13 февраля 2016г.
В переломные периоды политических, экономических, социальных и культурных преобразований, переживаемых обществом, с особой остротой ощущается необходимость усиления воспитательной функции образовательных учреждений. Данная функция направлена на подготовку молодого поколения, способного отвечать как на внутри государственные, так и внешне политические вызовы жизни.
Решение названной проблемы лежит в умении государства обеспечить образовательно – воспитательную систему талантливыми и творческими кадрами. В сложнейших экономических и социальных условиях второй четверти ХХ в. отечественная воспитательная система пополнилась такими величайшими гуманистами, энтузиастами как В.Н. Сорока-Росинский. Педагогическая деятельность В.Н. Сороки-Росинского протекала в сложных условиях развития всех сфер жизни России, но одновременно наметившихся положительных тенденций в образовательной системе. К таким тенденциям следует отнести:
- утверждающееся отношение к образованию как фактору целостного развития личности;
- работу по замене словесной школы на трудовую, осуществляющую развитие творческих способностей и инициативности у обучаемых;
- осознание необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, честности, эстетический культуры.
Названные тенденции нелегко прокладывали путь в условиях неоднозначности взглядов общественности на сущность педагогической науки и практики. Во второй четверти ХХ в. выделялись резко противоположные направления во взглядах на воспитание:
1. Социально-рационалистическое ( А.В. Луначарский и др.).
2. Социально-реформаторское (Н.К. Крупская и др.).
3. Космическая педагогика (К.Э. Циолковский и др.).
4. Антрополого-гуманистическое (В. Н. Сорока-Росинский).[1]
С одной стороны, многозначность точек зрения на проблемы воспитания и обучения позволяли в ходе полемики находить новые интересные подходы к подготовке подрастающего поколения к самостоятельной творческой деятельности, а с другой – отвлекали педагогическую общественность от скорейшего внедрения в практику образовательно – воспитательной системы формулируемые новаторские идеи обучения и воспитания, тормозя тем самым поступательное движение образовательно – воспитательной практики. В этих условиях определенная часть педагогов, не дожидаясь решения проблем воспитания подрастающего поколения на государственном уровне, самостоятельно привносила собственные новаторские идеи в практику.
Будучи последователем идей педагогической антропологии К.Д. Ушинского и П.Ф. Лесгафта, В.Н. Сорока- Росинский создал систему воспитания, основанную на принципе целостного развития воспитанника. Отстаивая идеи гуманистической педагогики, он видел единственный путь в воспитании творческой личности – ее всестороннее развитие и считал, что задача педагога не только в том, чтобы воспитывать в детях добродушие, гуманность, отзывчивость и трудолюбие, но и развивать в них потребность в творчестве, потребность в созидательной деятельности. Реализация идей целостного развития личности осуществлялась В.Н. Сорокой – Росинским на практике в школе для трудновоспитуемых имени Достоевского. Эта была школа-коммуна, созданная в годы Советской власти с целью борьбы с беспризорничеством. Сюда определяли детей с улицы, занимавшихся воровством и разбоем. При создании таких школ - коммун государство придерживалось принципа: «сытость в обмен на свободу».
Знания, с которыми дети приходили в школу, носили «уличный характер»: они могли рассказать многое о жизни на улице, и педагоги видели назначение ШКИДы не только в том, чтобы одеть, накормить детей, «отнять их у улицы», но и одновременно развивать способности и таланты воспитанников. Предпочтение в ШКИДе отдавалось гуманитарным наукам: русскому языку, русской и зарубежной литературе, истории.
Принцип целостности развития личности В.Н.Сорока – Росинский реализовывал при обучении и в воспитательном процессе. Подготовка воспитанников в школе осуществлялась по нескольким направлениям. Первое направление - всестороннее изучение детей. Задачей данного направления выступало изучение интеллектуальных возможностей, а также - наличие у воспитанников специальных (художественных, литературных) способностей. Второе направление - организация учебно-познавательной деятельности воспитанников. В.Н.Сорока – Росинский уделял большое внимание четкой организации этого вида деятельности. Он считал, что от умелой организации учебно – познавательной деятельности воспитанников зависит эффективность их целостного развития (интеллектуального, художественного, трудового) и потому систематически осуществлял поиск новых форм, методов и приемов обучения. В школе широко практиковалось дифференцированное обучение: каждый ученик обучался в соответствии с индивидуальными возможностям и подготовленностью. Различные по трудности задания, учитывающие возможности обучаемых, стимулировали их активность, так как ученик не испытывал чувства неловкости и собственной неуспешности при их выполнении, а вселяли уверенность в собственные силы надежду на достижение более высоких результатов в учении в скором времени. Реализация дифференцированной формы обучения способствовала целостному развитию ребенка, не подавляла его активность, а стимулировала ее.
Интерес к учебной деятельности воспитывался В.Н. Сорокой-Росинским организацией интегрированных уроков. На таких уроках осуществлялось совмещение познавательной деятельности с игровой и художественной, что значительно стимулировало у детей положительное отношение к учебе.
В обучающей деятельности В.Н.Сорока–Росинский широко использовал практические методы: подготовка сценок, инсценировок; создание географических карт, чертежей, схем; подготовка докладов. Непосредственное участие детей в реализации данных методов способствовало их целостному развитию.
Одновременно ученикам предлагалось выполнять самостоятельные виды познавательной деятельности - чтение учебной и художественной литературы. На занятиях ученики получали домашнее задание, которое выполнялось в специально отводимое для этого время - после вечернего чая. На уроке осуществлялась проверка понимания прочитанного. Более детальный и тщательный учет знаний осуществлялся несколько раз в году, к нему заранее и тщательно готовились.
Третье направление в работе школы–коммуны - организация жизнедеятельности воспитанников во внеурочное время. Задачей данного направления выступало формирование у воспитанников гражданских качеств, развитие у них творческих сил, воспитание в учениках культуры взаимоотношений с окружающими. В решении названных задач В.Н. Сорока-Росинский прибегал к многообразным методам и формам работы с воспитанниками. Так, в воспитании у учеников художественного вкуса, в развитии у них стремления к творчеству создавались творческие союзы, в рамках которых каждый имел право проявить себя как литератор: работник журнала или газеты. Выполнение учениками такого рода заданий воспитывало в них ответственность, дисциплинированность, развивало творчество и самостоятельность, прививало навыки взаимоуважительного отношения друг к другу.
Существенную воспитательную роль играла утвердившаяся в ШКИДе система поощрений и наказаний. Она была направлена на стимулирование активности и инициативности учеников в организации жизнедеятельности школы. В качестве наказания применялись лишения ученика прогулки и обеда. В качестве поощрения – занесение в Летопись школы за благовидные поступки и успехи в определенных видах деятельности.
В ШКИДе существовало самоуправление: выбирались старосты по классам, спальням, гардеробу и кухне. Каждый имел «должность», которая требовала ответственности, оперативности в решении возникающих проблем, требовательности к себе и уважения к окружающим.
Четвертое направление – повышение культурно–образовательного уровня и общего кругозора воспитанников. В содержание данного направления входило посещение выставок, участие в экскурсиях по городу. Названные формы работы не только расширяли кругозор учеников, но и воспитывал вкус, эстетические чувства и идеалы, понимание прекрасного.
Умелая организация перечисленных выше направлений деятельности ШКИДы способствовала тому, что дети в короткий срок начинали проявлять интерес к учебе, у них возрастала потребность к чтению, они проявляли активность в организации жизни школы. Все эти изменения, которые наблюдались в личности учеников, то есть обозначившаяся положительная динамика, - свидетельство их целостного развития.
Наряду с положительными явлениями, которые нельзя не увидеть в деятельности ШКИДы, школа испытывала серьезные трудности и при ее создании, и в процессе становления, и в периоды видимых достижений. Проблема, прежде всего, состояла в недостатке кадров. Зачастую в школу приходили устраиваться на работу люди, которые не имели педагогического образования. Их привлекала возможность оказаться на продовольствии школы. Вполне естественно, что воспитанники быстро распознавали таких учителей, отсутствие у них педагогических знаний, умений работать с детьми и тут же возникали проблемы общения воспитанников и так называемых педагогов.
Подобные учителя недолго задерживались в школе и как результат – текучесть кадров, что отрицательно сказывалось на деятельности школы. Но, однако, школа находила пути выхода из затруднительных ситуаций и, несмотря на трудности, ее деятельность по обучению и воспитанию молодежи протекала весьма успешно. Одним факторов успешности деятельности ШКИДы – умелая реализация педагогами принципа целостности в развитии воспитанников. Школа-коммуна не случайно называлась республикой. Это был островок отделенный от остального мира, все кто относился к школе, жили здесь совсем другой жизнью, не той что была за ее стенами.
В 20-е года прошлого столетия В. Н. Сорока - Росинский реализовал принцип целостного развития воспитанников, наследуя лучшие традиции дореволюционной педагогики, используя опыт современников и внедряя в практику воспитания собственные идеи. Его педагогическая деятельность была плодотворна, ценность ее и сегодня признают представители педагогической общественности и осознаю роль и значение принципа целостности в воспитании подрастающего поколения. Очень многое ему удавалось достичь в его работе, в развитие творческой, созидательной деятельности воспитанника, благодаря тому, что он вдел необходимость и возможность в воспитании реализовать принцип целостности.
Список литературы
1. Никольская, А.А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917г. [Текст] /А.А. Никольская// Педагогика.1994.-№2.-С. 88-94.
2. Плетенева, И.Ф. Профессиональная адаптация будущих учителей в высших учебных заведениях России в хiх В. [Текст] / И.Ф. Плетенева.- Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006.- 290 с.
3. Шадриков, В.Д. В.Н. Сорока-Росинский. Педагогические сочинения. [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.:Педагогика,1991.-239с.