13 февраля 2016г.
Проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства, затрагивает многочисленные вопросы: создание практики воспитания, максимально восполняющего отсутствие семьи и обеспечивающего психологическое здоровье и полноценное развитие личности детей-сирот – от различных форм замещающей семьи (приемные, патронатные, попечительские, опекунские, гостевые), семейных детских домов до коррекционно-развивающих программ и т.д.. Безусловно, лучшей формой устройства детей-сирот с точки зрения их благополучия является усыновление, но существуют и другие варианты – опека, попечительство, приемная семья, патронат и гостевые визы. Одной из самых продуктивных технологий подготовки детей к проживанию к замещающей семье является гостевая виза. Однако в настоящее время самой приоритетной перед другими формами семейного воспитания выступает приемная семья - наиболее распространенная и востребованная среди граждан, потенциальных родителей, а также юридически защищенная [1].Приемная семья становится своего рода «скорой помощью», основная цель которой - своевременно поддержать и защитить ребенка в кризисной ситуации. Целью приемной семьи – это создание благоприятных условий для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей [2].
Опыт работы показал, что многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта. Дети, переданные в эти семьи, как правило, из неблагополучных семей и имеют отставание в развитии, познавательном процессе, не имеют позитивного семейного опыта. Основными проблемами в приемных семьях являются, взаимоотношения между приемными и родными детьми, взаимоотношения между приемными детьми и приемными родителями, в связи с завышенными требованиями родителей к приемному ребенку, проблемами развития познавательного интереса у приемных детей и т.д. [3]. Большинство приемных семей нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Система сопровождения приемной семьи включает следующие этапы: диагностика потребностей ребенка и возможностей семьи; составление индивидуальной программы сопровождения; реализация коррекционно- развивающих программ; подведение итогов, корректировка программы. Одним из направлений психолого- педагогического сопровождения любой формы замещающей семьи является психодиагностическая работа, которая включает в себя: тестирование, анкетирование, собеседование, активное наблюдение и т.д.
Психодиагностика проводится на разных этапах сопровождения замещающей семьи: это и предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью; отбор приемных родителей, степень их готовности к принятию ребенка в свою семью; подготовка потенциальных родителей; период адаптации ребенка к новой семье, а также последующий мониторинг психологического благополучия, семейного окружения; по индивидуальному запросу в рамках консультирования и т.д.[1].
В рамках психолого-педагогической поддержки приемных и патронатных семей на этапе адаптации с целью исследования семейной системы можно использовать следующий психодиагностический инструментарий:1)шкала семейной сплоченности и адаптации (FACES-3) с целью выявления степени эмоциональной связи между членами семьи, способности семейной системы приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее внешней среды («агрессоров»); 2)шкала семейного окружения (ШСО), которая предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.
Представим результаты исследования, проводимого в одном из детских домов г.Сызрани с патронатными и приемными семьями. Проанализировав результаты диагностики по шкале семейной сплоченности и адаптации можно сделать следующие выводы: степень удовлетворенности семейной жизнью близка к идеальной (расхождения минимальны); сбалансированный уровень характеризует успешность функционирования семейной системы; выявленные уровни семейной системы не ведут к нарушениям функционирования семьи; родители и дети удовлетворены существующей семейной системой; семья имеет устоявшуюся собственную нормативную базу; воспитательная функция в данных семьях удовлетворяет индивидуальные потребности приемных родителей, патронатных воспитателей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях; эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защи- щенности, выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации; функция духовного общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи; функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.
Таким образом, можно заключить, что обследуемые семьи являются нормально функционирующими, ответственно и дифференцированно выполняют все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Обеспечивается социализация детей и подготовка их к будущей взрослой жизни.
Основное внимание шкала семейного окружения уделяет измерению и описанию: отношений между членами семьи (показатели отношений: сплоченность (С); экспрессивность (Э); конфликтность (КТ)); направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста): независимость (Н); ориентация на достижения (ОД); интеллектуально-культурная ориентация (ИКО); ориентация на активный отдых (ОАО); морально-нравственные аспекты (МНА); показатели управления семейной системой: организация (О) порядка, финансового планирования, семейных правил и обязанностей; контроль (КЛ) членами семьи друг друга.
Мы видим, что графики практически идентичны, усредненный семейный профиль совпадает по многим показателям со средними значениями нормативного профиля, что говорит о благоприятном семейном окружении.
Отношения между членами семьи строятся на внимании, заботе, взаимопомощи, ярко выражено чувство принадлежности к семье (Я-МЫ). Показатель экспрессивности свидетельствует о том, что в семьях поощряется и разрешается действовать и выражать свои чувства открыто.Однако степень конфликтности показывает, что не приветствуется открытое выражение гнева, вербальной и невербальной агрессии, при возникновении разногласий, члены семей стараются «сгладить острые углы» и сохранить хорошие отношения, в целом конфликтные взаимоотношения не характерны для семей. Направлениям личностного роста в семьях придается особое значение. Степень независимости свидетельствует о том, что во всех семьях поощряются стремления к самоутверждению, независимости при обдумывании проблем и принятии решений, проявления самостоятельности. Ориентация на достижения успеха к разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семьях близка к нормативным показателям. В семьях считают важным - быть лучшими в любом деле, придается характер соревнования. Интеллектуально-культурная ориентация семей показывает, что воспитанники интересуются и занимаются социальной, интеллектуальной, культурной и политической видами деятельности, что приветствуется приемными родителями. Приемные семьи ориентированы на активный отдых, стараются принимать участие в различных видах отдыха и спорта. Показатели, отражающие морально-нравственные аспекты семьи, свидетельствуют о том, что в замещающих семьях обсуждаются и уважаются
этические и нравственные ценности и положения. Управление семейной системой. Степень организации различных дел и мероприятий показывает значимость для семей
порядка и организованности
в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей. Степень контроля в обследуемых приемных семьях не высока, что свидетельствует о гибкости в установлении и соблюдении определенных правил, демократичности, доверительных, равноправных отношениях, основанных на взаимном уважении
друг к другу. Все члены семьи готовы к
изменениям собственного поведения
в соответствии с ситуационными требованиями.
Таким образом, своевременная, правильно организованная психолого-педагогическая помощь замещающим семьям на основе результатов диагностики в виде индивидуальных консультаций, семинаров, лекций, коррекционных мероприятий будет способствовать предупреждению возможных серьезных проблем в межличностных взаимоотношениях членов семьи, конфликтных ситуаций, нарушений функционирования семейной системы.
Список литературы
1.
Бобкова Т.С. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков / Т.С. Бобкова, Г.А. Виноградова //Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск:
НПГУ,
2010. №2 - С. 228- 244.
2.
Красницкая Г.С. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Г.С. Красницкая - Право на защиту, право на семью. - М.: РОО «Право ребенка», 2001. с. 65.
3.
Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы
с замещающей семьей: Метод. пос. / Г.В. Семья - М.: Благотворительный фонд «СЛОВО» - ООО «СИМС» - 1999.с.127.