Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Краткая аннотация. В статье рассмотрены принципы к определению бюджетной эффективности и результативности, определяющие целевые показатели качества управления бюджетными средствами в организациях, сформирован состав показателей качества управления и дано его векторное представление.

Ключевые слова. Качество управления, бюджетные средства, эффективность, результативность.

В условиях экономической нестабильности и финансовых кризисов актуальность вопросов эффективности и результативности использования бюджетных средств особенно высока, что определяет необходимость теоретической разработки путей решения проблем в этой области. Положения по качеству управления бюджетными средствами организаций требуют комплексного подхода с использованием фундаментальных понятий многих научных направлений, а именно: Всеобщего менеджмента качества, государственного и муниципального управления, теории экономической эффективности, управления финансами и других.

Управление бюджетными средствами определяется как    целенаправленный процесс, связанный с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые аккумулированы в бюджетной системе всех уровней. Главенствующий принцип бюджетной системы РФ, зафиксированный в Бюджетном Кодексе [1], состоит в достижении результативности и эффективности расходования бюджетных средств. В 34 статье Бюджетного Кодекса указывается, что участники бюджетного процесса в рамках предоставленных бюджетных полномочий должны при исполнении бюджетов ориентироваться на достижение требуемых результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономичности) или достижения большего результата с использованием заданных бюджетом величины средств (результативности).

Этот принцип должен лежать в основе управления бюджетными средствами для достижения организациями главных целей обеспечения максимального удовлетворения потребностей населения и общества в необходимых благах, повышения качества жизни и устойчивого развития при рациональном объеме бюджетных средств. Вместе с тем в отношении показателей эффективности бюджетных средств в настоящий момент нет единообразия в терминах и их содержании, так как отсутствует единый подход к их расчету. Тем не менее, разработана методология аудита для органов внешнего финансового контроля Счетной палаты РФ [2], которая устанавливает, что эффективность расходования бюджетных средств должна оцениваться по трем основным параметрам: экономичности, продуктивности и результативности, которые достаточно подробно рассмотрены на практических примерах.

В данной методологии под экономичностью понимается наилучшее соотношение между результатами и ресурсами для их достижения. Поэтому, на этапе разработки проекта сметы организация должна подтвердить, что выдвигаемая потребность в денежных средствах соответствует этому принципу. При этом расчет затрат должен определяются методом сопоставимых рыночных цен и анализа цен на товары, работы, услуги. В частности, параметр экономичности в учреждении регулируется в рамках процедур, связанных с поставщиками и санкционированными операциями, которые должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства. Чтобы подтвердить экономичность затрат, можно применить процедуры, такие как: сравнение израсходованных БС с аналогичным показателем предыдущего периода; всеобъемлющее исследование по возможности приобретения и использования ресурсов более экономным способом; тщательная проверка соблюдения процедур принятия решений о ценах контрактов[2]. Показатель продуктивность определяется по величине затрат на единицу оказанной услуги учреждения. Использование БС признается продуктивным, если затраты (плановые и фактические) на единицу оказанных услуг не превышают некого норматива затрат, связанного с осуществлением функций или оказанием услуг организациями. Для оценки продуктивности могут применяться различные методы (индексы), такие как: соотношение фактических и плановых показателей деятельности учреждения, индекс его изменения во времени и в сравнении с другими организациями того же профиля; использование утвержденных нормативов БС на проведение функций и оказание государственных услуг [2].Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач. Для этого может анализироваться степень достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства[2].

Вместе с тем формулировки рассмотренных терминов представляются не совсем ясными как с позиции экономической теории, так и с точки зрения различных трактовок в нормативных документах бюджетной сферы, в том числе и в указанных [1,2]. Например, понятие эффективности в экономической теории определяется как отношение результата к затратам, поэтому, введенный термин «экономичность», по сути, представляет обеспечение эффективности за счет экономии бюджетных средств, а

«результативность» – за счет дополнительного результата; показатель же «продуктивность» более корректно обозначить как соответствие нормам (нормативность). Однако вполне возможно применять и предлагаемые показатели, т. к. сущность их определена и пригодна для измерения.

С точки зрения автора, разнонаправленность представленных выше критериев управления требуют введение более комплексного показателя, которым может выступать показатель качества управления бюджетными средствами (БС), способный отразить в совокупности все возможные комбинации целевых показателей управления как своеобразных индикаторов качества. В самом общем виде результирующее качество управления БС может включать следующие характеристики, позволяющие установить степень соответствия наилучшему эталону:

·          Степень достижения целевого использования (Ц);

·          Экономичность: как экономия БС для выполнения единицы результата (Э);

·          Объем неосвоенных БС или, соответственно, объем невыполненных заданий (Он);

·          Результативность как дополнительный результат на единицу БС (Р);

·          Продуктивность как степень отклонения от норм (П).

Однако имеется неоднозначность оценки эффективности БС, связанная со сложностью количественного измерения результатов бюджетного процесса, в том числе объема реализованных государственных функций и социальных составляющих государственных услуг, и, так называемых побочных эффектов (перемещенных выгод) компонентов последствия государственного управления, которые также необходимо учитывать [6], но в силу неопределенности прогнозированию они поддаются лишь частично.

Для преодоления таких трудностей возможно использовать квалиметрические и векторные методы затрат и результатов бюджетных процессов, позволяющих измерить и оценить качество управления[3, 4, 5]. Любым показателям можно присвоить цифровое значение в какой-либо шкале измерений. В совокупности все интересуемые характеристики составят вектор значений, например, для принятой выше системы показателей вектор составит:{Ц, Э,Он, Р, П}.Для комплексной оценки важно установить приоритеты, к примеру, что лучше: снижение затрат для определенного количества услуг или увеличение количества услуг в том же объеме бюджетных средств и подобные альтернативы.

В общем, можно отметить, что качество управления бюджетными средствами как степень достижения целевых показателей является комплексной категорией и должно оцениваться с точки зрения нескольких показателей с учетом их значимости.

 

Список литературы и источников

 

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). 2.Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

3.Горбашко, Е.А. Повышение качества управления на основе менеджмента качества / Е. А. Горбашко // Стандарты и качество. - 2009. - №3.- С. 88–89

1.    Леонова, Т.И.     Квалиметрическая модель оценки качества научно-технических работ / Ю.А. Калажокова, Т.И. Леонова// Фундаментальные исследования № 6 (часть 1) 2015. -С. 143-147.

2. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. / В.В. Окрепилов. - СПб: Наука. - 2008.

6.Стиглиц, Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц. – М.: Инфра-М. -1997.