Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ПАРТНЁРА ПО ДОБРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Выбор партнёра и добрачное партнёрство - первые шаги человека из периода предбрачного ухаживания к семейной жизни.

Стоит отметить, что данной проблемой занимались: Анташко Ю.А. [1], Богатырева О.В., Мусихина А.Л., Панфилов П.В. [2], Гаврилова Е.А. [3] Коростелева Т.А. [4], Рыбакова Н.А., Котельникова Н.И. [5], Цветкова Н.А. [6], Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Берестнева О.Г. [7] и др.

Цель нашего исследования - выявить социально-психологические особенности образа партнёра по добрачным отношениям у мужчин и женщин в возрасте 18-22 лет. В задачи исследования входило: 1) изучение взаимосвязи социально-психологических особенностей личности с образами реального и идеального партнёра у мужчин и женщин; 2) выявление требований, которые предъявляет современная совершеннолетняя молодежь к своему избраннику.

Предполагалось, что, существенно различаясь у мужчин и женщин, характеристики образа партнера по добрачным отношениям связаны с уровнем самооценки, типом межличностных отношений, уровнем соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах.

Методы и методики исследования: анкетирование; свободное сочинение; методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик (в нашем исследовании она использовалась 4 раза: первые 2 раза испытуемые оценивали себя реальных и идеальных, далее они оценивали своего реального партнёра по добрачным отношениям и своего идеального партнёра). Полученные данные обрабатывались с помощью методов описательной статистики и контент-анализа. Уровень статистической значимости различий определялся по критерию Манна-Уитни. Корреляционной анализ выполнялся с помощью метода линейной корреляции Пирсона.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО МО ВАТ «Холмогорка» и ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». В выборку вошли 71 человек - 41 женщина и 30 мужчин в возрасте 18-22 лет, состоящие в добрачных отношениях с партнёром.

Получены следующие результаты:

1.   Установлено, что в среднем желаемый возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин составляет 23 года. При этом 88% опрошенных женщин и 83% мужчин в своём нынешнем партнёре видят своего будущего супруга.

2.   С помощью метода свободного сочинения получено большое разнообразие характеристик идеального партнёра. Самые популярные характеристики, встречающиеся в сочинениях женщин, представлены в Табл.1.

    

Таблица 1  

Характеристики партнёра в сочинениях женщин


Характеристики

частота

ранг

- привлекательная внешность

46,3%

1

- добрый

43,9%

2

- внимательный и заботливый

41,5%

3

- понимающий

39,0%

4

- помогающий, поддерживающий, вдохновляющий

31,7%

6,5

- умный, рассудительный

31,7%

6,5

- ответственный, можно положиться

31,7%

6,5

- способный защитить

31,7%

6,5

- уважительный к людям и их интересам

29,3%

9,5

- самостоятельный / имеет собственное мнение

29,3%

9,5

- с чувством юмора

26,8%

12

- воспитанный / вежливый

26,8%

12




 

- инициативный, целеустремлённый

26,8%

12

- любящий

24,4%

14,5

- верный

24,4%

14,5

 

Наименее популярными оказались такие характеристики, как покладистый, скромный (51,5); местами «безбашенный» (51,5); уверенность в общем будущем (51,5); оптимист, наслаждающийся жизнью (51,5); с адекватной самооценкой (51,5); немного ревнивый (51,5); ценит меня и то, что имеет (51,5); сексуальный (57); общие интересы (57); имеет время для встреч (57).

Объяснить то, что внешние характеристики и манера общения оказались на первых местах, можно с помощью теории выбора партнёра Б. Мурштейна «стимул - ценность - роль». Т. к. внешность, ум, умение держаться в обществе являются первым фильтром в этом процессе, то, если этот этап претендент не проходит, нет смысла рассматривать его внутренние качества.

Характеристики, следующие после внешности, говорят о том, что женщинам важно, как к ним относятся, что о них будут заботиться и смогут защитить. Известный афоризм «как за каменной стеной», часто используемый при описании партнёра, в достаточной мере это отражает.

Интересно, что в списке характеристик не оказалось таких, как: любящий, любимый, находит время для встреч. Возможно, женщины почитали, что они должны быть априори в партнёре. Семейно важные качества хоть и представлены, но далеко не на первых местах - они появляются только на 17,5 ранге. Вероятно, не все из испытуемых задумываются о браке, считают, что это будет нескоро. Возможно также, что у них просто не сформировано представление о семейных ролях. Важно добавить, что некоторые из них готовы принять агрессивность партнёра, возможно, потому что данная характеристика является для них одним из показателей мужественности.

Многие девушки дали много положительных характеристик партнёра (до 25), что можно объяснить нечеткими представлениями о партнёре, нереалистичными ожиданиями или нежеланием мериться с какими-либо недостатками партнёра, которые в последствие могут привести к разочарованию в партнёре и разрыву отношений. С позиции биологической теории выбора, женские особи предъявляют высокие требования к партнёру, чтобы быть уверенными в том, что он сможет защитить и обеспечить её и её потомство.

С помощью того же метода свободного сочинения получены характеристики идеального партнёра в представлениях мужчин. Самые популярные из них представлены в Табл.2.

   Таблица 2

Характеристики партнёра в сочинениях мужчин


Характеристики

частота

ранг

- привлекательная внешность

60,0%

1

- хозяйственная

46,7%

2

- с чувством юмора

36,7%

3

- понимающая

33,3%

4

- добрая

30,0%

5,5

- любящая

30,0%

5,5

- помогающая, поддерживающая, вдохновляющая

26,7%

8

- без вредных привычек

26,7%

8

- внимательная и заботливая

26,7%

8

- умная, рассудительная

23,3%

11

- доверяющая

23,3%

11

- честная, искренняя, открытая

23,3%

11

- покладистая, скромная

20,0%

14,5

- уважительная к людям и их интересам

20,0%

14,5

- следящая за собой, аккуратная

20,0%

14,5

- сексуальная

20,0%

14,5

 

Наименее популярными оказались такие характеристики, как «будет хорошей матерью, любит детей» (45,5); инициативная, имеет четкую цель в жизни и стремится к успеху (45,5); требовательная, агрессивная (45,5); направляет мою энергию в нужное русло (45,5); внешность не важна (45,5); обоюдный интерес (45,5); ценит меня и то, что имеет (45,5); находит время для встреч (45,5).

В целом содержание образа партнёра другого пола в сочинениях мужчин включает в себя качества, в большей степени значимые для краткосрочного общения, они не являются семейно важными. Прямых описаний характеристик жены - матери их детей не обнаружено.

Показательной, хотя и не популярной характеристикой, является: «Мой реальный партнёр и есть идеал» - так считают 5 женщин и 2 мужчины, что можно объяснить убеждённостью в результате длительности отношений либо краткостью знакомства («розовыми очками»). 5 женщин и 2 мужчины пришли к мысли, что идеальных партнёров нет (возможно, это личностная зрелость).

В итоге можно говорить о значительной разнице в результатах женской и мужской выборок. Женщины настроены на успешного партнёра, который имеет своё мнение, целеустремленный, самостоятельный, но в тоже время добрый, внимательный и заботливый. Мужчины делают акцент на привлекательной внешности, хозяйственности и отсутствии вредных привычек.

3.   С помощью анкеты удалось узнать, кто из знаменитых людей или персонажей фильмов, книг и т.д., по мнению испытуемых, является олицетворением идеального мужчины и идеальной женщины. Были названы 31 «знаменитость» мужского пола и 20 - женского; несколько человек указали не знаменитостей, а своих родителей или своего реального партнёра. У женщин самыми популярными оказались: Ченнинг Татум, Бред Питт, Данила Козловский и Кристиан Грей; у мужчин - Вин Дизель, Роберт Дауни-мл. и Бред Пит. 43,9% женщин заявили, что у них нет идеала, что идеальных людей не существует; эту же позицию заняли 41,4% мужчин. Представители обоих полов считаю, что идеальной женщиной является Анжелина Джоли. Отсутствие конкретного образа идеальной женщины отмечается у 43,9% женщин и 58,6% мужчин. Но, несмотря на то, что примерно у половины опрошенных идеальный образ партнера не нашел своего отражения в знаменитостях, говорить о полном его отсутствии нельзя, т.к. в сочинениях и в данных, полученных по методике ДМО, эти испытуемые всё-таки дают свои представления о нём. Примечательно то, что свойства, приписываемые женщинами идеальному партнёру, противоречат друг другу: с одной стороны, женщины указывают ярко выраженные маскулинные черты, а с другой, - доброту и заботу (феминные свойства).

4.   Данные по методике ДМО свидетельствуют о том, что образ идеального партнёра у женщин, в отличие от мужчин, значительно более авторитарный, эгоистичный, агрессивный и одновременно - более подчиняемый и зависимый. Наблюдается склонность строить отношения не на равных, а подчиняясь или подчиняя другого, т.е. склонность к построению со-зависимых отношений.

5.    Анализ роли самооценки в формировании образа партнёра по добрачным отношениям у мужчин и женщин в возрасте 18-22 лет показал, что самооценка у мужчин не связана с образом партнёра, а у женщин она зависит от степени её зависимости от реального партнера: чем сильнее зависимость у него от нее, тем выше ее самооценка. При этом она сама тоже является зависим партнером в этих отношениях.

6.    В обеих выборках обнаружена обратная корреляционная связь между зависимым типом идеального партнёра и степенью доступности любви как духовной и физической близости с любимым человеком. Она даёт основание для вывода: неспособность к духовной и физической близости с любимым человеком приводит к желанию «владеть» зависимым партнером.

7.   Установлено, что женщины значительно выше оценивают доступность любви, чем мужчины. Другими словами, мужчины в большей степени ощущают дефицит духовной и физической близости. Это может быть связано с недостаточной реализацией ожиданий мужчин, что женщина, в первую очередь, будет «хранительницей домашнего очага», а лишь затем - стремящейся к социальной активности личностью.

В целом по результатам исследования можно сделать три главных вывода: 1) женщины при выборе добрачного партнёра в большей степени рассчитывают на долгосрочные отношения и видят своего идеального партнёра успешным, имеющим своё мнение, целеустремленным, самостоятельным, а также добрым, внимательным и заботливым. Однако в реальности они строят свои отношения с мужчиной, который зависит от них или от которого, так или иначе, зависят они сами (что вряд ли является позитивной предпосылкой благополучного брака и счастливой семьи); 2) мужчины при выборе добрачного партнёра делают акцент на привлекательной внешности, хозяйственности и отсутствии вредных привычек у женщины, при этом (если брать во внимание все полученные нами данные) они ищут себе, скорее, партнёршу для краткосрочных сексуальных отношений, приятного времяпрепровождения, заполнения смысловых и функциональных пустот, чем женщину для брака как пожизненного занятия. Возможно, именно из-за этого в реальном общении с добрачным партнёром они испытывают дефицит духовной и физической близости; 3) выявлено, что чем выше возраст испытуемых, тем больше у них внутриличностных конфликтов, связанных с разницей между тем, какие они сейчас, и тем, какими они хотели бы быть. Однако не обнаружено взаимосвязи возраста с образом партнёра по добрачным отношениям.

Список литературы

1. Анташко Ю.А. Представления об идеальном романтическом партнёре у современной молодёжи Москвы //Вестник МГОУ. 2012. - №1. - С.23-26.

3.     Богатырева О.В., Мусихина А.Л., Панфилов П.В. Образ желаемого партнёра и отношений в представлении эмоционального зависимых девушек //Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. - 2010. - № 1. - С. 32-42.

4.     Гаврилова Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера - основа для развития гармоничных отношений в браке // Актуальные вопросы современной психологии: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 17-22.

5.     Коростелева Т.А. Проблематика изучения образа партнера в добрачных отношениях юношей и девушек //Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 266-270.

6.     Рыбакова Н.А., Котельникова Н.И. Психосоциальная работа с женщинами в условиях группового взаимодействия. - Псков: ПГПИ, 2003.- 176 с.

7.     Цветкова Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания: Автореферат дис. …д-ра психол. наук. - М., 2009. - 52 с.

8.     Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Берестнева О.Г. Гендерные различия в образе идеального брачного партнёра у современной студенческой молодёжи // Вестник ИжГТУ. - 2015. - № 1 (65). - С. 151-154.