Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

По признанию многих ученых и педагогов, медиаобразование – является важнейшим ресурсом решения стратегических задач модернизации российского образования в свете современных стандартов [1, 2 ,8, 9, 11, 13, 14]. Актуальность развития медиакультуры учащихся становится все более злободневной в реалиях современной жизни. СМИ становятся четвертой властью, интернет-ресурсы начинают определять характеристики мышления, каноны речи, правила коммуникации и презентации. Рекламные тексты формируют новый тип  сознания и мышления – так называемого клипового – в его рамках осуществляются быстрые переходы от одного кадра к другому, поверхностное восприятие содержания и оформление его через ассоциативное знаковое отождествление [8, 11, 14]

Одновременно клипы, реклама, другие формы медиатекстов являются важной частью изучения английского языка в школе. Это связано с тем, что, во-первых, с помощью просмотра рекламы на английском языке - такого мотивирующего аудирования – создаются условия для формирования навыков восприятия и реконструкции предмета англоязычной речи. Во-вторых, создается насыщенная социокультурная образовательная среда, необходимая для освоения языка. В-третьих, появляется возможность более глубокого усвоения языка на основе медиаобразовательных технологий работы с аудиовизуальными текстами, позволяющими переориентировать внимание и понимание подростков с поверхностного узнавания знакомого и восприятия отдельных знаков к пониманию образного ряда, композиции и смыслового звучания текста [3, ]. Наконец, на основе принципов рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности Н.Б. Ковалевой можно спроектировать ситуацию развития ценностных ориентация и мировоззренческих идеалов личности [4, 7, 9]. В частности, приоткрыть завесу над тем какие нормы и ценности формирует потребительская реклама.

Суть этих принципов в организации понимания предметной, метапредметной и личностной составляющей текста с его видеорядом и звуковым оформлением на основе постановки актуального значимого для подростков вопроса, проблематизации имеющихся стереотипных механизмов и создания условий для творческого их переосмысления в контексте работы с художественным образом, задающим новые горизонты личностного развития[3, 4].

Так, например, если взять трейлер всем полюбившегося фильма «Аватар» режиссера Джеймса Кэмерона, можно выделить три этапа работы:

1.    Preview task (предварительная работа с лексикой, устранение рисков невыполнения задания за счет незнакомых слов) - предметный уровень

2.     Videolistening (видеоаудирование с заполнением пропусков), упражнения по словообразованию – метапредметный уровень

3. peaking (образы героев “True Hero”  (Настоящий герой/Ложный герой /“False Hero”)  – личностный уровень.

Эти захватывающие, необычные уроки создают сильную мотивацию для познавательной деятельности и личностного роста школьников и позволяют компенсировать манипулятивные характеристики СМИ.

Важными условиями реалиазции метапредметной и личностной составляющей ФГОС – является сценарий. В данном случае сценарный план составлялся на основе рефлексивно-позиционного подхода [6, 7].

1.   Обсуждение основных сюжетных линий и содержательных блоков. Характеристика основных героев и их участия в событиях. Создание общего проблемно-предметного поля, фиксация вопросов, недоумений, конфликтующих позиций.

2.    Постановка проблемного вопроса: кто такой герой нашего времени? Кого и почему можно назвать героем в данном фильме? Какие представления о героизме противопоставлены автором, и в чем значимость вводимого им понимания героизма?

3.Выявление особенностей композиции художественного фильма, направленного в большой мере на постепенное изменение позиции зрителя за счет все большего погружения и обнаружения уникальной культуры неизвестной планеты [3, 6, 10, 12, 14].

4.   Разбор основных образов и художественных находок произведения.

5.        Попытка определения авторской позиции. Выделение моральных и духовных ценностей, мировоззренческих установок и идеалов, продвигаемых авторами [

7.Формирование условий для ценностного самоопределения учащихся и формирования субъектного отношения к понятию «Герой», как потерявшего свои корни в информационных потоках современности [9, 13].

В результате, удается увидеть, что герой – это не тот, кто побеждает за счет силы, и не тот, кто защищает «свое или своих» любой ценной. И уж тем более не супергерой, побеждающий за счет дарованных ему сверхспособностей, Учащиеся постепенно совершают свое маленькое открытие, и начинают понимать, что война – это всегда война за ценности, за идеалы подлинной свободы, за возможность развития [9]. Что герой нашего времени, не просто человек, готовый пожертвовать собой ради других, но прежде всего человек, способный разобраться в ситуации, преодолеть собственные ограничительные рамки и страхи, способный спроектировать образ «должного» будущего и начать осуществлять его на «твердых нравственных» основаниях.

Таким образом, рефлексивно-позиционный подход к сценированию ситуаций работы с медиатекстами [4, 5, 7] создает условия и для развития предметных знаний, и метапредметных способностей и личностного развития учащихся.

 

Список литературы

1.     Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. №1 (5). С. 6-8.

2.     Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 207– 226.

3.     Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 136 с.

4.     Григоренко Д.Л. Ценностное самоопределение учащихся подросткового возраста в процессе школьного образования. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – СПБ., 2013. – 24 с.

5.     Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 243 с.

6.     Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества. – М. ВНИИПИ, 1987. С. 87

7.     Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: РАУ,1994. 19 с.

8.     Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика. Выпуск № 4, 2016. С. 72-75.

9.     Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.

10. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт// Мир психологии. 2014. №1. С. 104-117. 

11. Наумова С.В.    Феномены     вмененного     понимания     в     самосознании    современных     подростков     / Психологические науки. № I (17), 2016. С. 6-8.

12. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Акчурина Н.Н. и др. / Под ред. Г.Е. Брынцевой, С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. – М.: ГАОУ МИОО, 2015. – 348 с.

13. Федоров А.В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким   уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование, 2014. № 2. С. 82-89

14. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 1-2 2016. P.68-70.