Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫМИ ДИСБАЛАНСАМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

Актуальность темы данной работы обусловлена существованием глобальных дисбалансов в мировой экономике, усугубляющих  снижение доверия инвесторов к доллару (как к резервной мировой  валюте)  и к финансовым институтам США в целом, и, следовательно, оказывающих негативный эффект на мировой экономический рост. На сегодняшний день, существует огромное количество видов глобальных дисбалансов (от несоответствия темпов экономического роста между развитыми и развивающимися странами до диспропорционального распределения ролей новых экономических лидеров), что дает возможность специалистам рассматривать данную проблему под разными углами. Тем ни менее, в данной работе под глобальными дисбалансами будет рассматриваться проблема, которая заключается в отрицательном сальдо платежного баланса западных стран, в частности США, и положительном сальдо стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности Китая; на наш взгляд, именно данная диспропорция дает старт другим глобальным дисбалансам нашего времени.

По этой причине, мировая экономика должна иметь возможность управления и корректировки глобальных дисбалансов. Очевидно, что проблема глобальных дисбалансов является проблемой всей глобальной экономики, и она не может быть решена или скорректирована каким-либо одним игроком. Так, на сегодняшний день многие специалисты (среди которых и специалисты МВФ) соглашаются, что корректирование глобальных дисбалансов требует одновременного применения координированных действий от основных участников мировой арены: [2]

·       Снижение внутреннего совокупного спроса в США, для сдерживания импорта и перехода к экспортной политике, что должно поспособствовать обесцениванию доллара.

·       Стимулирование потребления в Китае и на Ближнем Востоке,  и остановка валютных  накоплений Китаем вместе с принятием более высокого и гибкого обменного курса.

·       Структурные реформы в Восточной Европе, увеличивающие потенциал роста мировой экономики и не препятствующие обесценению американского доллара.

·       По завершению домашнего структурного кризиса, Япония прекращает политику искусственного занижения курса иены.

Большинство экономических обозревателей сходятся во мнении об эффективности и утонченности представленной комбинационной стратегии, которая снизила бы рост глобальных дисбалансов, сдержала бы инфляцию, и поспособствовала бы стабилизации финансовых рынков. Анализируя проблему глобальных дисбалансов, можно сказать о том, что проблема никогда не заключалась в разработке данной стратегии, она заключается в ее применении.

Фактически, проблема применения данной стратегии заключается в достижении слаженных действий сразу от нескольких стран. Очевидно, что все страны заинтересованы в результате скорректированных дисбалансов, но отдельно взятая страна, применив необходимые действия, рискует ухудшить свое экономической положение, так как остальные страны могут отказаться следовать данной стратегии. На сегодняшний день, существующие координационные механизмы, среди которых G7 и МВФ, не обладают достаточной легитимностью для предоставления странам гарантии того, что все игроки предпримут предписанные стратегией действия. В результате, никто не предпринимает достаточно значимых действий. [4] Отсюда, необходимость для мировой общественности создания соответствующих легитимных организации для координирования мировой экономики и корректирования глобальных дисбалансов становится очевидной.

Для дальнейшего рассмотрения методов управления дисбалансами, необходимо обозначить, что основная сложность данного вопроса заключается в определении, какие изменения считаются первичными - по счету движения капитала или по счету текущих операций. Б. Бернарке считает, что первичным является первый тип движения, и объясняет это своей концепцией, которая называется «глобальный парадокс сбережений». Суть этой концепции состоит в том, что чрезмерные сбережения азиатских стран ведут к чересчур высокому уровню ликвидности на глобальном рынке сбережений, что фактически, не позволяет подняться ставкам на процентные инструменты. [3] То есть, грубо говоря, страны Азии сберегают быстрее, чем инвестируют, (что соответствует движению по счету капитальных операций), а избыток сбережений конвертируют в доллары, что способствует инфляции и увеличению потребления в США.

Решение данной проблемы, можно рассмотреть в повышении эффективности, устойчивости, и прозрачности государственных финансовых систем, и в укреплении межнационального сотрудничества и контроля. На этом этапе, работы, мы снова приходим к необходимости создания новой или наделение полномочиями уже существующей организации, которая имела бы возможность обязать страны следовать анти- дисбалансионной стратегии и создать условия в рамках валютной системы, которые позволили бы профицитным странам перейти от экспорта к внутреннему спросу, а дефицитным увеличивать национальные сбережения. На сегодняшний же день, валютная система с нерегулируемыми обменными курсами, не имеющая каких-либо инструментов для контроля движения капиталов провоцирует глобальные дисбалансы, которые, по сути, стали одной из основных причин мирового финансового кризиса 2008 г.

Еще более интересное решение «парадокса сбережений», предлагает А.Ю Апокин. Автор утверждает, что данный парадокс может быть разрешен с помощью суверенных фондов, которые в тоже время позволят государствам сохранить свои сбережения. В последнее время, суверенные фонды склоняются к более высокодоходной инвестиционной стратегии, при которой долгосрочной перспективе вложений доходность первична, а короткий риск вторичен. Этот факт, позволяет предположить, что следующим инструментов суверенных фондов станут прямые инвестиции. А. Ю. Апокин утверждает, что инвестирование даже части сбереженных средств азиатских стран в проект прямых инвестиции суверенных фондов минимизирует поток глобальной ликвидности и поспособствует разрешению «парадокса сбережений». В первую очередь, когда из высоколиквидных бумаг начнут уходить сбережения институциональных инвесторов из Азии, уровень ставок по ним поднимется до равновесного. Затем, когда активы суверенных фондов будут переконвертированны из долларов, курс доллара упадет до равновесного. И в конечном счете, когда эти прямые инвестиции заработают, начнется ускорение трендового роста мировой экономики. [1]

Определенно, можно говорить о том, что более современная стратегия инвестирования поспособствует уходу ликвидности с мирового рынка государственных облигаций развитых стран и ее распространению по рынкам прямых инвестиций разных стран мира. В тоже время, это будет способствовать корректированию глобальных дисбалансов. В завершении, хотелось бы отметить, что Фонд национального благосостояния РФ, следующий за активной инвестиционной стратегией, соответствуют данному способу разрешение «парадокса сбережений» и, следовательно, сглаживанию глобальных дисбалансов.

 

Список литературы

1.     Апокин А. Ю. Проблемы глобальных дисбалансов в мировой экономике [Электронный ресурс] // А.Ю Апокин. – Режим доступа: http://institutiones.com/ (дата обращения 06.05.2016)

2.     Ahearne A., Clinc W. R., Lee К. Т., Park Y. C., Pisani-Ferry J.. Williamson J. Global Imbalances: Time for Action. Peterson Institute for International Economics, 2007; Buira A., Abeles M. The IMF and the Adjustment of Global Imbalances / G24 Technical Group Meeting. Geneva, 2006.

3.     Bernanke B.S. The Global Saving Glut and the U.S. Current Account Deficit. Remarks by Governor Ben S. Bernanke аt the Sandridge Lecture, Virginia Association of Economics, Richmond, Virginia

4.     El-Erian M. How best to manage global imbalances. [Электронный ресурс] // M. El-Erian. – Режим доступа: http://ft.com/ (дата обращения 06.05.2016)