19 июня 2016г.
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из задач воспитательно- образовательного процесса. Выполняя её, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей высокой гражданственности, интереса к истории и культуре своей Родины и правильных представлений о ней, не забывая о принципе доступности.
Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется в процессе их включения в активную познавательную деятельность на благо своей большой и малой Родины, привития бережного, ценностного отношения к истории и культуре родного края, к обычаям и традициям своего народа, в процессе воспитания любви к родным местам.
В настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа. Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
В связи с переходом на ФГОС НОО патриотическое воспитание становится наиболее приоритетным направлением в образовательной деятельности.
Формировать чувства патриотизма у ребенка - это не только воспитывать любовь к месту, где родился и живёшь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, но и приобщать к культуре родного народа. В этом нам помогает музейная педагогика.
Музейная педагогика помогает ребёнку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней и извлечь ценный жизненный опыт, стать патриотом своей Родины, хранителем ее истории.
Музейная педагогика – это движущая сила воспитательного процесса, направляющая на развитие интеллектуальности, духовности и патриотизма школьников. Это окно в духовный мир человека, нить, передающая из поколения в поколение накопленный багаж народной мудрости. Музейная педагогика ставит перед нами задачу развития таких качеств как: взаимопомощь, доброта, дружелюбие, заботливость, милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Формируя эти качества, мы воспитываем у наших детей гуманное отношение друг другу, толерантное отношение к разным народам, живущим рядом.
Истоки музейного дела восходят к эпохе Высокого Возрождения (XV-XVI в.в.), тогда музей представлял собой коллекционирование предметов культуры и природы. Лексическое значение слова «музей» за всё это время постоянно претерпевало изменения. Вначале музей ассоциировался с философским учреждением. Традиция собирания различных предметов культуры и природы возникла в древнегреческой культуре в храмах и музеях, где основную часть составляли индивидуальные подношения в благодарность богам и военные трофеи. Предметы быта, культуры других государств накапливаясь, превращались в коллекции и вызывали у посетителей храма живой интерес к иной экзотичной цивилизации. Поэтому в странах Старого Света первые музеи возникли на основе частных коллекций светских и духовных правителей. В эпоху Возрождения музейные собрания становятся объектом научного изучения и учебного процесса. Появляются университетские музеи. Основными учредителями музеев являлись представители высших слоев и интеллектуальная элита. В России использование музейных коллекций «натуралиев» начинается в 20-х г.г. XVIII века. Кунсткамера, созданная императором Петром, позже была передана Петербургской академии наук.
В нашей стране понятие «музейная педагогика» начало употребляться сначала 1970-х годов и постепенно получило всё большее распространение. В основе данного понятия лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.
Группа учителей начальных классов нашей школы разработала и реализует программу внеурочной деятельности «Знатоки истории». Она раскрывает перед ребёнком мир родной истории и культуры. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и её стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира. В ходе изучения программы ребенок учится видеть историко- культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного и исторического наследия малой родины. Изучая информацию о различных музеях стран, России, своей малой Родины, учащиеся «виртуально» бывают там. Малые и большие музеи своего края обучающиеся, по возможности, посещают на экскурсиях.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчёркивая важность системы связи человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости. По хранящимся предметам в музее, фотографиям, документам мы воссоздаем в своем воображении жизнь предыдущих поколений, осознаем связь времен, что оказывает значительную роль в процессе воспитания.
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.
Музей учит детей задавать вопросы, обсуждать, говорить, мыслить, вести диалог, помогает в формировании патриотических чувств и нравственных качеств.
В настоящее время учителя нашей школы приступили к проекту создания школьного мини-музея. Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, и тем более воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях.
Первостепенная задача музейной педагогики – это высшая степень развития нравственного и патриотического сознания личности – гражданственность. Она представляет собой сложное образование, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности и отношений человека.
Список литературы
1. Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.: Ассоциация музеев России, 1998.
2. Ерёмин Л. В. Перспективы использования музейной педагогики в национальных сельских школах Хакасии. – Абакан, 2005.
3. Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики// Мир науки, культуры, образования. – 2008. - №5(12) – с. 185-187.
4. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: история и современность// Воспитание школьников. – 2002. - №7.