Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

    Особенности и проблемы современного этапа развития общества, экономики и образования, сопровождающегося прорывами в технике и технологии, активизацией обеспечивающих их финансовых процессов, интенсификацией во всех сферах деятельности с одновременным нарастанием сложности и динамичности среды ее осуществления, а также обострением глобальных противоречий, требуют писка новых подходов к управлению современными образовательными учреждениями. Сегодня как никогда велика необходимость в повышенном внимании к образованию, как области деятельности, в которой закладываются основы для технического, информационного, экономического и гуманитарного прогресса, а следовательно – и устойчивого развития общества. За прошедшие десятилетия во всех цивилизованных странах мира, а в последние годы и в России произошли существенные перемены в отношении общества к проблемам высшего образования, заметно возросло внимание к этой сфере. И это неслучайно, поскольку в современном мире научные и профессиональные знания являются важнейшим фактором экономического прогресса, который обеспечивается все более сложной техникой, более рациональной организацией, более квалифицированными кадрами. Мы все чаще слышим о том, что преодоление кризисных явлений,  улучшение материальных условий для развития образовательной и научной деятельности, поддержание высокого образовательного стандарта, достижение новых научных результатов, подъем социального статуса научно–педагогических работников и повышение их благосостояния все в большей степени зависит от политики самих учреждений. Для выполнения образовательными учреждениями стоящих перед ними социальных задач важно, чтобы они могли расширять и развивать связи с экономической и общественно–политической средой, привлекать необходимые для своей жизнедеятельности ресурсы и эффективно ими распоряжаться. Иначе говоря, нужны активные и экономически грамотные действия, качественное внутривузовское управление [1].

    Среди методов и средств реализации целенаправленных управленческих воздействий, которые могут служить задачам планомерного долговременного развития социально–экономических, особое место занимает система проектного управления. Основанием для этого заявления является эффективность данного подхода, подтвержденная опытом решения управленческих задач по созданию  или преобразованию различного рода систем. Именно система проектного управления позволяет управлять отдельными инициируемыми в образовательной организации мероприятиями (проектами), не нарушая принципов бюджетной зависимости учреждения.

    Проектный подход применительно к управлению вузом выступает как некоторая руководящая идея, которая может быть положена в основу управленческой деятельности. Другими словами, выделяется какая–либо задача среди других, которая рассматривается как проект, то есть как комплекс взаимосвязанных работ, намеченных к выполнению в установленные сроки и с заданным уровнем затрат. При этом на этой задаче сосредотачиваются необходимые ресурсы и особый контроль за проведением всех этапов работ, что определяет специфику и обусловливает эффективность проекта. При такой направленности на конечный результат поставленная задача имеет больше шансов на успешное решение, чем при иных способах управления.

    Таким образом, проектный подход в вузе – это подход к управлению, предполагающий образование образовательных, организационных, социальных, экономических, научных, предпринимательских и прочего рода проектов как способ решения наиболее важных для образовательной организации задач.

    Принципы проектного подхода к управлению заключаются в следующем [2]:

1.   Принцип направленности на конечный результат.

    Данный принцип является определяющим принципом проектного подхода и выражает усиление целевой стадии управления. Проектный подход предполагает конкретные цели, которые могут быть переведены на язык представлений о продукте деятельности рассматриваемой системы и затем –преобразованы в определенную последовательность действий. Принципиальным моментом является то, что цели должны быть достижимы, хотя одновременно с этим они и могут быть ориентированы на некоторый идеал. Рассматриваемый принцип указывает также на то, что именно целью задается то направление, на котором сосредоточиваются все управленческие функции: анализ, планирование, организация, учет и т.д.

2.   Принцип перспективности.

    Этим принципом предусматривается ориентированность управления на будущее. Из него вытекает сразу несколько обстоятельств. Прежде всего, данный принцип закрепляет особое место за прогнозными и плановыми элементами управленческой деятельности в вузе, указывает на необходимость принятия управленческих решений с учетом тех условий внешней среды, которые ожидаются в определенной временной перспективе.

    С другой стороны, данный принцип фиксирует более или менее длительный временной интервал, требуемый для осуществления поставленных целей. Результаты проектной деятельности в вузе не могут быть достигнуты мгновенно, а отражаются по прошествии определенного времени.

3.   Принцип организационной автономии.

Данный принцип предполагает формирование проекта – как объекта управления – на основе обособления всей деятельности, связанной с определенной целевой установкой. При этом всё не имеющее отношение к деятельности, осуществляемой в рамках проекта, рассматривается как внешняя среда проекта.

4.   Принцип концентрации ответственности.

    Обозначенный принцип предусматривает назначение специального органа управления (в этой роли может выступать субъект или группа), на котором сосредоточены полномочия и ответственность за весь проект.

5.   Принцип целевого выделения средств.

Этот принцип требует привязки финансовых и др. ресурсов к конкретному проекту, которая основывается на определении предположительной потребности в ресурсах на весь проект, приоритетном выделении ресурсов на цели проекта и отдельном учете их расходования.

6.   Принцип межфункциональности.

    Этим принципом устанавливается необходимость межпрофессиональной интеграции специалистов в рамках проекта, поскольку развитие взаимодействия между сотрудниками, ответственными за разные аспекты проекта, способствует более четкой координации деятельности, быстрому реагированию на изменения, разносторонней оценке и взаимоувязке принимаемых решений.

7.   Принцип охвата управлением всех стадий проекта.

    Сущность этого принципа состоит в том, что вся деятельность по осуществлению проекта (проектный цикл) представляется как стадийный процесс, т.е. как процесс чередования сменяющих друг друга фаз, образованных крупными комплексами взаимосвязанных работ: концептуальная фаза, фазы разработки, реализации и завершения проекта. При этом окончание каждой из стадий обозначает определенную ступень приближения к конечной цели.

    Согласно данному принципу планированием и управлением охватывается весь проектный цикл, что способствует взаимосвязи конечного результата и промежуточных звеньев.

8.   Принцип комплексной оценки проекта.

В соответствии с данным принципом должна производиться всесторонняя оценка проекта и любых принимаемых в связи с проектом решений. Под этим понимается широкий охват проблем, анализ разных параметров проекта в их совокупности с учетом значимости каждого фактора по отношению к целям проекта.

9., Принцип сбалансированности.

    Этот принцип выражает требование к согласованию в контексте проекта целей, сроков, ресурсов и действий исполнителей, а также к сбалансированности проекта с условиями внешней среды.

10. Принцип оптимальности.

    Руководствуясь данным принципом, следует вести поиск оптимальных решений, причем оптимальность понимается в первую очередь в отношении всего проекта как единого целого, а не в отношении отдельных этапов или элементов.

    Широкий опыт применения принципов и методов проектного управления в вузах страны [3] дает основания полагать, что это наиболее перспективное и эффективное направление менеджмента с системе российского образования.

Список литературы

1.      http://www.unn.ru/pages/e-library/publisher_db/files/44/4.pdf

2.      Жукова  Т.Н.  Проектный  подход  в  современной  теории  и  методологии  управления.  //  Вестник ИНЖЭКОНА.– 2003. – N 1. – С. 21 – 30

3.      http://www.creativeconomy.ru/articles/3118/