Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, в совокупности, образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др.).

К. Изард предложил классификацию, в соответствии с которой выделяются производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальные, это такие эмоции как: презрение, гнев, интерес-волнение, удивление, радость, страх, горе-страдание, вина, стыд, отвращение. Все остальные, это производные. Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние, возникает из соединения и сочетания таких фундаментальных эмоций, как: гнева, страха, вины, интереса-возбуждения [6].

Ч. Спилбергер отмечал, что несмотря на смысловое различие, категорию «тревога» многие исследователи употребляют в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, в понятийном отношении совершенно разные. Это относится к тревоге, как свойстве личности и как психическом состоянии.

В первом случае тревожность, как  свойство личности, как черта характеризуется  относительно сформированной предрасположенностью человека к восприятию угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях и реагированию на них ростом состояния тревоги [2].

Во втором случае данная категория употребляется для объяснения неприятных эмоциональных состояний, которые проявляются в виде субъективных ощущений напряжения, ожидания развития событий по неблагоприятному пути. Данное состояние возникает в ситуации угрозы, неопределенности или опасности (ожидание агрессивной реакции или негативной оценки; угрозы своему престижу, самоуважению или восприятие негативного отношения к себе) и чаще вызвано неосознаваемостью источника опасности.

Наличие многогранности и семантической неопределенности категории «тревога» связана с тем, что в психологических исследованиях она используется в различных значениях. В.М. Астапов, определяя данную категорию отмечает, что это и временное психическое состояние, и некая промежуточная переменная, и свойство личности, и фрустрация социальных потребностей, которая возникает под воздействием факторов, стрессового характера [1].

Как же интерпретируется данный термин отечественными учеными. А.М. Прихожан тревожность рассматривает как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и возможной угрозы опасности.

С.Л. Рубинштейн определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [9].

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано определение тревожности, как склонности индивида переживать тревогу, которая характеризуется низкими показателями порога проявления реакции тревоги: основном параметре индивидуальных различий. Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности. Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим при ситуациях неопределенности и опасности и выражающееся в неблагоприятном предчувствии развития событий. Страх от тревоги отличается реакцией на реальную угрозу, тогда как тревожность является генерализованным, диффузным или беспредметным страхом. Тревожность у человека обычно связана с ожидаемыми неудачами социального взаимодействия, которые обусловлены неосознаваемыми источниками опасности. Тревожность для субъекта не только является побудительным мотивом, предупреждающим его о предстоящей опасности, но и побуждает его к активному изучению окружающей действительности, с установкой определения этого угрожающего предмета. Она проявляется в состояниях: неуверенности в себе; беспомощности; преувеличении угрожающего характера и могущества этого предмета. Тревога, на поведенческом уровне, проявляется в дезорганизационных нарушениях направленности и продуктивности деятельности человека. Развивающиеся неврозы, механизмом которых является тревога, формируются в результате тех противоречий, которые имеются в строении человеческой психики (недостаточного нравственного обоснования мотивов, завышенных притязаний и т.п.), все это может способствовать возникновению неадекватного убеждения о наличии угрозы для человека со стороны других людей, собственных действий, тела и т.д. [10]

Р.М. Грановская рассматривает тревогу как важнейшее проявление эмоций. По ее мнению тревожность рассматривается как реакция на ситуацию характеризующуюся неопределенностью и несущую в себе потенциальную угрозу и опасность. По существу, тревога во многом напоминает чувство голода. Человек может быть храбрым и активным перед большой опасностью, но чувствовать себя совершенно беззащитным в состоянии тревоги. Тревога и страх это реакция возникающая на опасность, но страх связан с непосредственной очевидной и объективной опасностью, тогда как при тревоге она скрыта и носит субъективный характер. Исходя из этого, реакция страха, в большей или меньшей степени, соответствует уровню опасности, тогда как при тревоге эта реакция несоизмерима, поскольку содержит и воображаемые угрозы [11].

Тревога и тревожность в психологической науке часто рассматриваются в аспекте стресса. В современной науке этот термин используется для обозначения следующих понятий:

1.     сильно неблагоприятного, отрицательно влияющего воздействия на организм человека;

2.     сильной неблагоприятной для организма физиологической и психологической реакции на действие стресса;

3.     сильной как благоприятной, так и неблагоприятной для организма разнообразной реакции;

4.     неспецифические элементы (черты) психологических и физиологических реакций организма, которые возникают от воздействия чрезмерных для него влияний и вызывают интенсивную адаптивную активность.

5.     неспецифические элементы (черты) психологических и физиологических реакций организма, которые возникают при любых реакциях организма [5].

Г. Селье, впервые выдвинувший концепцию стресса, реакцию тревоги выделял как первую фазу развития стресса. Она мобилизует все ресурсы организма, и прежде всего биохимические и физиологические, которые способствуют включению защитной реакции, получившей название «реакция борьбы и бегства». Учитывая, что далеко не каждый человек может успешно преодолевать даже первую фазу стресса, тревожность и тревога может наблюдаться в большинстве случаев психологических синдромов: позитивном (продуктивном) психопатологическом, включая астеническом (состояние раздражительности, повышенной утомляемости и неустойчивого настроения); дереализационном (изменение самосознания, которое сопровождается чувством изменчивости обстановки, явлений природы, неодушевленных и одушевленных предметов); депрессивном (снижение двигательной и психической активности, настроение подавленности); рассеянности (сложное состояние, сопровождающееся непониманием своего состояния и (или) ситуации, которые воспринимаются как необычные, с новым неясным смыслом); деперсонализационном (связанное с расстройством самосознания, которое проявляется в ощущении измененности всех или некоторых психических процессов (восприятия, воображения, представления, памяти, мышления, чувств и т.д.); параноидном (связанный с бредом преследования); двигательных расстройств (состояние обездвиженности, возбуждения или чередования); помрачения (связанные с расстройствами) сознания (для «помрачения сознания» нет клинического определения данного термина) и т.д., также некоторые другие дефицитарные (негативные) психопатологические синдромы.

Естественной и обязательной особенностью адекватной деятельности человека является наличие у него определенного уровня тревожности. Каждый человек имеет свой желательный или оптимальный уровень тревожности или она получила название полезной тревожности. Когда человек в этом отношении оценивает свое состояние, он включает компонент самовоспитания и самоконтроля. При этом следует заметить, что  когда уровень тревожности повышен, это свидетельствует о проявлении субъективного неблагополучия личности [12].

В различных ситуациях тревожность проявляется по-разному. При одних обстоятельствах люди ведут себя тревожно везде и всегда, при других проявляют свою тревожность периодично, исходя из складывающейся обстановки.

Ситуативно-устойчивую тревожность называют, как правило, личностной и связывают ее с соответствующей личностной чертой, присутствующей у человека («личностной тревожностью»). Это относится к устойчивой индивидуальной личностной характеристике субъекта, которая отражает его предрасположенность к тревоге и наличие у него особенностей, проявляющихся в восприятии достаточно широкого «веера» различных ситуаций, как угрожающих с последующей определенной реакцией на это воздействие. Активизация личностной тревожности, как предрасположенности, происходит при возникновении определенных стимулов, которые расцениваются человеком как опасные и несут угрозу его самооценке, самоуважению и престижу.

Ситуативно-изменчивую тревожность называют ситуативной, а особенности личности проявляющей подобную тревожность называют как «ситуативная тревожность». Подобное состояние протекает на фоне субъективно-переживаемых эмоций: беспокойства, напряжения, нервозности, озадаченности. Данное состояние является эмоциональной реакцией на ситуацию стресса и может протекать с различной степенью динамичности и интенсивности во времени [14].

Проведенный анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что тревожность может выступать как отдельным фактором, так и проявлением других факторов, например, эмоциональной неустойчивости или депрессии.

Если тревожность рассматривать в характерологическом плане, то ее проявления можно представить в виде следующей схемы:

1.     Тревожность - как положительная черта характера: а  адекватность раздражителям;

б  самоконтроль;

в  «культурные» формы реакции;

г     отсутствие «вязкости», легкое изживание тревожности.

2.     Тревожность - как отрицательная черта характера: а  неадекватность раздражителям;

б  ослабление самоконтроля;

в резкие, аффективные формы реакции; г «вязкость» [4].

При рассмотрении тревожности необходимо учитывать широту круга объектов, вызывающих это состояние. Одни люди беспокоятся, тревожатся по самым разнообразным случаям, эти люди как бы всегда «настроены» на такое состояние, а другие люди его переживают только в отношении определенных объектов или в определенных ситуациях.

Таким образом, тревожность это психическое состояние которое может быть вызвано вероятными или возможными неприятностями, внезапностью, сменой привычной обстановки и деятельности, задержкой желательного и приятного и которое выражается в переживаниях имеющих специфический характер (волнениях, опасениях, нарушениях покоя и др.) и реакциях [3],

По мнению В.М. Астапов, используя функциональный подход к изучению проблемы тревоги, это состояние можно определить, как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления [7].

Чувства и мысли, собственные потребности, сложившаяся ситуация, своеобразия личностной тревожности определяют возникающую ситуацию и ее когнитивную оценку человеком. Данная оценка приводит к определенным эмоциям (автономная нервная система активируется и усиливается ситуационная тревожность вместе с ожидаемыми возможными неудачами). Через механизмы обратной связи информация об этом поступают в кору головного мозга, воздействуя на потребности, чувства и мысли человека [13].

Под воздействием той же когнитивной оценки ситуации, автоматически и одновременно, вызывается реакция на угрожающие организму стимулы, что способствует появлению конкретных ответных реакций и контрмер, понижающих возникающую стимульную тревожность. Все это непосредственно оказывает влияние на выполняемую деятельность. Деятельность непосредственно зависит от состояния тревожности, которую не получилось компенсировать ответными реакциями и контрмерами, в том числе адекватной когнитивной оценкой ситуации [8].

Можно заключить, что человеческая деятельность, в ситуации порождающей тревожность, определяется силой ситуационной тревожности, эффективностью контрмер, снижающих ее, а также точностью когнитивной оценки ситуации.

 

Список литературы

1.     Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 160 с.

2.     Беляев В.П. Тревоги прожитого дня. - М.: Граница, 2011. - 488 с.

3.     Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. - С. 75-82.

4.     Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. - 80 с.

5.     Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. - 288 с.

6.     Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.

7.     Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М.: Речь, 2006. - 198 с.

8.     Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. - СПб.: ДЕАН, 2004. - 224 с.

9.     Пригожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

10. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд., испр. и доп. - Минск: изд. Харвест, 1997. - 800 с.

11. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

12. Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. - 628 с.

13. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. - 80 с.

14. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.