Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Ценности каждого человека это сложный, динамичный, иногда противоречивый мир, определяющий дифференцированное отношение к событиям собственной жизни. Все люди, оценивая факты своей жизни по их значимости, реализуют ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. В процессе социализации личность впитывает, словно губка в себя, различные ориентиры, ценности. Детский сад, школа, университет - все эти организации помогают человеку стать личностью. Личностью со своими принципами, правилами, социальными установками. Именно это предопределяет будущую модель поведения, увлечения, друзей и, в сущности, жизнь. Сформированные ценностные ориентации являются, пожалуй, одним из важнейших критериев зрелой личности, показателем ее просоциальности.

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями  оценки и  окружающей действительности:  через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности», главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.[1]

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки, зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Можно выделить следующие классификации ценностей, представленных в таблице 1

Ситуация, которая сложилась в современной России, не могла не повлиять на ценностные ориентации современного студенчества. Экономический кризис, жесткая конкуренция  при достижении определенных благ способствовали выдвижению новых жизненных ценностей, новых способов адаптации к действительности. К общим тенденциям переоценки ценностей современного студенчества можно отнести переориентацию на личностные проблемы, ярко выраженный индивидуализм. Важно отметить и навязывание телевидением, интернетом квазиидеологии потребительства, установки на все большее овладение вещами, предметами, материальными благами[6]. Современный культ гламура прививает поиск блестящих приключений и удовольствий, стремление к идеальной форме без осмысления и содержания[6]. К факторам ценностной деформации современной молодежи можно отнести и проблемную сепарацию от родителей, отсутствие субъектной позиции у подрастающего поколения, а значит не возможность или затруднительность для молодого человека осознанно выбрать свои приоритеты, ценности, идеалы, цели[5].

Поэтому, мы решили исследовать ценностно-смысловую сферу студентов. Был проведен опрос по авторскому опроснику в котором приняли участие студенты Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (50 респондентов). Из них 22 девушки и 28 юношей в возрасте 18-19 лет.

Выбор ценностей распределялся в следующем процентном соотношении для юношей: 34% выбрали как основополагающую ценность «материальная обеспеченность», 20% определили как главную ценность – «карьера»,  для 18% на первом месте оказались семейные ценности, 12% выбрали –  «здоровье» , 7% – «служение», 6% – «славу», всего 3% – «творчество». Выбор ценностей распределялся в следующем процентном соотношении для девушек: 30% выбрали как основополагающую ценность «материальная обеспеченность», 23% определили ценность «семья»,   для 14% на первом месте оказалась ценность «здоровье», 12% выбрали – творчество, 12% предпочли славу, признание, 6% – карьеру, 3% – служение.





На основе диаграмм (рис. 1, рис. 2), можно сделать вывод, что для девушек, как и для юношей, первое место в иерархии жизненных ценностей занимает материальная обеспеченность. Приоритет материальных ценностей может быть связан с самой установкой современного общества на высокий достаток, материальное благополучие, приобретение материальных благ, предметов далеко не первой необходимости, жизнь в достатке и даже, в роскоши.

Для девушек, что и можно было предположить, в значительной мере по степени выборов представлены – семейные ценности[2]. Здоровье также входит в тройку приоритетов. Не высокий процент систему ценностей составляют творческая реализация и признание собственных заслуг, достижение успеха и славы. Если делать вывод о том, что менее важно для девушек, то это будет служение людям. Помощь бедным, участие в благотворительности это то, что занимает последнее место в иерархии ценностей. Однако это скорее указывает на их повышенный эгоцентризм, ведь от девушек обычно ждут сочувствия и сострадания, нежели безразличия к проблемам других. Карьера так же является мало представленной ценностью для девушек.

Для юношей одной из «базовой» является ценность карьеры, карьерного роста, что справедливо указывает на деловую направленность юноши, стремление самореализоваться в деловой сфере, сфере достижений[2]. На последнем месте находится творчество. Творческие виды деятельности, стремление раскрыть свой творческий потенциал – не играют такой роли в жизни юноши-студента. Все они гонятся больше за материальными благами и успешной жизнью, но не стоит забывать, что креативность и творчество являются важным эквивалентом успешности и продуктивности в целом.

Да, ценности современного молодого человека изменились, в них почти не осталось места для альтруизма, служения, творчества и самореализации. Но можно отметить и положительную динамику в том, что все же, главные ценности, такие как семья, благополучие близких продолжают иметь первостепенное значение. Несомненно, выбор современного студента пути развития закладывает основы его будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности формируются не без помощи старшего поколения - родителей, преподавателей. Однако, именно в студенчестве, мы пытаемся переосмысливать, анализировать ценности, принимая их как собственные или как «чужие», отделяя их, в том числе, от родительских ценностей. Развитие  ценностно-смысловой сферы,  формирование независимой жизненной позиции не возможно без прохождения успешной сепарации как позитивного опыта отделения от родителей и обретения собственной целостности и идентичности[7].И этот процесс всегда связан с «ломкой» прежней системы, порождая недовольство старшего поколения, а ведь у каждого нового поколения рождаются свои приоритеты в жизни [5].

Очень часто приходится  слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? Чтобы общество могло измениться и действительно улучшилась ситуация во всех сферах общественной жизни важно взять курс на повышение ответственности и самостоятельности подрастающего поколения, развитие творческого потенциала, создание возможностей для самореализации и саморазвития, создание той благоприятной ценностной среды в обществе. Общество должно быть нацелено на формирование положительных как общественно-ориентированных, так и личностно-ориентированных ценностей, что в целом может определить развитие гармоничной личности.

 

Список литературы

1.   Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. – М.: Флинта, 2014. – 158 c.

2.    Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [электронный ресурс]/ Е.П. Ильин. –

3. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014.– 128 с.

4. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с.

5.   Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М,2013. –160 c.

6. Петренко Т.В., Сысоева Л.В. Влияние семьи на инфантилизацию молодежи в условиях трансформации современного российского общества/ Петренко Т.В., Сысоева Л.В.–Семья и личность: проблемы взаимодействия. –2016. –№ 5. –С. 90-97.

7. Сысоева Л.В. Успешная сепарация как необходимое условие становление профессиональной идентичности в студенческом возрасте/ Л.В. Сысоева. – В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. –2016.– С. 320-324.