19 июня 2016г.
Рассматривая и изучая экономическую деятельность россиян, как на внутреннем, так и на международном рынке необходимо учитывать особенности российского менталитета. В настоящее время психология и экономика тесно взаимодействуют. Значимыми примерами такого сотрудничества могут служить Нобелевские премии в области экономики. Так в 2002 году психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за свою новаторскую работу по включению отдельных аспектов психологических исследований в экономическую науку. В решении Нобелевского комитета отмечено: "за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости" (совместно с В. Смитом), несмотря на то, что исследования он проводил как психолог, а не как экономист.
Менталитет различных этносов тесно связан со спецификой национального характера. По мнению И.Г. Дубова и А.В. Петровского [6] менталитет наиболее выпукло отражается в типичном поведении представителей данной культуры, выражается в стереотипах поведения. Типовое поведение, характерное для представителей определенного этноса, представляет собой черты национального характера, являющиеся частью менталитета. М.В. Воронцова [4] указывает, что менталитет того или иного народа – это совокупность определенных образцов поведения, привычек и установок в осмыслении событий. В исследованиях Н.П. Рогальской [10] указывается, что менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер и национальную модель экономического и социального поведения. Национальный характер - это то особенное, что присуще исторической общности и накладывает отпечаток на все проявления культуры (материальной и духовной) данного народа. При всем том, что любой народ составляют люди с разными характерами. М.Е. Бурно отмечает: "Национально-психологическая особенность народа - это не только то, что отчетливо присуще всем людям, составляющим целый народ, или даже подавляющему большинству этих людей. Это - природная особенность души, которая в выразительном, типичном виде присутствует у многих в этом народе, оставляя хотя бы тень у большинства людей, составляющих этот народ, и достаточно ярко, проникновенно обнаруживает себя и в истории и культуре народа" .[3]
В процессе экономических взаимодействий необходимо тщательное изучение национально- психологических особенностей населения страны-партнера, выявление особенностей в экономическом развитии страны, которые соответствуют национальному характеру.
Менталитет социума, как и любой нации, неоднороден. Главной спецификой менталитета является инновационный компонент, который позволяет обобщать мировой опыт, культивировать ценности общества, производить взаимопроникновение национальной и мировой культур. В менталитет включены такие составляющие как мотивационные, представленные специфическими потребностями, интересами, идеалами, ценностями, ориентациями. Мотивационные особенности служат ядром менталитета, которое в значительной степени определяет характер всех других его компонентов. [5]. Это необходимо учитывать в процессе экономической деятельности для достижения наилучшего результата. "В информационном обществе и высокотехнологичной экономике XXI века характер и темпы развития, качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек и его потенциал (знания, здоровье, культура, уровень дохода), а не материальные и финансовые ресурсы. Знания и информация трансформируются в уникальные факторы современного производства, а человек выступает не только и не столько в качестве рабочей силы или трудового ресурса, но как субъект труда и субъект творчества. Поэтому главной целью и приоритетами современного социально-экономического развития становится развитие человека и его потенциал".[8]
В экономической деятельности мотивационные факторы труда различны у этносов. "Национально- психологические особенности накладывают свою выразительную печать на людей с разнообразными характерами, на историю страны, ее культуру, на экономику. И если, например, национально-психологические особенности американцев сказываются в прагматизме (особая идеалистическая (теоретически-концептуальная) практичность в отличие от сангвинической материалистической практичности), то национально-психологические особенности россиян сказываются в непрагматичности, вообще в непрактичности, неконцептуальности, но зато в способности достаточно глубоко и сложно мыслить-мечтать реалистически-психологически и в нерасчетливой сердечности."[7]
Таблица 1
Характерные черты менталитета
Страна
|
Особенности менталитета
|
Россия
|
коллективизм, межнациональность, россияне не склонны к систематически выполняемой
деятельности, которая не зависит от настроения, солидарность между работниками и подчинение организации, низкая дисциплина
|
Германия
|
пунктуальны, исполнительны, дисциплинированы, тяготеют к порядку и
организованности, соблюдение трудовой дисциплины, неукоснительное выполнение распоряжений руководителя, слаженная работа в коллективе
|
Китай
|
замкнутость, предприимчивость, коллективизм, прагматичность, жесткая дисциплина,
высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, священен авторитет любой власти
|
Япония
|
аккуратность, бережливость, усердие, покорность власти, главный принцип -
выполнение обязанностей, строгая социальная иерархия
|
Таким образом, главными проблемами становятся мотивационные факторы труда. Необходимо на предприятиях и фирмах создавать такие условия, которые соответствуют российскому менталитету, стимулируют работников к полноценному выполнению своих трудовых обязательств. Необходимо формирование новой организационной культуры российских предприятий и фирм, позволяющей создавать условия, при которых повышается дисциплинированность, исполнительность и, как следствие, происходит рост производительности труда.
Список литературы
1. Бестаева Э.Ш. Гуманизм нравственной культуры личности в современном обществе // В мире научных открытий. 2015. №7.10(67), с. 3541-3545.
2. Бестаева Э.Ш. Особенности культурной самоидентификации индивида в современном глобализирующемся мире – Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса в 3 томах. 2012, с. 95.
3. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга) - М.: Академический проект, 2005, 608 с.
4. Воронцова М.В. Менталитет как проблема коммуникации (на примере немецкого менталитета) // URL: http://www.iaas.msu.ru.
5. Губанов Н.Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. 2006. №4(45), с.125-142.
6. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5, с.20-29.
7. Мижерова К.М. Экономика и характерологическая креатология, психотерапия и экономические учения // http://ksenia-mijerova.livejournal.com/1116.html
8. Монако Т.П. Профессионализм и человеческий капитал // В мире научных открытий. 2015. №7.10(67), с. 3688-3963.
9. Монако Т.П. Профессионализм в экономической деятельности – Владикавказ, Изд-во СОГУ. 2011. 78 с.
10. Рогальская Н.П. Понятие "менталитет": особенности определения // Рукописный журнал общества ревнителей русской философии – 2006. Вып. 9. С. 51 – 57.