02 июля 2017г.
Поступление в детский сад – наиболее важный этап в жизни ребенка. С этим периодом связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из закрытой семьи ребенок попадает в открытую группу сверстников, где его развитие осуществляется под присмотром воспитателя-профессионала, перед которым общество ставит трудную задачу – всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Известные в литературе исследования процесса адаптации ребенка дошкольного возраста к условиям общественного воспитания касаются либо психофизиологических аспектов поведения (Р.В. Тонкова- Ямпольская, А. Тардош), либо рассматривают этот вопрос с точки зрения депривации – «отсоединения» ребенка от матери (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), либо с психолого-педагогической точки зрения дают анализ мероприятий, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина)[3].
Для того, чтобы лучше понять особенности процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ, нужно обратиться к истокам самого понятия «адаптация».
Под адаптацией мы понимаем постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды и результат этого процесса. Социально-психологическим содержанием адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
В процессе системного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено три фазы адаптационного процесса (Соснина М.С.):острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности [8].
Адаптация включает широчайший спектр индивидуальных реакций ребенка, характер которых зависит от личностных и психофизических особенностей развития ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Экспериментально подтверждено, что темп физического и психического развития в период дошкольного детства очень быстрый, основан на «сензитивных» (благоприятных) периодах в развитии ребенка (В.М. Бехтерев, Н.М. Аксарина, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина). Но, вместе с этим, ранний возраст характеризуется и подверженностью ребенка многочисленным заболеваниям, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма.
Именно поэтому необходимо контролировать (сопровождать) процесс адаптации дошкольника к условиям дошкольного образовательного учреждения, что позволит избежать возможных отклонений и нарушений в физическом и психическом развитии дошкольника[10].
В словаре С.И. Ожегова понятие «сопровождение» раскрывается через глагол «сопровождать» – следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [7].
На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:
- особенности протекания периода адаптации;
- факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.
Одним из видов адаптации воспитанников к условиям инклюзивной образовательной среды ДОУ является социально-бытовая адаптация. Этот вид адаптации заключается в приспособлении воспитанника к новым бытовым условиям, в выработке навыков самообслуживания (культурно- гигиенических навыков), привычки соблюдения нового распорядка дня, появление чужих взрослых в их пространстве (занятия с другими специалистами).
Другой вид адаптации – социально-психологическая – включает в себя оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение человеком норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.
Социально-психологическая адаптация дошкольников к условиям инклюзивной образовательной среды дошкольного учреждения представляет собой процесс взаимодействия воспитанника и его окружения, процесс преодоления трудностей вхождения дошкольников в условия детского коллектива. Дошкольник с нормальным развитием включается в общественную деятельность, приобретает новых друзей и товарищей, как среди нормально развивающихся сверстников, так и среди ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Не всем дошкольникам удается безболезненно, успешно и без сторонней помощи включиться в такие психологически сложные условия.
Помощь в адаптации к непростым условиям требуется как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и нормально развивающимся дошкольникам. Особенности их адаптации будут заключаться в потребности, необходимости и особой важности психолого-педагогического сопровождения в рамках их адаптации к условиям инклюзивной образовательной среды ДОУ [5].
Л.М. Шипицына сопровождение рассматривает как комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и воспитанника, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают [4].
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности каждого ребенка, находящегося на данном возрастном этапе развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования. Данную проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое понимание закономерностей развития каждого ребенка, его источников и движения[4].
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации нормально развивающихся дошкольников к условиям инклюзивной образовательной среды ДОУ можно определить следующие:
- диагностическое направление;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная деятельность;
- психолого-педагогическое просвещение;
Система психолого-педагогического сопровождения с одной стороны, интегрирует диагностику, консультацию, коррекционно-развивающую работу и другие формы психологической работы, с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: воспитанников, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у дошкольника стремления к личностному и эмоциональному развитию и адаптации к условиям инклюзивной образовательной среды дошкольного учреждения[1].
Анализируя состояние инклюзивного образования в настоящее время, можно говорить о нем не только как о процессе инновационном, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях системы образования. Это направление оказывает огромное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя взаимоотношения между его участниками. Все это обеспечивает и дальнейшую гуманизацию российского образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа[9].
Таким образом, для успешной адаптации дошкольника с нормальным развитием к условиям инклюзивной образовательной среды ДОУ необходимо сформировать у него позитивную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе [6].
Список литературы
1. Алехина, С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011.– № 1. – С. 83-92.
2. Андреева, А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 51-52.
3. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду// Дошкольное воспитание. –1990. – №11. –С. 32-34.
4. Галанов, А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса,2002. – 120с.
5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений / Т.В. Волосовец и др.; под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 143 с.
6. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. –С. 2-9.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985. – 797 с.
8. Соснина М. С. Теоретико-методологические основы социально-психологической адаптации детей 5-7 лет с остаточными явлениями патологии пренатального развития и родовых травм в условиях детских дошкольных учреждений // Ученые записки РГСУ.– 2010. –№7.
9. Степанова, М.И. Инклюзивный детский сад: гигиенические требования // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 6. – С. 18-25.
10. Ташина, Т.М. Инклюзивное образование в дошкольном учебном учреждении // Учен. зап. СПб. гос. ин-та психологии и социал. работы. – 2013. – № 2. – С. 86-90.