Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Рассматривая и изучая экономическую деятельность россиян, как на внутреннем, так и на международном рынке необходимо учитывать особенности российского менталитета. В настоящее время психология и экономика тесно взаимодействуют. Значимыми примерами такого сотрудничества могут служить Нобелевские премии в области экономики. Так в 2002 году психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за свою новаторскую работу по включению отдельных аспектов психологических исследований в экономическую науку. В решении Нобелевского комитета отмечено: "за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости" (совместно с В. Смитом), несмотря на то, что исследования он проводил как психолог, а не как экономист.

Менталитет различных этносов тесно связан со спецификой национального характера. По мнению И.Г. Дубова и А.В. Петровского [6] менталитет наиболее выпукло отражается в типичном поведении представителей данной культуры, выражается в стереотипах поведения. Типовое поведение, характерное для представителей определенного этноса, представляет собой черты национального характера, являющиеся частью менталитета. М.В. Воронцова [4] указывает, что менталитет того или иного народа – это совокупность определенных образцов поведения, привычек и установок в осмыслении событий. В исследованиях Н.П. Рогальской [10] указывается, что менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер и национальную модель экономического и социального поведения. Национальный характер - это то особенное, что присуще исторической общности и накладывает отпечаток на все проявления культуры (материальной и духовной) данного народа. При всем том, что любой народ составляют люди с разными характерами. М.Е. Бурно отмечает: "Национально-психологическая особенность народа - это не только то, что отчетливо присуще всем людям, составляющим целый народ, или даже подавляющему большинству этих людей. Это - природная особенность души, которая в выразительном, типичном виде присутствует у многих в этом народе, оставляя хотя бы тень у большинства людей, составляющих этот народ, и достаточно ярко, проникновенно обнаруживает себя и в истории и культуре народа" .[3]

В процессе экономических взаимодействий необходимо тщательное изучение национально- психологических особенностей населения страны-партнера, выявление особенностей в экономическом развитии страны, которые соответствуют национальному характеру.

Менталитет социума, как и любой нации, неоднороден. Главной спецификой менталитета является инновационный компонент, который позволяет обобщать мировой опыт, культивировать ценности общества, производить взаимопроникновение национальной и мировой культур. В менталитет включены такие составляющие как мотивационные, представленные специфическими потребностями, интересами, идеалами, ценностями, ориентациями. Мотивационные особенности служат ядром менталитета, которое в значительной степени определяет характер всех других его компонентов. [5]. Это необходимо учитывать в процессе экономической деятельности для достижения наилучшего результата. "В информационном обществе и высокотехнологичной экономике XXI века характер и темпы развития, качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек и его потенциал (знания, здоровье, культура, уровень дохода), а не материальные и финансовые ресурсы. Знания и информация трансформируются в уникальные факторы современного производства, а человек выступает не только и не столько в качестве рабочей силы или трудового ресурса, но как субъект труда и субъект творчества. Поэтому главной целью и приоритетами современного социально-экономического развития становится развитие человека и его потенциал".[8]

В экономической деятельности мотивационные факторы труда различны у этносов. "Национально- психологические особенности накладывают свою выразительную печать на людей с разнообразными характерами, на историю страны, ее культуру, на экономику. И если, например, национально-психологические особенности американцев сказываются в прагматизме (особая идеалистическая (теоретически-концептуальная) практичность в отличие от сангвинической материалистической практичности), то национально-психологические особенности россиян сказываются в непрагматичности, вообще в непрактичности, неконцептуальности, но зато в способности достаточно глубоко и сложно мыслить-мечтать реалистически-психологически и в нерасчетливой сердечности."[7]


Таблица 1

 Характерные черты менталитета


Страна

Особенности менталитета

 

Россия

коллективизм, межнациональность, россияне не склонны к систематически выполняемой

деятельности, которая не зависит от настроения, солидарность между работниками и подчинение организации, низкая дисциплина

 

Германия

пунктуальны, исполнительны, дисциплинированы, тяготеют к порядку и

организованности, соблюдение трудовой дисциплины, неукоснительное выполнение распоряжений руководителя, слаженная работа в коллективе

Китай

замкнутость, предприимчивость, коллективизм, прагматичность, жесткая дисциплина,

высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, священен авторитет любой власти

 

Япония

аккуратность, бережливость, усердие, покорность власти, главный принцип -

выполнение обязанностей, строгая социальная иерархия

 

Таким образом, главными проблемами становятся мотивационные факторы труда. Необходимо на предприятиях и фирмах создавать такие условия, которые соответствуют российскому менталитету, стимулируют работников к полноценному выполнению своих трудовых обязательств. Необходимо формирование новой организационной культуры российских предприятий и фирм, позволяющей создавать условия, при которых повышается дисциплинированность, исполнительность и, как следствие, происходит рост производительности труда.

 

Список литературы

1.     Бестаева Э.Ш. Гуманизм нравственной культуры личности в современном обществе // В мире научных открытий. 2015. №7.10(67), с. 3541-3545.

2.     Бестаева Э.Ш. Особенности культурной самоидентификации индивида в современном глобализирующемся мире – Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса в 3 томах. 2012, с. 95.

3.     Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга) - М.: Академический проект, 2005, 608 с.

4.     Воронцова М.В. Менталитет как проблема коммуникации (на примере немецкого менталитета) // URL: http://www.iaas.msu.ru.

5.     Губанов Н.Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. 2006. №4(45), с.125-142.

6.     Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5, с.20-29.

7.     Мижерова К.М. Экономика и характерологическая креатология, психотерапия и экономические учения // http://ksenia-mijerova.livejournal.com/1116.html

8.     Монако Т.П. Профессионализм и человеческий капитал // В мире научных открытий. 2015. №7.10(67), с. 3688-3963.

9.     Монако Т.П. Профессионализм в экономической деятельности – Владикавказ, Изд-во СОГУ. 2011. 78 с.

10. Рогальская Н.П. Понятие "менталитет": особенности определения // Рукописный журнал общества ревнителей русской философии – 2006. Вып. 9. С. 51 – 57.