19 июня 2016г.
В современном мире все больше становится востребованной индивидуальность, творческая активность, способность фантазировать и умение лавировать между разнообразными видами деятельности.
Готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка. Современного дошкольника необходимо научить творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Неординарность, креативность, авторитет педагога играет основную роль в становлении творческой личности дошкольника. Необходимо активизировать творческие проявления воспитанника, а это под силу активному, творческому педагогу.
Сензитивный период для развития воображения – дошкольный возраст. Педагоги и родители должны обогащать опыт ребенка, для создания прочной основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. От накопленного опыта зависит многообразие воображения воспитанников.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Познавательная активность воспитанников начинает проявляться в младшем дошкольном возрасте. Выражается познавательная активность в любознательности, которая проявляется в форме детских вопросов («почемучки»). Только от взрослых будет зависеть устойчивость познавательной активности в дошкольном детстве, они должны воспитывать любознательность и интерес к знаниям.
Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое формируется в дошкольном возрасте и выступает важной составляющей развития личности.
Воображение складывается в процессе развития ребенка, начиная от непроизвольного, пассивного, воссоздающего – к произвольному творчеству. Особенно значимо развитие воображения для дошкольников, поскольку его репродуктивный характер создает трудности усвоения материала при подготовке к школе.
Необходимо помнить, что воображение - это психический процесс, поэтому его развитие зависит от возраста и когнитивного развития воспитанника. Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, поэтому богатое использование разнообразных дидактических игр, сказок, сочинительства, благотворно скажется на развитии психических процессов дошкольника, в том числе и такого процесса как воображение.
v До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.
v В 3 года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
v В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
v В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.
Развивая воображение с раннего детства, мы активно совершенствуем все познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Для развития творческого воображения необходимо воспитывать любовь и интерес ко всем видам творческой деятельности и разработать систему последовательных занятий.
Формирование и развитие творческого потенциала должно быть доступным и интересным для ребенка, учитывая тип мышления, доминирующего в дошкольном возрасте, наглядным, необходим богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия, иллюстрации и карточки. Через игровое общение формируется мировоззрение дошкольника. Поэтому для успешного формирования познавательной активности и развития творческого воображения можно использовать игры, направленные на развитие этого психического процесса.
Игры на развитие творческого воображения:
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы- наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: "Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
«Угадай настроение».
Цель: Учить описывать настроение человека по выражению лица.
Хо игры: Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание педагога, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.
Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Ход игры: Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Ход игры: Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Педагог предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии. Ход игры:
1. После прочтения сказки дети, с помощью педагога, отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
2. Можно придумать историю из жизни:
Пусть историю своей жизни расскажет, например, любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.
«Нарисуй настроение»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
Таким образом, необходимо помнить об индивидуальных особенностях воспитанников, о специфики каждого возрастного этапа, о ведущем виде деятельности и типе мышления в дошкольном детстве, тогда при систематическом, целенаправленном и своевременном воздействии на дошкольника со стороны взрослых, возможно успешное развитие психических процессов в целом и, развитие творческого воображения в частности.
Список литературы
1. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. – М. Сфера», 2010
2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.:«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2007.