Новости
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
01.01.2021
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОД СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
07 мая 2015г.

Россия, находящаяся в последние десятилетия в эпохе глобализации и перемен, испытывает социально- экономический и духовно-нравственный кризис.

Актуальность    формирования     ценностных     ориентаций    школьников     весьма     велика     сегодня, она продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения [5].

Так, современные исследователи связывают со сферой духовности дальнейшее развитие и построение гармоничной цивилизации. В связи  со вступлением в силу ФГОС начального общего образования второго поколения актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, провозглашение приоритета жизни и здоровья людей, свободного развития личности. Воспитываемая личность определяется как наивысшая ценность, имеющая право на свободу, счастье, достойную жизнь [2, с. 30]. Аспекты воспитания, в частности внеурочную работу школы и  еѐ организацию, рассматривают в своих  трудах А.В. Иванов, В.И. Казаренков, Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова, С.В. Кульневич, В.Н. Максакова и другие.

Целью данной работы является изучение опыта педагогов по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников и разработка фрагментов уроков, внеурочных мероприятий по проблеме исследования.

Для российской ментальности традиционны ценностные ориентации образования и воспитания, связанные с обращѐнностью к внутренней духовно-нравственной сфере человека, с идеей формирования общечеловеческих ценностей, познанием смысла и цели человеческого существования, с пониманием воспитания как процесса нравственного и творческого самосовершенствования личности, раскрытия свойственных природе человека стремлений к Истине, Добру, Справедливости.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, мир, красота, образование, любимая работа привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Поэтому в условиях демократического преобразования российского общества, речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего о перестройке самой системы ценностей. В настоящее время вышеперечисленные традиционные отечественные ценности обретают значительный потенциал в связи с процессами переоценки и переосмысления ценностей, происходящими в стране. В сегодняшних условиях педагогу особенно трудно вводить ребѐнка в систему ценностей, так как учитель оказывается в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного богатства и бедности, добра и зла, узаконенного воровства и честности, распущенности и целомудрия.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в области формирования личностной культуры на данной ступени образования предусматривают принятие обучающимися базовых национальных ценностей, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся ценностные ориентации обучающихся. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Подобная работа в области нравственного воспитания учащихся ведется на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки и других предметах. С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации был введен новый курс предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), что, несомненно, является еще одним хорошим подспорьем для учителя в воспитании ценностных ориентаций школьников. Однако данное направление требует разработки и внедрения целенаправленной системы по формированию нравственных ценностей. Основная образовательная программа предполагает разработку программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, а также обеспечение общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Действительность, которая окружает ребѐнка ― это, прежде всего, гуманные взаимоотношения в коллективе, дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к имуществу и т. д.

По мнению Е.А. Стародубовой, развитие морального самосознания и ценностных ориентаций младшего школьника обеспечивается реализацией системы педагогических средств, таких как:

1.     специфические формы организации учебной деятельности (прежде всего игровые), способствующие развитию нравственных чувств в ситуациях ответственной зависимости и взаимного контроля;

2.      система воспитательных задач, педагогических реальных и специально создаваемых ситуаций, программирующих необходимость проявления нравственных чувств и переживаний, моделирования морального выбора, их ролевого проигрывания и рефлексии;

3.     совокупность педагогических методов (экспрессивные и импрессивные методы, постановка гипотез, творческие и «неоконченные» рассказы, речевые разминки);

4.      интегративные педагогические технологии (восприятия и осмысления произведений фольклора и искусства; осмысления нравственной нормы в коллективной деятельности и общении; осмысления нравственной ценности в проблемной ситуации) и методики (развития нравственных чувств; развития рефлексивной самооценки) [4, с. 40].

Как указывает Г.М. Коджаспирова, большое значение в усвоении общечеловеческих ценностей принадлежит беседе. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечение их в мыслительный поиск, в решение противоречий, самостоятельное формулирование обобщений и выводов [3, с. 200].

Н.П. Шитякова считает, что большую роль в осознании смысла нравственности играют ролевые игры и групповые дискуссии. В последних происходит овладение умениями осуществлять моральный выбор в проблемно-конфликтной ситуации. Высказывая различные точки зрения, учащиеся определяются между взаимоисключающими в конкретных условиях нравственными ценностями, анализируют содержание ситуации, прогнозируют последствия возможных поступков, особенности восприятия ситуации еѐ участниками, выбирают вариант нравственного поведения для каждого участника ситуации, осознают предметный и нравственный результаты действий.  Ценностный (отказ  от пассивности,  следование  моральным  принципам)  и  творческий (сознательный поиск выхода из кризиса) характер заданий, содержащих ситуации морального выбора, стимулирует учащихся к осознанию смысла нравственности [6, с. 3].

Метод совместного поиска, отмечает Н.П. Шитякова, стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производное от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию: парадокс, тайну, сомнение, которые могут помочь разрешить эту ситуацию, диалог учителя и ученика.

Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить ―это значит:

1.     не таить обиду, избавиться от желания отомстить обидчику;

2.     не ждать, пока обидчик поймѐт свою ошибку и первым придѐт мириться;

3.     не винить человека за дурную мысль или поступок;

4.     найти в себе мужество признать свою неправоту;

5.     уметь радоваться общению с другими людьми;

6.     проявлять смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Таким образом, самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно- нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным, когда становится личностно значимым [6, с. 6].

Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом:

1.     тематические классные часы по нравственной тематике;

2.     дискуссии по нравственной тематике;

3.     читательские конференции;

4.     организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»;

5.     занятия в клубах «Азбука нравственности»;

6.     театральные и кинопремьеры по нравственной тематике;

7.     изучение «золотых правил нравственности», заповедей и законов;

8.      знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира [1, с.30].

 Общение, размышления, беседы, упражнения, игры, выставки рисунков – это все способы развития ценностных ориентаций школьников. Целесообразным проведение системы этических занятий, в процессе проведения которых необходимо использовать отдельные фрагменты для анализа, осмысления и нахождения ценностей, значимых для человека.

Например, цели проведения беседы «Добрым быть совсем не просто»: способствовать формированию убеждений о доброте как ценностном качестве человека; развитию умений совершать добрые дела, анализировать ситуации; воспитанию доброжелательных отношений. Детям в ходе беседы предлагается отвечать на вопросы: «Что значит добрый человек?», «Что такое отзывчивость?», приводить свои примеры. Содержание литературных произведений, пословиц и поговорок способствует тому, что младшие школьники будут учиться видеть проявление ценностных качеств.

Час размышлений «С чем ассоциируется качество доброта» направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. В итоге важно прийти к выводу, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок [7].

Игры-упражнения в добрых поступках можно проводить с целью расширения представлений младших школьников о добрых поступках, воспитания  доброжелательных отношений в классе. После обсуждения и анализа пословиц о доброте и ситуаций проявления этого ценностного качества следует обобщить понятие «добрый поступок», что необходимо проявлять добрые чувства по отношению к другим. Прежде всего, нужно радовать своих родителей, друзей в классе, помогать им, радоваться их успехам, чаще говорить, что ты их ценишь. Нужно замечать: кому и где нужна помощь, и тогда окружающие тоже будут относиться к тебе доброжелательно.

Кроме того, эффективным будет использование системы упражнений, воспитывающих проблемных ситуаций. Для того чтобы учащиеся ярче видели и подчеркивали качества и достоинства других людей, для формирования доброжелательных  отношений  в  классе  целесообразно  проводить  тренинговые  упражнения.  Например «Волшебные очки». Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.

Например, игра-упражнение «Торопись обрадовать» направлена на проявление нравственного ценностного отношения к  одноклассникам. Учитель показывает ленту, передавая которую друг другу, учащиеся смогут порадовать своего соседа по парте, сказать, что больше всего в нем ценят, что приятно в его характере, поступках.

В игре «Добрые лучики» ребята мысленно посылают «добрые» солнечные лучи своим родителям, близким людям и всем окружающим, а также желают им здоровья и радости. Также для приучения младших школьников к ценностному восприятию окружающей действительности эффективно проводить занятия, которые могут стать классной традицией «Ценные фотографии моей семьи». Детям предлагается принести ценные, на их взгляд, фотографии и объяснить, почему они так важны. Так, эта работа создает условия для того, чтобы дети учились замечать ценные моменты в своей жизни и жизни своей семьи.

Также ценностному восприятию окружающей действительности способствует, на наш взгляд, выставка рисунков. Например, можно предложить такую тему: «Больше всего я ценю…». Учащимся предлагается нарисовать то, что они ценят больше всего, без чего не могут жить. Так делается вывод, что является самым ценным для детей в данном возрасте.

Игру с этическим содержанием «Ценность окружающих предметов» целесообразно проводить для развития ценностного восприятия окружающих предметов. Классу представляется какой-либо предмет из окружающей школьника действительности и предлагается описать роль этого предмета в жизни: зачем он нужен людям, какую роль играет в реализации стремлений человека к счастью. Нужно подчеркнуть все достоинства предмета. Например, на столе ― очки, яблоко ― на красивом блюдце, иголка с ниткой, кусочек мела. Пусть ребята представят жизнь без этих предметов, порассуждают, чем они полезны или бесполезны. Предметное восприятие характерно для младших школьников, поэтому важно, чтобы дети поняли, что самое важное и главное для человека.

Чтобы выяснить, что для детей значимо в жизни, как они выражают свое отношение к этому, можно предложить написать небольшое сочинение о том, что в их жизни значимо и важно, почему это так, как они выражают своѐ отношение к тому, что ценят, чем дорожат. Можно предложить младшим школьникам, например, кроссворд на тему: «Человеческие ценности». Он ставит своей целью ― содействовать формированию умения детей оперировать словами, которые относятся к общечеловеческим ценностям; выяснить, насколько они понимают смысл этих понятий. Все воспитательные мероприятия должны создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищѐнности, безопасности, позитивной  взаимозависимости, взаимной  ответственности, что позволит каждому ребѐнку ощутить ценностную значимость.

На наш взгляд, система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей. Таким образом, огромное значение для ребѐнка имеет систематическая внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. Основной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей. Главное в содержании работы ―это организация общения, обмен ценностями.

 

Список литературы

1.      Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. ―1―4 кл.: методич. пособие для кл. рук. ―/ Н.И. Дереклеева. ―М.: ВАКО, 2005. ―240 с.

2.      Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. ―60 с.

3.      Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ―Г.М. Коджаспирова. ―М.: Владос, 2004. ―352 с.

4.      Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования // Начальное образование. ― 2007. ―№ 5. ―С. 40―41.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ―М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL:http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959, дата обращения к электронному ресурсу: (дата обращения 01.12.2012 г.)

6.      Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа плюс-минус. ―2007. ―№ 11. ―C. 3―6.

7.      Ахметжанова Г.В., Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе. http://elibrary.ru/item.asp?id=20395022