Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Рыночные отношения в России характеризуются дефицитом рабочих мест, что приводит к росту безработицы. Исходя из этого, становится актуальным анализ влияния безработицы на отдельные группы населения. Трудоустройство выпускников является одной из важнейших проблем современного общества, так как отражает качество обучения в ВУЗах, эффективность функционирования системы образования и расходования средств бюджета. Напряженная ситуация на российском рынке труда усугубляется отсутствием механизма трудоустройства выпускников после окончания ВУЗа и завышенными ожиданиями студентов о будущем размере заработной платы.

Молодежь от 20 до 29 лет на рынке труда составляет 24% от общей численности трудоспособного населения по данным Государственной службы статистики за 2017 год. При этом, доля лиц в возрасте от 20 до 24 лет в общей численности населения России снижалась на протяжении 10 лет (рис. 1).



По данным мониторинга трудоустройства за 2017 год, проводимого Минобрнауки, безработица среди всех выпускников находится на уровне 25%, что свидетельствует о низком качестве подготовки кадров и невостребованности специалистов определенных направлений подготовки, таких как экономика и юриспруденция. Заработная плата молодых юристов и экономистов меньше средних показателей по стране, например для очной формы обучения 26 тысяч и 27 тысяч рублей соответственно [13]. Таким образом, на российском рынке труда явно прослеживается структурная безработица среди выпускников ВУЗов, так как падает спрос на определенные профессии.

Если сравнивать квалификационную подготовку студентов, то выпускники магистратуры имеют наибольший процент трудоустройства и показатели заработной платы, нежели выпускники бакалавриата и специалитета. Наиболее востребованными среди работодателей являются выпускники ведущих российских вузов, таких как МГУ, СПбГУ, ВШЭ. Лидерами по доле трудоустройства студентов являются высшие учебные заведения с категорией НИУ, однако даже среди этого сегмента занятость выпускников не превышает 82% [13]. По данным статистики, на одно рабочее место претендуют примерно 8 молодых специалистов после окончания ВУЗа [14]. Самыми востребованными направлениями подготовки являются: сестринское дело, фармация, ядерная энергетика и технологии, тепло- и электроэнергетика, а также химические технологии.

Стоит отметить, что даже среди выпускников экономически востребованных специальностей существует безработица, характеризуемая как фрикционная. Данный вид безработицы связан с поиском работы и обычно не длится более трех месяцев, однако в условиях российской экономики молодым специалистам приходится искать работу в течение более длительного промежутка времени, так как работодатели не заинтересованы нанимать сотрудников без опыта. Так как российский рынок труда находится в стадии экономического спада, а спрос на трудовые ресурсы недостаточен, то имеет место циклическая безработица.

Российский рынок труда отличается количественным и качественным дисбалансом спроса и предложения рабочей силы. Такая ситуация связана с низким уровнем взаимодействия между работодателями и высшими учебными заведениями, а также несоответствием между личными предпочтениями студентов в выборе направления подготовки и потребностями экономики. Кроме того, образовательные программы часто «оторваны» от практики и реалий экономики сегодняшнего дня. Таким образом, воспроизводство квалифицированных кадров происходит не в полной мере, а после выпуска студенты фактически оказываются не готовы к работе.

Каким образом можно повлиять на сложившуюся ситуацию? Выравнивание вышеуказанного дисбаланса государство осуществляет путем снижения квоты бюджетных мест в ВУЗах на некоторые направления подготовки, преимущественно гуманитарные. В профильных учебных учреждениях бюджетные места на направления подготовки «Экономика» сокращаются, а в непрофильных (например, технических) прием на бюджет по данной программе, за редким исключением, отсутствует вовсе. Так, например, в 2015 году Российский государственный социальный университет принимал на 1 курс на бюджетной основе более 40 будущих экономистов, в 2016 году — уже 25, а в 2017 — всего 13 [15].

Касательно других направлений подготовки, стоит отметить небольшое снижение плана приема для будущих менеджеров почти во всех профильных университетах в 2017 году. Бюджетных мест стало меньше в ГУУ, РЭУ им. Плеханова, Финуниверситете, НИУ ВШЭ, ВАВТ. Среди непрофильных образовательных организаций в эту приемную кампанию еще два технических университета — МИСиС и МАИ — принимали абитуриентов на данное направление исключительно на платной основе. Несмотря на некоторое снижение бюджетных мест, ведущие экономические вузы — НИУ ВШЭ, ГУУ, ФУ, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС — набирают на «Менеджмент» от 100 до 250 абитуриентов ежегодно [15].

В 2018 году также планируется снизить число бюджетных мест на экономических и юридических специальностях, так как, по данным Минобрнауки, работу по профессии находят не более половины выпускников. Кроме того, будет увеличено количество мест на инженерные направления (им отдадут до 45%), 12% мест получат педагогические факультеты и 5% – медицинские [16].

Таким образом, государство рассчитывает снизить число выпускников невостребованных профессий, а также направить высвобожденные бюджетные средства на подготовку студентов приоритетных для современной экономики специальностей, но будут ли данные меры эффективны?

Спрос на инженерные специальности, являющиеся приоритетными для российской экономики, невелик даже при условии увеличивающегося государственного финансирования. Снижение бюджетных мест на таких направлениях подготовки, как экономика и менеджмент, ВУЗы компенсируют платными. Таким образом, данная политика скорее понижает доступность высшего образования для выпускников школ, чем стимулирует рост занятости среди молодых специалистов.

Что касается качества российского образования, то в этом отношении существуют несколько проектов Минобрнауки, направленных на улучшение системы среднего профессионального образования и повышение конкурентоспособности российского образования на международном уровне.

Во-первых, приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», предусматривает увеличение численности выпускников программ СПО, продемонстрировавших высокий уровень подготовки, до 50 тысяч человек. Для учащихся данных программ будут внедрены новые образовательные программы (ФГОС СПО), а также новый инструмент оценки подготовки кадров – демонстрационный экзамен. Кроме того, в целях стимулирования набора на приоритетные для экономики специальности были созданы 7 межрегиональных центров компетенций для подготовки по таким направлениям, как промышленные и инженерные технологии, машиностроение, транспорт и логистика, дизайн и так далее [12].

Во-вторых, осуществляется проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», цель которого – обеспечить глобальную конкурентоспособность российских университетов. Глава Минобрнауки отмечает, что в ТОП-100 мировых рейтингов входит 6 отечественных ВУЗов, а в ТОП-300 – 13 [12].

Данные проекты направлены на улучшение качества российского образования, приближение к мировым стандартам, и, следовательно, повышение конкурентоспособности студентов на рынке труда. Еще рано говорить о конечных результатах деятельности Минобрнауки в этой области, однако уже сейчас закладываются основы для дальнейшего совершенствования системы образования. Подготовка студентов по новым современным стандартам позволит увеличить профессиональную ценность молодого специалиста перед работодателем при приеме на работу, а результаты единого экзамена предоставят объективную оценку знаний выпускника.

Безусловно, помимо повышения качества образования, необходимо бороться с оторванностью системы образования от рынка труда. Данная проблема может быть решена путем тесного сотрудничества компаний с высшими учебными заведениями и реализацией их совместных проектов. Например, если рассматривать опыт западных стран, в таких университетах как Гарвард и Оксфорд работодатели сами «выстраиваются в очередь» за выпускниками, так как ВУЗы создали себе имя и систему, при которой студент сразу же после поступления попадает в поле зрения большого количества работодателей.



Список литературы

 

1.Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации Текст – М.: Экзамен, 2016 

2.Аверин, А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А. Н. Аверин. - М: Флинта, 2016.- 235с.

3 .Гавкалова Н. Л. Менеджмент персонала / Н. Л. Гавкалова, Н. С. Маркова. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М. 2012, 321 с.

4 .Демин, Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях / Ю.М. Демин. - СПб: Питер, 2017.- 246 с.

5.Макроэкономика. Учебник, Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», /Отв. Ред. М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе. - Ростов на Дону «Феникс» 2017.- 409 с.

6 .Пошерстник, Н. В. Кадры предприятия: Кадровая политика предприятия. Оформление трудовых отношений с работником. Документы по учету кадров. Пенсионное обеспечение / Н. В. Пошерстник.- М. 2017, 340с.

7 .Цхададзе Н.В. Социально-экономические последствия развития неформальной занятости в России // ж. «Вестник Тверского государственного университета, Серия «Экономика и управление», № 4 , 2015 г. – С.102-112.

8 .Цхададзе Н.В. Последствия расширения неформального сектора в экономике //«Экономико-

правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поискмодели эффективного социохозяйственного развития». Сборник статей международной научно-практической конференции. / под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой – Краснодар: ЮИМ, 2015. – С.235-240.

9 .Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы //«Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» в 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».Сборник докладов III Международной научной конференции, г. Москва, 2016 – С.278-283.

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gks.ru/.

11.Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

12. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

13. Минобрнауки   России провело третий   мониторинг трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/10347

14.    Особенности молодежного рынка труда в России в 2017 году / Статьи / Советы // ПорталCareer.ru [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: https://career.ru/article/21882

15.     Бюджетные места – 2017 / Статьи / Старшекурснику и абитуриенту // Портал Учеба.ру [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: https://www.ucheba.ru/article/4851

16.   Приемный день: что ждет абитуриентов в 2018 году // Российская газета – 2017. - №7394 (228) [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – URL: https://rg.ru/2017/10/09/kak-izmeniatsia-pravila-priema- abiturientov-v-2018-godu.html

17. URL: http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики