач воспитательно- образовательного процесса. Выполняя её, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей высокой гражданственности, интереса к истории и культуре своей Родины и правильных представлений о ней, не забывая о принципе доступности.

Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется в процессе их включения в активную познавательную деятельность на благо своей большой и малой Родины, привития бережного, ценностного отношения к истории и культуре родного края, к обычаям и традициям своего народа, в процессе воспитания любви к родным местам.

В настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа. Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

В связи с переходом на ФГОС НОО патриотическое воспитание становится  наиболее приоритетным направлением в образовательной деятельности.

Формировать чувства патриотизма у ребенка - это не только воспитывать любовь к месту, где родился и живёшь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, но и приобщать к культуре родного народа. В этом нам помогает музейная педагогика.

Музейная педагогика помогает ребёнку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней и извлечь ценный жизненный опыт, стать патриотом своей Родины, хранителем ее истории.

Музейная педагогика – это движущая сила воспитательного процесса, направляющая на развитие интеллектуальности, духовности и патриотизма школьников. Это окно в духовный мир человека, нить, передающая из поколения в поколение накопленный багаж народной мудрости. Музейная педагогика ставит перед нами задачу развития таких качеств как: взаимопомощь, доброта, дружелюбие, заботливость, милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Формируя эти качества, мы воспитываем у наших детей гуманное отношение друг другу, толерантное отношение к разным народам, живущим рядом.

Истоки музейного дела восходят к эпохе Высокого Возрождения (XV-XVI в.в.), тогда музей представлял собой коллекционирование предметов культуры и природы. Лексическое значение слова «музей» за всё это время постоянно претерпевало изменения. Вначале музей ассоциировался с философским учреждением. Традиция собирания различных предметов культуры и природы возникла в древнегреческой культуре в храмах и музеях, где основную часть составляли индивидуальные подношения в благодарность богам и военные трофеи. Предметы быта, культуры других государств накапливаясь, превращались в коллекции и вызывали у посетителей храма живой интерес к иной экзотичной цивилизации. Поэтому в странах Старого Света первые музеи возникли на основе частных коллекций светских и духовных правителей. В эпоху  Возрождения музейные собрания становятся объектом научного изучения и учебного процесса. Появляются университетские музеи. Основными учредителями музеев являлись представители высших слоев и интеллектуальная элита. В России использование музейных коллекций «натуралиев» начинается в 20-х г.г.  XVIII  века. Кунсткамера, созданная  императором Петром, позже была передана Петербургской академии наук.

В нашей стране понятие «музейная педагогика» начало употребляться сначала 1970-х годов и постепенно получило всё большее распространение. В основе данного понятия лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.

Группа учителей начальных классов нашей школы разработала и реализует программу внеурочной деятельности «Знатоки истории». Она раскрывает перед ребёнком мир родной истории и культуры. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и её стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира. В ходе изучения программы ребенок учится видеть историко- культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного и исторического наследия малой родины. Изучая информацию о различных музеях стран, России, своей малой Родины, учащиеся «виртуально» бывают там. Малые и большие музеи своего края обучающиеся, по возможности, посещают на экскурсиях.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчёркивая важность системы  связи человека с  миром  в их  богатстве,  разнообразии и противоречивости. По хранящимся предметам в музее, фотографиям, документам мы воссоздаем в своем воображении жизнь предыдущих поколений, осознаем связь времен, что оказывает значительную роль в процессе воспитания.

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

Музей учит детей задавать вопросы, обсуждать, говорить, мыслить, вести диалог, помогает в формировании патриотических чувств и нравственных качеств.

В настоящее время учителя нашей школы приступили к проекту создания школьного мини-музея. Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, и тем более воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях.

Первостепенная задача музейной педагогики – это высшая степень развития нравственного и патриотического сознания личности – гражданственность. Она представляет собой сложное образование, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности и отношений человека.

 

Список литературы

1.     Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.: Ассоциация музеев России, 1998.

2.     Ерёмин Л. В. Перспективы использования музейной педагогики в национальных сельских школах Хакасии. – Абакан, 2005.

3.     Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики// Мир науки, культуры, образования. – 2008. - №5(12) – с. 185-187.

4.     Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: история и современность// Воспитание школьников. – 2002. - №7.