Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
16 декабря 2015г.

     В современных условиях ведения бизнеса на первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для получения определенной прибыли или обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями рано или поздно встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования  или замене старого. При недостатке собственных средств  для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования – финансовый кредит и лизинг.

    Определение лизинга дается в Федеральном Законе «О лизинге»: «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем» [1]. Следует подчеркнуть, что получение средств по лизингу выгодно в основном за счет налоговых преимуществ и возможностью использования коэффициента ускоренной амортизации. При этом оборотный капитал расходуется только на лизинговые платежи, ликвидность оборотных средств и соотношение собственных и оборотных средств не изменяются.

    В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10- 12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%). При этом определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга.

    Длительное время развитие лизинга в России протекало в крайней степени слабо. Данный факт обуславливается тем, что основой лизинга являются крупные капиталовложения и инвестиции, которые могут предоставляться иностранными и очень немногими русскими инвесторами, которые чаще всего неохотно участвуют в лизинговых сделках, считая Россию в целом нестабильной страной, непривлекательной для инвестиционной деятельности. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, что предоставляет лизинговым компаниям, способным обеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития.

    На сегодняшний момент ситуация в целом улучшается. Так, темп роста объема сделок по лизингу увеличиваются ежегодно. Среднее значение данного показателя за период 2003-2011 г.г. составил 149,5%, что в значительной мере превышает темп роста ВВП (104,7%) и темп роста инвестиций в основной капитал (122,3%) [2]. Данные показатели в полной мере доказывают, что лизинговая отрасль является привлекательной и имеет все перспективы дальнейшего развития.

    Несмотря на вышесказанное, лизинговый бизнес осуществляется в сложных условиях. В первую очередь это связано с низкой кредитоспособностью организаций и сложностью получения долгосрочных кредитов, необходимых для открытия лизинговых фирм. К факторам, замедляющим развитие лизинга, также можно отнести нехватку стартового капитала, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка (дефицит консультационных и юридических услуг в частности), недостаток высококвалифицированных кадров, неблагоприятный налоговый режим. Говоря в целом, масштаб лизинговых операций не отвечает реальной потребности. Так, лизинг российских воздушных судов мог бы позволить российским компаниям к 2017 году обновить парк самолетов на 95%. В пользу данного аргумента говорит и высокая степень износа основных фондов в России (47,1% на 2011 год), что свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. Однако доля лизинга в российском ВВП составила всего 0,81% [3].

    К основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести:

· недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке;

· высокий процент ставок по кредиту;

· нехватка стартового капитала и финансовая несостоятельность лизинговых компаний, зависящих от банка-учредителя, и по сути использующихся только как форма кредитования;

· непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;

· неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора, что заставляет лизингодателя идти на ужесточение требований по обеспечению сделки;

· недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок;

· недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей в себя лизинговые компании, фирмы, оказывающие консалтинговые услуги, средства информационного обеспечения о предложении лизинговых услуг.

Для решения указанных проблем, как представляется, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1.      Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первую  очередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.

2.      Более широкое использование процедуры создания лизинговых компаний непосредственно при организациях, производящих предметы лизинга. Это позволит лизинговой компании реализовать весь комплекс  услуг  по  доставке,  обслуживанию,  замене  оборудования  и  транспортных  средств, предоставляемых в лизинг.

3.      Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.

4.      Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.

5.      Формирование государственно-частных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации, что позволит обеспечить более широкое участие средств государственного бюджета и снизить риски невозврата инвестиций.

    Указанные предложения могут быть реализованы в рамках федеральной программы по развитию лизинговых операций в Российской федерации, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта.

    Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Наряду с этим увеличиваются потребности российский организации в скорейшем обновлении технических средств производства для выпуска конкурентоспособной продукции. По прогнозам экспертов масштабы лизинговых операций должны существенно возрасти в ближайшем будущем, что позволит лизингу занять прочные позиции среди источников финансирования.

Список литературы

1.      Консультант плюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 22.02.14)

2.      Просветов Г.Н. Лизинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. 160 с.

3.      Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]:URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.03.2014)