Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО КОНТЕКСТА САРАТОВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2016г.

Город как особая семиотическая сфера уже давно обращает на себя внимание зарубежных и отечественных исследователей. Изучение пространства городской культуры началось в науке в XIX веке, а в ХХ столетии данные исследования получили активное распространение. Западными учеными велись исследования в области символики архитектуры и семиотики города (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ч. Дженкс, К. Линч и др.), были введены такие понятия, как «семиотика пространства» (Р. Барт), «текст, код, знак, синтаксис, семантика пространства архитектуры» (Ч. Дженкс), образ города (К. Линч), предложено определение архитектуры как пространства коммуникации, города как текста. Город был определен как пространство коммуникации, состоящее из отдельных структурных элементов, подчиненных целому (ландшафту, стилю, мифологии и др.) и являющееся знаковой средой обитания человека.

Историческое прошлое является частью мировой культуры, которая выражает представления о прекрасном, истинном, добре, мире. Произведения культуры способствуют преобразованию личности; оказывают нравственное воздействие на личность ребёнка, прививают уважение к истории и культуре как своего народа, так и мирового значения.

Античная мифология, включаемая традиционно в содержание начального литературного образования, закладывает у младшего школьника систему миропонимания. Мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, т.к. многие сюжеты и персонажи мифов нашли свое отражение в произведениях живописи, скульптуры, художественной литературы, музыки.

Мифы являются неотъемлемой частью начального литературного образования. Так, в системе литературного образования системы «Планета знаний» в 4 классе предлагает изучение шумерских «Подвиги бога Нинурты», древнегреческих «Нарцисс и Эхо», славянских мифов «Колыбельная песня». В УМК «Гармония» в 3 классе «Тесей и Минотавр», а в 4 классе предлагает небольшой раздел Мифы Древней Греции, герои Эллады: «Персей», «Орфей и Эвридика», «Дедал и Икар», «Деметра и Персефона». УМК «Начальная школа XXI века» включает раздел, посвященный мифологии: произведения «Арион, «Дедал и Икар» и др. УМК «Перспектива» в 4 классе предполагает всего лишь 2 урока на изучение мифов Древней Греции. В УМК «Перспективная начальная школа» изучается миф о «Гефесте». УМК «Система Л. В. Занкова» предлагает к изучению один из подвигов Геракла — «Лернейскую гидру».

Предлагаемые тексты доступны в изложении и по содержанию; принадлежат к разным видам мифов, что позволяет определить их классификацию и тем самым получить более полное представление о взглядах древних людей на окружающую действительность; удовлетворяют интерес младших школьников к объяснению происхождения мира и различных природных явлений, что способствует возникновению собственного взгляда на мир; имеют глубокое воспитательное значение; предоставляют возможность формирования специальных знаний и умений по чтению.

Однако предлагаемая авторами работа носит скорее воспроизводящий, нежели творческий и исследовательский характер.

Вслед за М.П. Воюшиной считаем, что мифы могут стать действенным инструментом обогащения культурного поля младших школьников.

В рамках урочной деятельности по изучению мифологии используем приемы, представленные в статье М.П. Воюшиной «Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов Древней Греции:

1)   конструирование карты мифов: сопоставление с реальной картой Греции;

2)    сопоставление текстов разных искусств: литература и живопись, литература и скульптура (например, Лисипп «Геракл, борющийся со львом») [Воюшина 2010].

В рамках внеурочной деятельности для нас стало важным научить ребенка видеть «следы» греческой мифологии в  окружающей его обстановке города Саратова. Учащимся предлагалось обратить внимание на культурные объекты, мимо которого они проходят практически каждый день. Дети могут провести мини- исследование с помощью родителей и рассказать о том, кто изображен на зданиях и какое это имеет значение, как соотносится с мифами. Данное исследование способствовало усилению значимости изучаемого материала.

При изучении  в 4 классе раздела «Мифы Древней Греции» мы предлагаем организовать проектную деятельность на тему «Герои мифологии в современном городе». Учителю необходимо провести экскурсию или интерактивную экскурсию и обратить внимание на фасады зданий, архитектурные детали. Форма проекта может быть организована в виде образовательного квеста по улицам города Саратова.

Образовательный квест, разработанный нами, способствует решению следующих задач:

—   установление культурной связи через выход литературного текста в предметы искусства;

—       выстроить систему знакомства учащихся начальной школы с мифологическими сюжетами с ориентацией на возраст, возможности и круг интересов младших школьников.

—   увеличение степени активности младшего школьника при изучении мифов.

Какие же элементы архитектурного пространства Саратова может использовать учитель начальных классов.

Например, здание Крытого рынка «держат» на своих плечах могучие Атланты. Это работа саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука. Фасад здания украшают герб Саратова (три стерляди), заключённый в лавровый венок, лепное изображение быка, Меркурия (бог торговли), рог изобилия.

На пересечении улиц Введенской (ныне Григорьева Е.Ф.) и Гимназической (ныне улица Некрасова) построили необычный для Саратова двухэтажный особняк, который до сих пор будоражит фантазию горожан. Дом был выстроен по индивидуальному заказу присяжного поверенного Александра Ивановича Скворцова, выходца из богатой купеческой семьи, окончившего юридический факультет Московского университета и слывшего преуспевающим адвокатом.

Фасад бывшего особняка Скворцова изящно разукрашен рельефными и барельефными деталями: львы, охраняющие дом, голова Сфинкса. Дом был построен в 1906 году [Дружинина 2015].

Известный особняк братьев Шмидт расположен на улице Радищева. Мукомол Петр Иванович Шмидт, решил обустраивать свою семейную жизнь и в 1906 году поставил особняк в центре города. Нарядный фасад поверху украшает широкая лента фриза с изысканным скульптурным рельефом растительных орнаментов, мифических грифонов, лебедей. Парадный вход охраняют львы. А иногда – счастливый случай! – через приоткрытые ворота на Соборной можно увидеть кусочек внутреннего двора и находящийся в нем чудесный грот. И вылезающего из него чудовищного Тритона. Божество в виде получеловека-полурыбы несказанно поражает воображение…

Здание администрации Саратова. Лучковый фронтон здания администрации Саратова на улице Первомайской оформлен двумя полулежащими женскими фигурами, представляющими мотив одного из древнегреческих мифов.

Тема барельефов на здании бывшего коммерческого собрания, ныне — Дом офицеров — мрачные андрофаги и Гелон.

Использование предложенных приемов и форм работы способствует формированию устойчивого интереса к греческой мифологии, расширению круга знаний, формированию умения устанавливать культурные связи между разными предметами искусства.

 

Список литературы

1.     Дружинина Е.В. Культурное пространство города как средство литературного развития младших школьников [Текст] / Е. В. Дружинина, Т. Г. Фирсова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы  IV  Междунар.  науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) /  редкол.: О.  Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – ISSN 2411-8184.

2.     Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2010