Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Резюме:

В статье рассматриваются проблемы социальной защиты и социального страхования населения в Республике Казахстан за последние годы. Анализировано влияние роста экономического развития страны и исполнение постановлений на показателей социальной зашиты населения. Таким образом, доказано, что высокие показатели экономического развития и результаты правильного проведения социальной политики привели к росту основных показателей уровня жизни населения.

Основные слова: социальная защита, социальное обеспечения, экономическое развития, социальная помощь, рост численности населения.

The article deals with the problems of social protection and social insurance of the population in the Republic of Kazakhstan in recent years. The influence of growth of economic development of the country and execution of resolutions on indicators of social protection of the population is analyzed. Thus, it is proved that the level of economic development and the results of the proper conduct of social policy has led to the growth of the main indicators of the standard of living of the population.

Main words: social protection, social security, economic development, social assistance, population growth.

Необходимым условием сохранения социальной стабильности в стране, является социальная защищенность населения, и их уверенность в будущее своих детей и внуков. Социальная защищенность обусловлена, в основном, реальным повышением доходов населения. В свою очередь, фундаментом повышения доходов населения является экономический рост страны.

В то же время, известно, что реальное влияние повышения доходов на повышение качества жизни населения зависит не только от его величины, но и от справедливого распределения и использования результатов стабильного экономического роста. Проблема социального развития страны охватывает широкий диапазон вопросов - от первичного распределения, обусловленного структурой собственности, до систем социальной защиты, характеризующих перераспределительную политику государства. Именно перераспределение государственных средств определяет конечную сумму дохода, которая может быть направлена на использование в социальной сфере.

Основные показатели, отражающие уровень жизни населения Республики Казахстан, демонстрирует в целом стабильную положительную динамику (таблица 1).

Таблица 1 Уровень жизни населения Республики Казахстан за 2010 – 2017 годы

 

Показатели

2010

2015

2016

2017

2018

прогноз

Среднедушевые номинальные денежные доходы

населения, тыс. тенге

39,1

67,2

70,3

 

75,8

 

 

79,7

 

 

 

долларов США

264,8

303,6

210,3

233,5

340,2

индекс     номинальных    денежных     доходов,    в

процентах к предыдущему году

113,8

108,1

107,4

104,4

103,5

индекс     номинальных    денежных     доходов,    в

процентах к 1995 г.

2266,9

3911,8

4279,7

4425,5

4602,5

Индекс реальных денежных доходов, в процентах

к предыдущему году

106,3

101,4

95,5

103,5

103,2

Доля     населения,     имеющего      доходы     ниже

величины прожиточного минимума, в процентах

6,5

2,7

2,5

2,5

2,5

Величина прожиточного минимума, тенге

13 487

19 647

21 612

24 459

28 284

долларов США

91,53

88,61

63,16

75,3

85,7

Источник: Таблица составлена авторами на основе данных статистического Комитета МЭ РК.

 

Показатели среднедушевых номинальных денежных доходов населения Казахстана, рассчитанные в национальной валюте, растут на протяжении всего рассматриваемого периода. Индекс реальных денежных доходов, рассчитанный с учётом индекса потребительских цен, изменяются схожим образом. Хорошо иллюстрируют данную тенденцию и показатель доли населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума: если до середины 2000-х годов его значение стабильно превышало 30%, то начиная с 2006 года оно начало стремительно падать, достигнув в 2015 - 2017 гг. абсолютного минимума в 2,7%. При этом величина прожиточного минимума в национальной валюте продолжает расти, достигнув в 2018 году до 28 284 тенге.

В результате принимаемых мер по улучшению медицинского обслуживания и внедрения Программы здорового образа жизни на всех регионах Республики Казахстан, продолжительность жизни в 2016 году составила 72 года, что на 6 лет больше, чем в 2006 году.(Таблица 2).

Таблица 2 Социально-демографические показатели Республики Казахстан за 2010-2016 годы

 

Показатели

2010

2015

2016

2017

1.Общий коэффициент рождаемости (на 1000

человек)

22,54

22,66

23,03

23,1

2.Общий коэффициент смертности (на 1000

человек)

8,97

7,48

7,44

7,31

3.Коэффициент младенческой смертности (на

1000 родившихся)

16,58

9,34

8,6

8,05

4.Коэффициент материнской смертности (на

100 000 родившихся)

22,70

12,50

12,7

7,46

5.Естественный прирост населения., тыс. чел.

221,6

266,4

277,6

231,4

на 1000 человек

13,57

15,18

15,59

14,25


Источник: Источник: Таблица составлена авторами на основе данных статистического Комитета МЭ РК.


В республике снизились и показатели материнской смертности. По данным Комитета по статистике, показатель материнской смертности в 2017 году составил 7,46 случая на 100 000 родов, тогда как в 2010 году он был равен 22,7 случая на 100 000 родов. Наблюдается положительная динамика по детской смертности. В 2017 году данный показатель составил 8,05 случая на 1000 родившихся, что в два раза меньше по сравнению с 2010 годом.

Социальная защита населения является неотъемлемой функцией каждого государства. Основные приоритеты социального развития Казахстана, в начальные годы независимости, были направлены на построение социально ориентированной экономики. Но, реформирование экономики на основе либерализации всех сторон общественной жизни привело к обострению ситуации в социальной сфере и, прежде всего, по линии социальной защиты населения. Поэтому, перед руководством страны стояла задача построения надежной системы социальной защиты, которая должна была поддерживать социальную стабильность в обществе, способствовать сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой.

Объем социального обеспечения в решающей степени зависит от эффективности экономики страны. В экономически слабых странах система социальной защиты в состоянии обеспечить лишь относительно низкий уровень социальных гарантий. С ростом экономики становится возможным расширить и систему государственного социального обеспечения в трех направлениях: расширение сферы социального обеспечения; расширение состава социально защищенных групп; увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

В Казахстане обеспечение социальной защиты населения ставит целью предоставление следующих гарантированных услуг социального назначения;

-   Социальная поддержка семей с детьми,

-   Социальное обеспечение и социальное страхование,

-   Социальная помощь.

1 .Социальная поддержка семей с детьми.

В рамках реализации Плана нации Казахстана - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» от 28.10.2015г. (84- шаг), в соответствии с которым изменится идеология оказания адресной социальной помощи. С 1 января 2018 года введено единое пособие – адресная социальная помощь нового формата, которое объединит в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей – это спец госпособие семьям, имеющим четырех и более детей, пособие на детей до 18 лет и адресную социальную помощь (АСП).

АСП нового формата будет предоставляться семьям с доходами ниже 50% от величины прожиточного минимума в виде безусловной и обусловленной денежной помощи, с учетом наличия в семье трудоспособных членов семьи, а также при условии обязательного участия последних в мерах содействия занятости. Это позволит укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации.

В соответствии с существующим законодательством была оказана государственная поддержка семьям, имеющим детей, в 2016 году,

-    пособие на рождение ребенка получили 438,1 тыс. человек (что на 9,8 % больше 2015 года) на сумму 32,3 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года –122,8 тыс. человек (что меньше на 23,1 % аналогичного периода прошлого года) на сумму 9,8 млрд. тенге;

-    пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 143,3 тыс. человек (что больше на 0,7 % аналогичного периода 2015 года) на сумму 30,9 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года - в среднем 148,4 тыс. человек (что больше на 6,1 % аналогичного периода прошлого года) на сумму 13,4 млрд. тенге;

-    пособие лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, получили в среднем 73,4 тыс. человек, на

общую сумму 21,7 млрд. тенге, на 1 июня 2017 года - в среднем 76,1 тыс. человек, на общую сумму 9,9 млрд. тенге;

-пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей охвачено 576,1 тыс. детей, при этом сумма назначений составила 11,3 млрд. тенге, на 1 мая 2017 года - 450,9 тыс. детей, что меньше в сравнении с ситуацией на 1 мая 2016 года на 6,4 %, при этом сумма назначений составила 3 514,1 млн. тенге.

За 2016 год социальные выплаты из ГФСС на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, выплачены на сумму 69 млрд. тенге 211,5 тыс. получателям; за 5 месяцев 2017 года выплачено 28,7 млрд. тенге, в мае число получателей составило более 197 тысяч. На социальные выплаты на случай утраты дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из ГФСС направлено более 56,5 млрд. тенге, за 5 месяцев 2017 года 25,9 млрд. тенге.

Принимаемые комплексные меры благоприятно отразились на демографической ситуации в стране, которая подтверждается ежегодным ростом числа родившихся. Так, если в 2003 году в стране родилось 248 тыс. детей, то в 2016 году 40 0 , 2 тыс . детей.

Во исполнение поручения Главы государства с 1 июля 2017 года размер единовременного пособия на рождение ребенка повысился на 20 %. Таким образом, его размер составил 86222 тенге, а при рождении в семье четвертого и более ребенка -142947 тенге.

2 .Социальное обеспечение и социальное страхование.

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном солидарном и добровольном уровнях.

Новая пенсионная система предполагает, что при выходе на пенсию плательщик пенсионных взносов может накопить средства для своего пенсионного обеспечения в размерах, значительно превышающих                                    сумму    страховых   взносов. В 1998 году начала действовать в республике новая система пенсионного обеспечения.

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года (далее – Концепция) для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

В этой связи, с 1 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2015 года № 985 «О повышении размеров пенсионных выплат из уполномоченной организации и пенсионных выплат за выслугу лет с 1 января 2016 года» размеры пенсионных выплат повышены на 9 %.

В результате повышения, в 2016 году размер базовой пенсионной выплаты составил 11 965 тенге, с ее учетом минимальный размер пенсионной выплаты составил - 37 789 тенге, максимальный размер – 77 186 тенге, средний размер составил – 55 117 тенге. Такие пенсионные выплаты получают более 2 млн. человек, в 2016 году на эти цели было направлено из республиканского бюджета 1,3 трлн. тенге.

Особенностями сегодняшнего этапа развития пенсионной системы является также принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение адекватных пенсионных выплат в связи со сворачиванием солидарной пенсии.

Так, одним из концептуальных изменений является введение критерия для назначения базовой пенсии. С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе и только при достижении общеустановленного пенсионного возраста (58-63/63).

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 54% от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 33 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

Таким образом, в среднесрочной перспективе данная мера позволит сохранить уровень коэффициента замещения – 40%, а также заложит основу и будет стимулировать граждан к регулярному участию в накопительной пенсионной системе.

С 1 января 2017 года, в соответствии законом о республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы, размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет повышены на 9 %. С 1 июля 2017 года произведена повышение их еще на 11%, а базовую пенсию – на 13%. В результате, обеспечен рост пенсии до 20 процентов по отношению к 2016 году. Таким образом, в 2017 году, размер базовой пенсионной выплаты составил 12 802 тенге, средний размер пенсионных выплат с ее учетом – 59 554 тенге.

Численность получателей государственных социальных пособий (ГСП) на 1 января 2017 года составляла 692,1 тыс. человек, в том числе инвалидов – 517,6тыс. чел., получателей по случаю потери кормильца – 171,1 тыс. чел, по возрасту – 3,4 тыс. чел. Их средние размеры сложились: 30 374 тенге, 27 506 тенге и 11 887 тенге, соответственно.

3 .Социальная помощь.

Переход республики на рыночные отношения сделал необходимым уход от всеобщего благоденствия государственного распределителя. Если раньше, традиционно, важными факторами были дотации и контроль за ценами на основные виды товаров и услуг, значительные средства из бюджета расходовались на общественный транспорт и дотацию на производство хлебопродуктов, то теперь государство полностью ликвидировало дотации. Вопросы улучшения уровня жизни населения осуществляется путем социальной защиты населения с высокой степенью адресности. Социальная помощь оказывается только тем, кто по объективным причинам не может обеспечить себя и свою семью.

Для поддержки малообеспеченных семей, на 1 января 2017 года:

-   адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 28,8 тыс. чел., что меньше на 24,7 % (в сравнении с ситуацией на 1.01.2016г.), при этом сумма назначений составила 842,3 млн. тенге или уменьшилась на 15,8% (в сравнении с 2015 годом).

На 1 мая 2017 года адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 17,7 тыс. чел., что меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 %, при этом сумма назначений – 236,6 млн. тенге (в сравнении с 2016 годом уменьшилась на 14,3 %). Средний размер АСП за указанный период составил – 3 336,8 тенге, что больше на 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

-   жилищная помощь была оказана 97,1 тыс. семьям, на сумму 2,4 млрд. тенге (в сравнении с 2015 годом сумма уменьшилась на 1,1 %), на 1 апреля 2017 года - оказана 55,9 тыс. семьям, на сумму 914,5 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 1,4 %). Средний размер жилищной помощи в 2016 году составил 2 083,1 тенге, на 1 апреля 2017 года - 5 452,8 тенге, что больше на 7,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Годы независимости оказались для Казахстана как важной исторической вехой для строительства независимого суверенного государства, так и периодом трудного и неоднозначного поиска новых форм социально – экономического и политического развития, оптимальных путей вхождения в мировое сообщество. Появилась необходимость решать вопросы, связанные с предложением рабочей силы, ее квалификационными характеристиками, уровнем занятости населения, социальной защищенности, демографической ситуацией, репродуктивным поведением населения. Проблема выработки новой социально – культурной политики государства стала одним из актуальных задач. Необходимо было достигнуть определенного уровня равновесия в во всех сферах общественной жизни, разрешить социальные противоречия, сохранить или восстановить баланс стратегических и тактических общественных противоречий.

Несмотря на экономические сложности в кризисные, 2014-15 годы в республике велись активные поиски борьбы с безработицей, проведения реформ пенсионного обеспечения и здравоохранения, сфер образования и культуры. Поэтому дальнейшее совершенствование социально – культурной политики остается важнейшей и актуальной задачей государства.

В Конституции Казахстана заложена основа для построения социального государства. Построение же государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен. Но, Казахстан все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь экономического и социального развития.

 

Список литературы

 

1.   Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

3.    Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2016-2020 годы и . Одобрено на заседании ПБК от «29» августа 2015 года, протокол №35

4.   Казахстанский институт стратегических исследований. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.kisi.kz

5.      Орманбаев А.Ж. Реализация экономической политики Казахстана (теория и практика) Электронный ресурс. Режим доступа: http://articlekz.com/article/8022 Последняя дата обращения 12.03.2017

6.     Официальный сайт Всемирного банка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. Data.worldbank.org Последняя дата обращения 25.04.2017.