Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Большое количество предприятий различных отраслей промышленности объединены выпуском определенной продукции и являются элементами межотраслевых комплексов. В ходе экономико-политических преобразований они претерпели глубокие структурные изменения, которые повлекли за собой разрыв традиционных связей, нарушение технологических цепочек, потери ресурсного, кадрового и научного потенциалов. Однако, эти системные проблемы пытаются решить локально, на уровне отдельных предприятий, создавая или совершенствуя те или иные системы качества. Не оспаривая позитивность и правомерность этих действий, отметим, что такой подход не раскрывает существа проблемы и не намечает путей ее решения на межотраслевом уровне.

   На большинстве предприятий важнейших межотраслевых комплексов сырье и материалы подвергаются физической или химической переработке. При этом оптимизации подвергаются уже существующие материальные потоки. Это достигается путем наилучшего использования сырья, улучшения функционально- структурного использования и размещения аппаратов и машин, повышения надежности производственных процессов. В тоже время эту проблему можно рассматривать более широко на различных иерархических уровнях – от молекулярного до планетарного.

   На молекулярном уровне речь идет о поиске решений, обеспечивающих изначально безотходную технологию, которая позволяет использовать материалы близко к максимально возможному. Проблема потерь сырьевых ресурсов особенно остро стоит в малотоннажных производствах. Особая роль на этом уровне отводится фундаментальной науке и практической реализации открытий. Развитие технологии, достигнутое на уровне наномасштаба, в значительной степени влияет на качество конечного продукта и количество потребляемых ресурсов, но практически не поддается совершенствованию специалистами организаций, поскольку они в полной мере не располагают необходимой научной базой. Однако менеджмент организаций уже даже на этом уровне способен оказать влияние на качество путем выбора технологии производства и инвестиций в его перевооружение.

   На уровне микромасштаба проблемы обеспечения заявленных показателей качества можно свести к устойчивости протекания процессов [1]. Особенно часто эта проблема возникает при химическом превращении веществ, когда рост интенсификации процессов на межфазных поверхностях, достигаемый за счет наложения магнитных, электрических, центробежных полей и применения различных колебаний, сопровождается ростом неустойчивости реакций. Не меньшую сложность представляет собой интеграция процессов, протекающих при разных условиях, когда большое количество ресурсов теряется на стыке процессов (примером могут служить многочисленные химические преобразования, требующие попеременного нагревания и охлаждения реагентов). Качество протекания процессов микромасштаба определяется двумя главными составляющими: уровнем воплощения теоретического открытия в поточном производстве и уровнем квалификации персонала, обслуживающего технологию. Если первая составляющая практически неподвластна изменению на промышленном предприятии, то на вторую составляющую можно и нужно оказывать воздействие путем обучения, повышения квалификации, мотивируя сотрудников на качественный, ответственный и самосознательный труд. На уровне микромасштаба еще в большей степени проявляется влияние на качество менеджмента организации, но все же в нем преобладают технические, а не организационные аспекты.

    На стадии мезомасштаба совершенствованию подвергаются традиционные, существующие на предприятии процессы и аппараты. Это уровень, который обычно затрагивает система качества предприятий.

    Менеджеры, создающие и интегрирующие процессы в организации, задают каждому процессу оптимальные с их точки зрения параметры и границы, выход за которые является нежелательным, составляют материальные балансы. Качество управления процессами в организации тем выше, чем ниже количество рассогласований (ошибок) между реальными процессами и вектором заданной соответствующей цели. Это один из важнейших параметров, которым руководствуются менеджеры процессов. Причем речь на этом уровне идет не о совокупности процессов в организации, а об одном конкретном совершенствуемом процессе. При этом изменение может претерпевать как технологическое оборудование, задействованное в данном процессе, так и деятельность людей, обслуживающих процесс. По сравнению с нано- и микромасштабом роль управленческой составляющей на этом уровне гораздо выше. Здесь у сотрудников предприятия появляется возможность влиять на параметры процесса, добиваясь повышения его эффективности. Роль технологической составляющей по- прежнему высока, но уже не является главенствующей. Это как бы точка перехода между технологической и управленческой сферами [2].

    В совокупности, менеджмент качества сегодня составляют процессный и системный подходы к управлению, мотивация сотрудников на качественный труд, лидерство руководства, ориентация на явные и скрытие потребности потребителей, взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными в деятельности организации лицами, принятие решений, основанное на фактах и экономичности, ориентация на постоянное улучшение во всех аспектах функционирования организации. Однако, в большинстве случаев, эта деятельность рассматривается только относительно мезомасштаба (в техническом аспекте) или макромасштаба (в управленческом аспекте). При этом главенствуют международные стандарты ISO, которые хоть и призваны помочь руководителям организаций в создании современной системы менеджмента качества, но носят рекомендательный характер. Как это будет сделано – решать руководству организации. В своих решениях оно провозглашает основным постулатом качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Свойства продукции проявляются уже на уровне наномасштаба,  который определяется качеством  научной идеи. Вместе с этим, качество достижимо только тогда, когда каждый сотрудник организации, активизированный системой менеджмента качества, в своей повседневной деятельности нацелен на саморазвитие, на производство максимально качественных товаров и услуг с минимальными затратами ресурсов, на постоянное улучшение процессов, которое он инициирует сам по мере необходимости. Качественная работа каждого человека, его успех в самосовершенствовании составляет качество компании, при условии, что система процессов организации построена эффективно. Качество компании, качество технологии, качество научных разработок должны взаимно проникать друг в друга, образовывать единое неразрывное целое. Совокупность организаций, приверженных принципам менеджмента качества, создает  общество, основной целью и идеей которого становится баланс экономического, социального и экологического развития [2].

   Таким образом, качество пронизывает, интегрирует и направляет развитие личности, науки, организации и мирового сообщества. В итоге оно превращается в качество жизни на уровне мегамасштаба, который представлен рынком и окружающей средой. При  этом требования рынка должны удовлетворяться при условии  охраны биосферы от диспропорций. Достижению этой главной цели мегамасштаба способствуют стандарты ISO серии 14000, но начало их соблюдения закладывается на наноуровне, при разработке технологии. В идеале необходим переход на возобновляемые источники энергии и безотходные технологии. И первую роль здесь играют научные исследования. Задачи устойчивого развития, охраны окружающей среды зачастую возлагаются на промышленные предприятия (макроуровень). Конечно, они могут внести свой весомый вклад, но кардинально, без качественных изменений на других уровнях, изменить ситуацию они не в состоянии [3].

    Поэтому задачи обеспечения качества, свойственные нано- и микромасштабу, могли бы находить свое решение в рамках университетов и академических институтов, а задачи, свойственные мезо- и макроуровню, – в рамках отраслевых институтов и промышленных предприятий. При этом на мегауровне необходим федеральный центр, который бы координировал усилия исполнителей, определял государственную научно-техническую политику в области качества, устанавливал прямой контакт между предприятиями, с одной стороны, и университетами, академическими и отраслевыми институтами, с другой. Таким образом, концентрация усилий в рамках федерального центра позволит решать наиболее важные задачи, диктуемые устойчивым развитием. Неоценимую помощь в этом может оказать тот потенциал, который накоплен человечеством в области управления качеством во всех его аспектах.

Список литературы

1.     Браун М. Сбалансированная система показателей / Пер. с англ. – М.: «Альпина бизнес букс», 2005. – 226 с.

2.     Куликов Ю.А., Хачатуров А.Е. Основы менеджмента качества. Учебное пособие. – М.: «Дело и сервис», 2003. – 304 с.

3.     Хачатуров А.Е., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. – М.: «Дело и сервис», 2006. – 272 с.