Новости
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
01.01.2021
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ)

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
08 июня 2015г.

Процессы глобализации экономики, формирования информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, знаниевая парадигма образования должна быть пересмотрена с позиций компетентностного подхода.

Происходящие в конце ХХ и начале ХIX вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования [3].

Эти накапливающиеся изменения означают процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.Н. Байденко, Н.А. Зимняя, А.Н. Новиков и др.)

Система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это культура – культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголит истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует).

Все эти характеристики культуры порождают специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает то, что в ВУЗе звучит только один голос – голос педагогов. Он представитель знания. Если это утилитаристская культура, то ВУЗ всегда готовит для чего-то.

Основу новой структуры ценности составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определяющему кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – это, прежде, всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированном на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной компетентности преподавателя, которая отмечается практически всеми исследователями. П.Ф. Каптерев внес большой вклад в разработку компетентностного подхода к профессиональной переподготовке учителей. Он подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания учителем/педагогов своего предмета, степень владения методологией науки и общими дидактическими и методическими принципами, способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии) и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и т.п.) [2].

А.К. Макарова при изучении профессиональной компетентности педагога сгруппировала умения, обеспечивающие эффективность преподавания, личностные свойства педагога и сделала вывод, что профессиональная компетентность педагога – это такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, в котором достигается высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся [4].

Образовательные учреждения преобразуются стремительно, стало быть система повышения квалификации работников образования – основополагающая составляющая образовательной деятельности, влияющая на процессы экономического и социального развития региона. Наличие эффективной динамично меняющейся системы переподготовки кадров является важным фактором придания региональной системе образования современного имиджа, сочетающего в себе лучшие российские и мировые достижения с региональным своеобразием. На наш взгляд, процесс повышения квалификации преподавателей должен стать непрерывным продолжением образовательной деятельности, развивающим личность.

Готовность к педагогической деятельности современного учителя выражается не только в самой его образованности, но и в развитом на основе полученного образования таланте понимать людей, вступать с ними в диалог, который раскрывает стремления и ученика и учителя к совершенствованию. В действующей системе переподготовки и повышения квалификации работников образования хотелось бы, чтобы присутствовали такие формы профессионального становления педагога как написание научных статей, эссе, докладов, участие в конференциях, написание кандидатских и докторских диссертаций. Эти формы используются в Институте дополнительного образования (ИДО) Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул).

Важнейшей целью реформирования системы повышения квалификации является: создание условий, обеспечивающих инициирование инновационных процессов в образовательной среде на основе глубокой интеграции научно-педагогических знаний и учебно-практической деятельности; отражение интересов субъектов системы образования и различных социально-экономических сфер жизнедеятельности региона, государственно- управляющих организаций и профессиональных объединений; формирование нового мышления в профессиональной педагогической деятельности[1].

Обозначение цели предполагает решение задач в ИДО АлтГПУ г.Барнаула при обязательной реализации основных положений «Концепции модернизации системы российского образования», региональной программы развития образования:

¾    кадровое обеспечение региональной системы непрерывного образования;

¾    разработка и освоение для нужд региона новых образовательных технологий, основанных на межсферном сотрудничестве;

¾    активное включение преподавателей различных образовательных учреждений на всех уровнях в научно-педагогическую деятельность;

¾    повышение качества образования и эффективности социально-экономических преобразований в регионе за счет активной деятельности специалистов, повысивших свою квалификацию;

¾    проведение эффективной финансовой и нормативно-правовой политики, стимулирующей инвесторов к финансированию программ повышения квалификации;

¾    подготовка профессиональных лидеров в различных направлениях образовательной деятельности;

¾    использование системы повышения квалификации для инициирования процессов создания общественных профессиональных союзов и общественных движений.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников должны базироваться на различных формах университетского образования, предполагающем углубленность фундаментальной, общей и специальной подготовки преподавателей, приобретение ими навыков и внутренней потребности к исследовательской работе, требующей высокой эрудиции и масштабности мышления.

Через систему повышения квалификации региона могут быть донесены до зарубежных партнеров лучшие образцы российского опыта.

Имеется достаточно предпосылок для активного вхождения в международный рынок образовательных услуг при подготовке и переподготовке педагогических кадров. Этому может способствовать развитие дистанционного образования,  открывающего новые перспективы  развития личности и образовательных сообществ.

В основе повышения квалификации должна быть высокотехнологичная образовательная среда, способная интегрировать глобальные процессы в образовании и смежных областях деятельности, обеспечивающая зрелость, высокое профессиональное мастерство педагогической деятельности, при которой может быть обеспечено овладение обучающимися опытом самопознания, самореализации, интеллектуальной и практической деятельности в различных образовательных областях.

На наш взгляд, организуемая подобным образом система повышения квалификации существенно изменит критерии оценки ее активности, позволит рассматривать то качество педагогического труда, которое может быть представлено в его лучших образцах. И именно этот уровень должен быть ориентиром для системы образования региона.

 

Список литературы

1.      Гаргай, В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы / В.Г. Гаргай. – Педагогика, 2003. № 2.

2.      Каптеров, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Капетров. – М., 1982.

3.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М: Изд-во ВШЭ, 2002. – с. 263-282.

4.      Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова – М., 1993.