02 июля 2017г.
На определенных этапах развития общества возрастает интерес к традициям народной культуры. Этот интерес связан с трансформацией традиционных ценностей, с «застоем» в социальной жизни, с потребностью в возрождении духовно-нравственных ценностей личности.
Начиная с 1990 года и, особенно, последние пятнадцать лет, в России наблюдается кардинальный пересмотр подходов к процессу воспитания. Реформа системы образования и воспитания нацелена на развитие нравственных качеств гражданина. В тоже время, в настоящее время наблюдается отсутствие целостной программы педагогической работы с личностью в различных сферах деятельности: учебной, трудовой, досуговой, коммуникативной. Мы наблюдаем противоречие между состоянием воспитательной деятельности в социуме с одной стороны, и потребностью общества и личности в оптимизации воспитательной работы, необходимость её развития и ориентации на базовые ценности - с другой стороны.
Отечественные педагоги, политологи и другие исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, как базового института социализации молодого поколения. В связи с этим возникает необходимость обращения к народным традициям, народным истокам культуры в деле воспитания нравственных качеств подрастающего поколения.
Одним из возможных народных истоков духовно-нравственного возрождения может быть культура и традиции казачества.
Рассмотрим факторы, которые обуславливают актуальность традиционной культуры казачества в
современных условиях, её востребованность и привлекательность.
Первый фактор – военный уклад жизни казаков, психология социального мышления и взаимодействия. Казак – отважный защитник своей Родины, своей земли, домашнего очага. Для культуры казачества свойственно глубокое почитание традиций предков, следование духовным заветам и высокая нравственность. Запросы современной жизни делают наследие культуры казачества актуальным и востребованным.
Второй фактор – свобода и достоинство в традиционной культуре казачества. О стремлении казаков к свободе написаны романы, сложены песни. Это характерологическая особенность культуры казачества. Личная свобода – это та ценность, которую казакам удалось сохранить на протяжении всей истории существования. Свобода в казачестве рассматривается как возможность самосозидания.[1, 2]Стремление к свободе и независимости отличает молодое поколение. Однако следует отличать свободу и независимость от вседозволенности и распущенности. В связи с чем изучение традиционной культуры казачества становится нравственным ориентиром для молодежи.
Третий фактор – личностные качества: преданность, отвага, трудолюбие. ответственность. С точки зрения социально-психологического типа, казак является притягательным образом для современной молодежи.[5, 6]Формирование трудолюбия и ответственности, как интегрального качества личности, опирается на культурно-исторические данные.
Четвертый фактор – стремление к лидерству, быть первым, лучшим в общей массе воинов. Такая поведенческая установка характерна для всей культуры казачества.
Пятый фактор – искренний патриотизм. Преданность своему отечеству, высокая духовность казачества, способность к возрождению находят отклик в среде потомков казаков юга России. На сегодняшний день обращение к патриотизму имеет не только воспитательное, но и государственное значение.
Обращение к культуре казачества, возрождение общественных организаций призвано решать следующие задачи:
патриотическое воспитание учащейся молодежи;
духовное возрождение, развитие нравственных качеств у учащейся молодежи;
развитие интереса у учащейся молодежи к истории и культуре казачества, как части своей малой Родины.
Образовательные организации, как социальные институты, обладают комплексом условий в реализации потенциала культуры казачества, поскольку обладают рядом преимуществ: наличие квалифицированных педагогических кадров, владение новыми методиками и технология педагогического воздействия, налаженное социальное партнерство с общественными и иными организациями, тесная связь с семьями учащихся.[7]Особенностью Ставропольского края является полиэтничность. В связи с чем культура казачества является неотъемлемой частью поликультурного пространства Ставрополья.
Важной задачей воспитания учащихся является формирование духовных и поведенческих императивов казачьей культуры. Необходимо вовлекать молодежь в деятельность общественных центров казачьей культуры, работа которых направлена на развитие культурных традиций, проведение фестивалей, смотров, праздников, спортивных соревнований. Развитие и популяризация творчества способствует воспитанию учащихся на традициях казачества, формированию нравственных ценностей и этических норм молодого поколения. Не стоит ставить цели «оказачивания» учащихся, необходимо познакомить с историей Ставропольского казачества, обычаями, культурой Терского казачества.
Воспитательный потенциал культуры казачества рассматривали С.Н. Лукаш, Р.А. Галустов, Т.М. Гулевич и др. Авторы отмечают актуальность обращения к педагогике казачества в современных условиях, поскольку казачество выступает «обобщенной идеей человека российской национальной культуры». Педагогика казачества – есть региональная стратегия личностно-ориентированного образования и социализации учащейся молодежи.
Список литературы
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 170-175.
2. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности // Журнал гуманитарных наук. 2016.№ 13. С. 3-8.
3. Рвачева О. В. Идея патриотизма в казачьем возрождении: специфика формулировки и презентации // Известия ВолгГТУ. 2015. №2 (155) С.105-108.
4. Рудиченко Т.С. Культурные традиции донского казачества в социальном дискурсе (конец XX начало XXI века) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2010. №2 С.3-8.
5. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1 (46). С. 267-271.
6. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-2. С. 141-145.
7. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков // Журнал гуманитарных наук. 2016. № 4 (16). С. 140-146.