Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

На определенных этапах развития общества возрастает интерес к традициям народной культуры. Этот интерес связан с трансформацией традиционных ценностей, с «застоем» в социальной жизни, с потребностью в возрождении духовно-нравственных ценностей личности.

Начиная с 1990 года и, особенно, последние пятнадцать лет, в России наблюдается кардинальный пересмотр подходов к процессу воспитания. Реформа системы образования  и воспитания нацелена на развитие нравственных качеств гражданина. В тоже время, в настоящее время наблюдается отсутствие целостной программы педагогической работы с личностью в различных сферах деятельности: учебной, трудовой, досуговой, коммуникативной. Мы наблюдаем противоречие между состоянием воспитательной деятельности в социуме с одной стороны, и потребностью общества и личности в оптимизации воспитательной работы, необходимость её развития и ориентации на базовые ценности - с другой стороны.

Отечественные педагоги, политологи и другие исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, как базового института социализации молодого поколения. В связи с этим возникает необходимость обращения к народным традициям, народным истокам культуры в деле воспитания нравственных качеств подрастающего поколения.

Одним из возможных народных истоков духовно-нравственного возрождения может быть культура и традиции казачества.

Рассмотрим факторы, которые обуславливают актуальность традиционной культуры казачества в

современных условиях, её востребованность и привлекательность.

Первый фактор – военный уклад жизни казаков, психология социального мышления и взаимодействия. Казак – отважный защитник своей Родины, своей земли, домашнего очага. Для культуры казачества свойственно глубокое почитание традиций предков, следование духовным заветам и высокая нравственность. Запросы современной жизни делают наследие культуры казачества актуальным и востребованным.

Второй фактор – свобода и достоинство в традиционной культуре казачества. О стремлении казаков к свободе написаны романы, сложены песни. Это характерологическая особенность культуры казачества. Личная свобода – это та ценность, которую казакам удалось сохранить на протяжении всей истории существования. Свобода в казачестве рассматривается как возможность самосозидания.[1, 2]Стремление к свободе и независимости отличает молодое поколение. Однако следует отличать свободу и независимость от вседозволенности и распущенности. В связи с чем изучение традиционной культуры казачества становится нравственным ориентиром для молодежи.

Третий фактор – личностные качества: преданность, отвага, трудолюбие. ответственность. С точки зрения социально-психологического типа, казак является притягательным образом для современной молодежи.[5, 6]Формирование трудолюбия и ответственности, как интегрального качества личности, опирается на культурно-исторические данные.

Четвертый фактор – стремление к лидерству, быть первым, лучшим в общей массе воинов. Такая поведенческая установка характерна для всей культуры казачества.

Пятый фактор – искренний патриотизм. Преданность своему отечеству, высокая духовность казачества, способность к возрождению находят отклик в среде потомков казаков юга России. На сегодняшний день обращение к патриотизму имеет не только воспитательное, но и государственное значение.

Обращение к культуре казачества, возрождение общественных организаций призвано решать следующие задачи:

патриотическое воспитание учащейся молодежи;

духовное возрождение, развитие нравственных качеств у учащейся молодежи;

развитие интереса у учащейся молодежи к истории и культуре казачества, как части своей малой Родины.

Образовательные организации, как социальные институты, обладают комплексом условий в реализации потенциала культуры казачества, поскольку обладают рядом преимуществ: наличие квалифицированных педагогических кадров, владение новыми методиками и технология педагогического воздействия, налаженное социальное партнерство с общественными и иными организациями, тесная связь с семьями учащихся.[7]Особенностью Ставропольского края является полиэтничность. В связи с чем культура казачества является неотъемлемой частью поликультурного пространства Ставрополья.

Важной задачей воспитания учащихся является формирование духовных и поведенческих императивов казачьей культуры. Необходимо вовлекать молодежь в деятельность общественных центров казачьей культуры, работа которых направлена на развитие культурных традиций, проведение фестивалей, смотров, праздников, спортивных соревнований. Развитие и популяризация творчества способствует воспитанию учащихся на традициях казачества, формированию нравственных ценностей и этических норм молодого поколения. Не стоит ставить цели «оказачивания» учащихся, необходимо познакомить с историей Ставропольского казачества, обычаями, культурой Терского казачества.

Воспитательный потенциал культуры казачества рассматривали С.Н. Лукаш, Р.А. Галустов, Т.М. Гулевич и др. Авторы отмечают актуальность обращения к педагогике казачества в современных условиях, поскольку казачество выступает «обобщенной идеей человека российской национальной культуры». Педагогика казачества – есть региональная стратегия личностно-ориентированного образования и социализации учащейся молодежи.

Список литературы

 

1.          Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 170-175.

2.          Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности // Журнал гуманитарных наук. 2016.№ 13. С. 3-8.

3.          Рвачева О. В. Идея патриотизма в казачьем возрождении: специфика формулировки и презентации // Известия ВолгГТУ. 2015. №2 (155) С.105-108.

4.          Рудиченко Т.С. Культурные традиции донского казачества в социальном дискурсе (конец XX начало XXI века) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2010. №2 С.3-8.

5.          Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1 (46). С. 267-271.

6.          Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-2. С. 141-145.

7.          Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков // Журнал гуманитарных наук. 2016. № 4 (16). С. 140-146.