Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

    Каждый период развития общества имеет свои отличительные особенности, которые касаются всех общественных сфер и несут в себе определенные черты нового. Существенные изменения претерпевает, в наши дни, система подготовки учителя. Одним из приоритетных подходов, составляющих основу концепции процесса подготовки будущих педагогов XXI века является личностно-ориентированный. Целью данного подхода является создание условий для максимального развития личности и ее индивидуальных характеристик, а результатом его выступает продуктивная, активная профессиональная деятельность, свободная, способная к самоанализу и самооценке личность.

    Как показывает анализ проведенных нами исследований, нынешние учителя школ не обладают достаточно развитым творческим потенциалом и, соответственно, не могут организовать процесс обучения таким образом, чтобы донести до школьников субъективную значимость учебного материала, опираясь на личностный смысл каждого учащегося, его систему ценностей, эмоциональную сферу и, как результат, не возможность осуществления выбора в обучении. Учитель, который сам не обладает потенциалом творческой профессионально-направленной деятельности, соответственно, не может создать условия для развития у его учащихся желания активно и осознанно познавать содержание обучения, стремиться к созданию нового. В связи с этим, объективно выделяется необходимость в учёте личностной составляющей при формировании личности, способной к продуктивному совершенствованию всех сфер общественной жизни, а проблема профессиональной подготовки такого личностно-квалицированного специалиста выдвигается, в современных условиях, на первый план.

    Педагогическое творчество – это не легкий процесс и путь к овладению им имеет ряд отличительных особенностей, обладая которыми можно достичь желаемого результата.

    Возникает вопрос, каким образом в условиях современного вузовского учебного процесса научить будущих педагогов мыслить и действовать активно и творчески, быть всегда направленными на творческое саморазвитие в своей деятельности? Один из ответов, нам видится, в ином, подходе к организации форм, методов и содержания процесса обучения студентов. Совершенно ясно, что этот процесс - сложный, многогранный и, по меньшей мере, включает в себя развитие у студентов креативного мышления, педагогической направленности, профессиональной рефлексии, умения воздействовать на отдельную личность и целый коллектив, владение культурой педагогического общения, умения воздействовать словом, управлять своим организмом, психическим состоянием и речью. Такой подход позволяет опираться на учет личностных возможностей и жизненного опыта студентов, на исследовательскую практику; на активное и самоуправляемое обучение; ориентироваться на рефлексивность обучаемых, на интерактивность и кооперацию в учебном процессе; на получение обратной связи.

    В течение многих лет результатом организации процесса подготовки будущего учителя был педагог- специалист, обладающий набором знаний, умений и навыков в своей локальной, узконаправленной области: физике, математике, химии и т.д. Все ценности, идеалы и другие, личностно значимые характеристики формировались у него на основе деятельностной ориентации как будущего специалиста конкретного учебного предмета. Такой подход к подготовке учителя оставлял без внимания и тех на кого должна быть направлена эта деятельность - учащихся, и тех, кто должен ее осуществлять - учителя.

    Добиваться совершенствования в педагогическом мастерстве возможно лишь в том случае, если в центре внимания поставить не только деятельность будущего специалиста, но и его самого. Именно такой, с одной стороны, личностный, а с другой - деятельностный подход, ориентированный на развитие творческой индивидуальности и должен лежать в основе организации процесса подготовки будущего учителя к творческой деятельности.

    В таком случае, одной из важнейших задач теории и практики высшего педагогического образования является повышение требований не только к уровню профессионализма будущего учителя, но и возрастанию его личностной значимости. Сегодня, когда существует множество многоплановых школ и различных педагогических систем, школе требуется учитель способный к самостоятельной разработке и внедрению творческих проектов обновления образовательной системы. Современный учитель должен не только широко и глубоко знать свой предмет и владеть разнообразными методическими приемами, но и иметь основательную психолого-педагогическую подготовку, стремиться к творчеству. Таким образом, характер современной педагогической деятельности выдвигает перед будущим педагогом не типичные задачи и требует, соответственно, не стандартных решений, когда он самостоятельно должен искать, находить и претворять в жизнь ответы на поставленные проблемы. Это - своего рода, социальное условие, которое обуславливает необходимость изучения и решения данной проблемы.

   Существует еще и второе условие, которое обусловлено недостаточным уровнем подготовленности выпускников педагогических вузов. Они оказываются не подготовленными к работе в таких постоянно меняющихся условиях, когда сформированные у них в стенах вуза стереотипы уже не действуют в реальной школьной действительности, когда поставленные в ситуацию выбора они не могут справиться с такой творческой для них работой.

    В настоящее время педагогическая подготовка в вузе большей частью направлена на теоретическое осмысление сущности учебно-воспитательного процесса школы и само участие педагога в нем. И в значительно меньшей степени касается целого комплекса свойств личности будущего учителя, которые призваны обеспечить уровень развития творческого потенциала.

    В результате этого возрастает необходимость пересмотра процесса подготовки будущего педагога в вузе, с акцентом на развитие его личностных и профессиональных качеств. Педагогический вуз должен ориентироваться не на подготовку учителей-предметников, а на выпуск высоко интеллектуальных людей, гармонично сочетающих в себе педагогику, психологию и практические умения, понимающих личность ученика, умеющих управлять своим развитием и обладающих творческим педагогическим мышлением. Умение диалектически и творчески, нестандартно мыслить, управлять своим эмоциональным состоянием, оперативно применять имеющиеся знания и умения в различных педагогических ситуациях, создавать различные приемы с целью педагогического воздействия на личность ученика - все это составляет творческий потенциал современного учителя, столь необходимого как современной школе, так и школе будущего. Однако отсутствие в педагогических вузах такого целостного подхода затрудняет подготовку будущего учителя, готового к творческой деятельности.

     В науке существует множество различных подходов к пониманию основного назначения педагогики, но все они сходятся  непременно на  том, что педагогическая  деятельность  - это своего рода искусство, и она неповторима .

  С возрастанием требований к подготовке творческого учителя, ставятся вопросы об усилении индивидуального подхода к студентам и развитии их творческих способностей, опираясь на различные средства, формы и методы, содержащие творческий аспект. В настоящее время в вузах ведется интенсивный поиск способов активизации учебного процесса, а также разработка условий способствующих стимуляции познавательной деятельности студентов и их творчества. При этом отмечается, что организация процесса подготовки будущего учителя к творческой деятельности может выражаться в разнообразии форм и содержания, позволяющих каждому студенту не только овладеть необходимыми знаниями и умениями, но и проявить максимум своих творческих возможностей. Каждый процесс обучения, как минимум, состоит из содержания, форм, методов, диагностики и критериев оценки подготовленности его участников. Процесс подготовки будущих педагогов к творческой деятельности обладает рядом специфических особенностей. А именно, учителю, работающему творчески необходимо овладеть творческим мышлением, педагогической направленностью, педагогической рефлексией, системой педагогического общения, уметь решать вопросы педагогического целеполагания и т.п. Проблема творчества включает в себя множество характеристик личности. Поскольку способы индивидуальной деятельности не даются в готовом виде, то каждый человек, опираясь на собственные способности, вырабатывает свои способы и приемы деятельности.

   Следовательно, концепция личностно - деятельностного подхода при организации вузовского процесса при подготовке будущих учителей к творческой деятельности находит свое отражение и в структуре процесса самой творческой деятельности.

   Активный, творческий, демократичный, умеющий организовывать свою деятельность, способный к самоанализу, саморефлексии и саморазвитию - это тот учитель, которого ждет будущее поколение. Нынешний выпускник педагогического вуза, придя в профессиональную среду, испытывает ряд серьезных проблем, которые не позволяют ему успешно и активно трудиться в выбранной им сфере деятельности. Так, чётко прослеживается недостаток творческой активности у молодых специалистов; неспособность использовать имеющиеся у них знания в процессе принятия необходимых для учебного процесса решений; неумение адаптироваться к изменениям, происходящим в процессе педагогической деятельности. Подобные же проблемы явно выделяются уже на этапе педагогической практики у будущих выпускников. Очевидно, что для подготовки высококвалифицированных кадров, которым предстоит работать в условиях современной развивающейся новой школы, требуется такая организация учебного процесса в вузе, такие содержание и формы, которые направлены на развитие у студентов постоянной нацеленности на поиск нестандартных, для конкретных условий решений.

   В  настоящее  время  проблема  подготовки  будущих  педагогов  к  творческой  профессиональной деятельности является актуальной и ещё недостаточно разработанной для педагогической науки.

   Вместе с тем её теоретическая разработанность и практическое использование позволит не только снивелировать трудности процесса адаптации студентов в будущей деятельности, но и  развить у будущих педагогов творческий личностный потенциал и способность к творческому саморазвитию.

   Очевидно, что творческая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного учителя. Мы предполагаем, что решение проблемы подготовки творческого учителя в ходе изучения дисциплин педагогического цикла, предполагает предъявление определенных требований к личности, которые можно, на наш взгляд, классифицировать в три группы: наличие педагогического сознания, педагогического мышления и педагогических умений.

   В связи с этим, главными требованиями, свидетельствующими о готовности будущих педагогов к творческой профессиональной деятельности, являются развитое педагогическое сознание, способность наблюдать за педагогическими явлениями, стремление к активности в творческом развитии. умение анализировать свой внутренний потенциал и проявлять свое педагогическое чутье при решении различных профессиональных задач.

   С другой стороны, стихийный процесс подготовки будущего учителя к творческой деятельности не может привести к удовлетворительным результатам. Следовательно, необходима система работы, состоящая из: а) последовательной организации обучения основам творческой деятельности при изучении курса педагогики; б) перестройка структуры, форм и содержания образования, ведущая к выработке творческого подхода к делу; в) своевременное обнаружение и развитие творческих способностей личности; г) формирование основных творческих навыков и умений, новыми методами.

    На наш взгляд, необходимыми и достаточными условиями, обеспечивающими развитие творчества в педагогике могут быть: а) ориентация будущих педагогов на осознание творческого характера профессиональной деятельности; б) включение творческого содержания в предлагаемый курс педагогики; в) организация проблемного обучения будущих учителей; г) формирование творческого мышления и способности к рефлексии; д) наличие технологии процесса обучения педагогическому творчеству при изучении дисциплин педагогического цикла.

   Кроме этого, для реализации указанных выше условий, необходимо проведение следующих видов работ: а) проведение анализа требований к личности, соответствующих творческой педагогической деятельности; б)включение в процесс подготовки педагогических задач и заданий, анализ педагогических ситуаций проблемного содержания; в) организация технологии процесса подготовки будущих педагогов к творческой деятельности при изучении кура педагогики, ориентированного на личностно-деятельностный подход в обучении.

   В заключении следует отметить, что особенности организации процесса обучения в вузе, способствующего творческому саморазвитию личности, целостность содержания, форм и методов, а также учет личностных и деятельностных характеристик его участников, являются основной составляющей динамики творчества.