Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПОЛЕ ДИСЦИПЛИН РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 июня 2016г.

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования ценностных ориентаций школьников в иноязычном образовании на стыке дисциплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Иностранный язык». В статье обосновывается необходимость использования нравственно-ориентированных текстов религиозно-философской направленности в личностно-развивающем образовании. Автором делается вывод о том, что без воспитания нравственного чувства и формирования соответствующего мировоззрения как у детей так и у педагогов невозможно достичь основной цели иноязычного образования – развития навыков эффективной коммуникации и сохранения духовного здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: содержание иноязычного образования, духовно-нравственные ценности, мировоззрение, основы религиозных культур и светской этики, интеграция предметных областей.

 

FORMATION OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE FIELD OF RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL DISCIPLINES

Strelnikova O.A.

Moscow City Teacher Training University

 

Abstract: The artical considers the problem of students' value orientations formation at the intersection of disciplines "Foreign Language" and "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia". The necessity of using morally-oriented texts of religious and philosophical content in personal-developmental education is shown. The main foreign language education purposes are to develop effective communicative skills and to save the  younger generation spiritual health. The author concludes that achivement of these purposes is impossible without the development of the moral sense and formation the proper worldview of both students and teachers.

Key words: foreign languages educational content, spiritual and moral values, world view, fundafmentals of religious cultures and secular ethics, integration of subject areas.

Формирование ценностных ориентаций в процессе личностного становления подрастающего поколения является  приоритетным  направлением  реализации  воспитательных  и  развивающих  задач  образования.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющаяся методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта, указывает на принцип интегративности в организации духовно-нравственного развития и воспитания. «Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина»[9].

Духовно-нравственный компонент в том или ином виде присутствует во всем содержании образования, и в первую очередь в гуманитарных дисциплинах, к которым относится и предмет иностранный язык [7]. Специфика этого предмета, его способность являться как целью так и средством обучения, придает ему все возрастающую актуальность в свете тенденций современных геополитических, социально-экономических и национально- культурных процессов,  без учета которых невозможно выстраивать стратегически верную образовательную политику, отвечающую интересам общества и государства. Достижение и воплощение в жизнь основных целей иноязычного образования, а именно: развития иноязычной коммуникативной компетенции и личности учащихся, сохранения их духовного здоровья [11] посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка [12] необходимо осуществлять через соответствующее содержание, отражающее как текущие, так и перспективные потребности общества в целом и каждого человека в отдельности[6].

Согласно международным правозащитным документам образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности [3], воспитание ребенка в духе взаимопонимания, мира и всеобщего братства, на основе уважения к его собственной культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной [8], а также формирование у ребенка сознания того, что его энергия и способности должны посвящаться служению другим людям[4].

Такие высокие моральные принципы как служение людям, братская любовь и уважение каждого человека независимо от его социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности определяются в первую очередь не столько Конституцией как основным законом государства, сколько духовной жизнью и религиозным опытом [14] человеческой цивилизации. Этот опыт выражен в золотом правиле нравственности, лежащим в основе многих религий: «Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам». Именно в религиозной культуре содержится ядро нравственных ценностей, а светская этика черпает из нее нравственные смыслы [13]. В книге размышлений Святейшего Патриарха Кирилла говорится, что для того, чтобы ребенок присвоил эти принципы и руководствовался ими в своих поступках на протяжении своей жизни, необходимо развивать у него нравственное чувство, т.е. способность отличать добро от зла [15]. Для этого важно, чтобы вся система воспитания была основана на формировании соответствующего мировоззрения, что является мощным рычагом управления сознанием личности, а, следовательно, и управлением самой личностью [14].

Воспитательное воздействие на учащихся должно осуществляться прежде всего через личность педагога, готового к ведению подобного рода образовательной деятельности [14]. Именно от одухотворенности, моральных принципов и развитости нравственного чувства самого педагога будет зависеть духовный вектор воспитательной работы при организации урочной и внеурочной деятельности. Особое место в воспитательном воздействии на учащихся педагогическая наука отводит содержанию преподаваемого материала [5]. Предоставление учащимся специально отобранного дидактического материала, наполненного примерами нравственного поведения, помогает формированию нравственного чувства и способности к достижению коммуникационного успеха, что является немаловажной задачей при организации процесса овладения иностранным языком.

Функцию положительного примера в процессе иноязычного образования при формировании личностных результатов и навыков эффективной межкультурной коммуникации могут выполнять представленные в учебных текстах образцы поведения любимых детьми литературных персонажей, известных исторических личностей и наших современников, следующих в своей жизни путем добра и правды, различных назидательных историй, притч, басней и т.п. Если обратиться к наследию российской педагогической школы, основанной на христианских традициях, мы увидим, что присущим ей воспитательным жанром были жития святых, сочетавшие в себе духовные наставления и мирские рассуждения. Педагогическое воздействие оказывалось образностью и красочностью рассказа при описании жизни известных всем русских святых, созданием атмосферы, причастности их жизни. Русский былинный эпос также основывается на христианских идеалах: доброте, любви к ближнему, смирении, защите законной власти [1].

В связи с введением  в школьные программы предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ставшим важным шагом образовательной политики нашего государства, направленной на решение проблемы формирования духовно- нравственной культуры подрастающего поколения, представляется целесообразным искать наилучшие образцы примеров нравственного поведения в наследии традиционных мировых религиозных культур. Использование фоновых знаний, приобретаемых детьми как в процессе освоения основных образовательных программ, соответствующих модульных культурологических и религиоведческих курсов так и в процессе семейного воспитания и социализации, должно быть направлено на раскрытие подлинных, а не мнимых ценностей, содействовать более эффективному формированию личностных результатов школьников при овладении ими иностранным языком. Это в свою очередь будет способствовать проявлению детьми адекватной оценки как учебных так и жизненных ситуаций межличностного и межкультурного общения [2].

Таким образом, интеграция дисциплин «Иностранный язык» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет способствовать формированию социально востребованных ценностных ориентаций учащихся в основном общем образовании.



Список литературы

1.     Беленчук Л.Н., История зарубежной и русской педагогики / Л.Н. Беленчук, О.Л. Янушкявичене М.: ПРО- ПРЕСС, 2011. – 312 с.

2.     Биболетова М.З. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе – 2013. - № 9.

3.     Всеобщая Декларация прав человека. Электронный ресурс: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml Дата обращения: 31.05.2016 г.

4.     Декларация прав ребенка. Электронный ресурс: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml Дата обращения: 31.05.2016 г.

5.     Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 237 с.

6.     Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / С.Ю. Дивногорцева. - Ч.II: Теория обучения. Управление образовательными системами. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 262 с. С.83.

7.     Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. /И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников. Под ред. д.п.н. И.В. Метлика. – ПРО-ПРЕСС, 2012. – с.144.

8.     Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/c hildcon.shtml Дата обращения: 31.05.2016 г.

9.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.        Москва.Просвещение. 2009 г. С.22.

10. Никитенко З.Н. Целевые приоритеты изучения младшими школьниками предмета «Иностранный язык» и фасилитативная функция учителя / З.Н. Никитенко, С.Я. Ромашина // Иностранные языки в школе – 2016. - № 4.

11. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с. - (Стандарты второго поколения). С.6.

12. Протоиерей Ростислав Мороз: русский учитель как русский солдат, он победит в любой войне (интервью в преддверии Х Дальневосточных образовательных чтений). Электронный ресурс http://верав.рф/common/message.php?table=news&num=13630 Дата обращения: 31.05.2016 г.

13. Ромашина С.Я. Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании. / С.Я. Ромашина, С.Н. Семянников, Р.Е. Андронова, А.В. Межина. // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы первой международной научно-практической конференции 14-16 апреля 2016г. - М.: МГПУ, 2016 – с. 473.

14. Сила нации - в силе духа. Книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла /сост. А.В. Велько. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. – 400 с. - С.268-269.