Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ И БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Внутренний мир личности издавна привлекает внимание многих ученых. Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе сопряженная с их оценкой, называемая термином Я- концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.

    По определению позитивная Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В своем исследовании мы опираемся на это определение.[4]

   В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 40 человек, 30 человек в контрольной группе и 10 человек в опытно-экспериментальной. Из них 10 учащихся 10 класса, 10 учащихся 11 класса ОСШ №47 города Енисейска и 10 студентов первого курса, 10 студентов второго курса отделения технологии КГПУ им.В.П. Астафьева.

   Исследование проводилось по тестам: «Как у тебя с самооценкой? » (15 вопросов); М.Рокича «Ценностные ориентации».

   Также мы исходим из понимания, что позитивная Я-концепция  будущего бакалавра педагогического образования является необходимым условием становления педагогической позиции. Проблему нашего исследования составляет поиск путей формирования позитивной Я-концепции по ее составляющим: нравственные ценности и самооценка.

   Нужно было определить, какие студенты войдут в опытно-экспериментальную группу. После проведения первого занятия, на котором было проведено несколько упражнений на знакомство и проведен тест «Как у тебя с самооценкой?», были определены студенты, которые войдут в опытно-экспериментальную группу. В ней оказались студенты, которые добровольно желали посещать занятия, это является немаловажным фактором, т.к. принуждение посещения данных занятий может не только не дать положительных результатов, но и произвести обратный эффект.

   Было интересно отметить, что из 40 человек всего 10 добровольно согласились посещать занятия. К сожалению, это составляет ¼ от общего количества испытуемых. Это говорит о том, что учащиеся и студент ы не готовы к формированию позитивной Я-концепции.

   Тест «Как у тебя с самооценкой?» позволил определить уровень самооценки учащихся и студентов. После анализа результатов выяснилось, что 3 человека из опытно-экспериментальной группы имеют адекватную самооценку, 4 человека – среднюю самооценку и 3 человека – низкую самооценку (Рисунок 1. Диаграмма 1). Таким образом, состав опытно-экспериментальной группы имеет разный уровень самооценки
.
Рис.1. Уровень самооценки

 

 

После этого результаты методики Рокича были проанализированы для контрольной и опытно- экспериментальной групп. В Контрольную группу вошли 10 учащихся 10 класса, 10 учащихся 11 класса и 10 студентов второго курса. В опытно-экспериментальную группу вошло 10 студентов 1 курса.

После проведения входного, первоначального опроса в контрольной группе выделяется три терминальные ценности с рейтингом, опережающим остальные (Рисунок 2. Диаграмма 2).




Рис.2. Терминальные ценности, встречающиеся на первых трех позициях до исследования (контрольная группа)

 

В опытно-экспериментальной группе, которая представляла для нас больший интерес, чаще всего встречались пять терминальных ценностей (Рисунок 3. Диаграмма 3):


Рис.3. Терминальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях до исследования (опытно- экспериментальная группа)

 

Из инструментальных ценностей в контрольной группе были выделены (Рисунок 4. Диаграмма 4):


Рис.4. Инструментальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях до исследования (контрольная группа)

 

Студенты из опытно-экспериментальной группы выделили (Рисунок 5, Диаграмма 5):


Рис.5. Инструментальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях до исследования (опытно- экспериментальная группа)

 

Анализ полученных результатов показал: большинство учеников 10 и 11 классов жизнерадостны, активны, способны проявлять любовь к другим людям и успешны, что свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке себя. Помимо того, вызывает тревогу тот факт, что небольшое количество участников исследования имеют заниженную самооценку. Такие ученики часто недооценивают себя, испытывают неуверенность в себе. Завышенная самооценка у школьников как в 10, так и в 11 классах не выявлена. Анализ результатов тестирования, показывает, что практически все ученики имеют адекватную самооценку. У учеников 10 и 11 классов среди терминальных и инструментальных ценностей преобладают здоровье и жизнерадостность. На последующих местах образованность, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости, показатели меры социальности.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ориентаций членов группы обеспечивает её сплоченность, что мы и наблюдаем по результатам исследования.

Результат, полученный среди студентов, показал, что большинство студентов имеют такие же показатели, как и ученики школы. Студенты жизнерадостны, имеют жизненные силы, считают, что жизнь имеет смысл, они дорожат своим достоинством. У студентов преобладают такие ценности, как любовь, здоровье, уверенность в себе, воспитанность и образованность. Данные результаты свидетельствует о психологической зрелости студентов. Но и среди студентов небольшое количество  участников исследования имеют заниженную самооценку.

На основе полученных данных и их анализа были разработаны игровые интерактивные приемы с использованием метафорических ассоциативных карт для формирования личностного аспекта позитивной Я- концепции у будущих бакалавров педагогического образования.

После окончания проведения игры-диалога методика определения ценностных ориентаций Рокича была проведена повторно, аналогичным образом. Анализ показал, что заметных изменений в контрольной группе не произошло (Рисунок 6,7. Диаграммы 6,7):


Рис.6. Терминальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях после исследования (контрольная группа)


Рис.7. Инструментальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях после исследования (контрольная группа)

Различия в картине ценностей в контрольной группе по сравнению с начальным тестированием объясняются, во-первых, естественными изменениями в структуре личности с течением времени, во-вторых, с тем, что классным руководителем в школе и преподавателями в университете ведется определенная воспитательная деятельность.

В опытно-экспериментальной группе произошли некоторые изменения (Рисунок 8,9, Диаграммы 8,9):


Рис.8. Терминальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях после исследования (опытно- экспериментальная группа)


Рис.9. Инструментальные ценности, встречающиеся на первых пяти позициях после исследования (опытно-экспериментальная группа)

 

После исследования студентов среди терминальных ценностей выделили активную деятельную жизнь, счастье других. В системе инструментальных был отмечен выбор самоконтроля и широты взглядов.

Изначально предполагалась, что в результате опытно-экспериментальной работе у учащихся сменится акцент в сторону таких ценностей, как: воспитанность, ответственность, терпимость. Однако необходимо отметить, что активная деятельная жизнь, выбранная как та ценность, которой студенты руководствуются в жизни на данный момент, является базой для реализации человеком других нравственных ценностей в своей жизни. А тот факт, что они выделили счастье других, позволяет утверждать, что были сформированы такие ценности, как доброжелательность, не причинение зла другим людям, справедливость.

Результат проведенного исследования показал, что при поступлении в высшее учебное заведение и смене рабочей обстановки результаты тестирования улучшились. По полученным данным был выявлен тот факт, что показателей с адекватной самооценкой стало больше и ценностные ориентации имеют небольшие изменения. В студенческом возрасте происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “Я”. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “Я” - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности потому, что она позволяет делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях, это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что формирование адекватной самооценки должно быть начато в школьные годы для того, чтобы к старшим классам результаты тестирований были лучше, то есть у всех школьников была адекватная самооценка, сформированная с детства родителями и учителем. Формирование позитивной я концепции должно происходить так же в школьные годы, а в студенческие годы должна происходить её коррекция (при необходимости), чтобы к выпускному курсу все студенты имели адекватную самооценку и позитивную Я-концепцию. Наличие адекватной самооценки и позитивной Я- концепции выступает необходимым условием реализации учителем таких педагогических функций, как педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическое обеспечение личностного роста учащегося.

 

Список литературы

1.      Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

2.      Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. — М.: ВАКО, 2006. — 128 с. — С. 99-100.

3.      Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании[Текст] / Е.И.Рогов—М.:Педагогика, 1995.

4.      Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

5.      Тисленко О.С. Самооценка – URL: http://www.b17.ru/article/2151/ Дата обращения (05.05.2011).

6.      Фадеев Е. Самооценка, и как её сформировать. – URL: http://belaya- yurta.com/index.php?option=com_content&view=article&id=567&catid=49&Itemid=485 Дата обращения (07.11.2011).

7.      Феннел М. Как повысить самооценку. –М.:АСТ,2005.